История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Дворцовые перевороты - ПОСЛЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ
Цели уроков: выявить причины и сущность дворцовых переворотов; показать роль гвардии в их осуществлении; раскрыть феномен фаворитизма; проследить смену монархов на российском престоле в 1725—1762 гг.
Основные знания: причины и сущность дворцовых переворотов; особенности правления Екатерины I; борьба политических группировок в царствование Петра II; попытка «верховников» ограничить царскую власть; «стабилизация» политического строя при Анне Иоанновне; характер и особенности дворцовых переворотов 1740—1741 гг.; личность и политическая программа Елизаветы Петровны; причины краткости царствования Петра III.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, отрывки из кинофильмов С. С. Дружининой «Тайны дворцовых переворотов: Россия. Век XVIII»: фильм 1 «Завещание императора», фильм 2 «Я — император!», фильм 3 «Вторая невеста императора».
Внутрипредметные связи: история России: Россия в первой четверти XVIII в.
Персоналии: Екатерина I, Пётр II, А. Д. Меншиков, Анна Иоанновна, Э. Бирон, Иван Антонович, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II.
Ключевые понятия: дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия.
Даты и события: 1725 г. — смерть Петра I; 1725— 1727 гг. — правление Екатерины I; 1727—1730 гг. — правление Петра II; 1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны; 1740 г. — провозглашение императором Ивана Антоновича; 1741 г. — низложение Ивана Антоновича и регентши Анны Леопольдовны; 1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны; 1761—1762 гг. — царствование Петра III; 1762 г. — приход к власти Екатерины II.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников; объяснять причины и последствия дворцовых переворотов; объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия.
Основные сведения
Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают краткий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия происходила смена правителей. Эпоха началась со смерти Петра I, а завершилась воцарением в 1762 г. императрицы Екатерины II.
Главной причиной частоты и лёгкости переворотов было усиление роли гвардии в государственных делах. Существовавший тогда порядок наследования престола (до 1797 г. действовал указ Петра I, по которому монарх сам назначал преемника) привёл к усилению дворцовых интриг и острой борьбе политических группировок за власть. Каждая из сторон в этой борьбе была вынуждена обращаться за помощью к гвардейским полкам.
План изучения нового материала: 1. Причины и сущность дворцовых переворотов. 2. Екатерина I (1725—1727). 3. Пётр II (1727—1730). 4. «Верховники» (1730). 5. Анна Иоанновна (1730—1740). 6. Иван Антонович (1740—1741). 7. Елизавета Петровна (1741—1761). 8. Пётр III (1761— 1762).
Из-за объёмности темы на её изучение целесообразно отвести два урока, на первом из которых рассмотреть пункты плана 1—4, на втором — 5—8.
Урок 1
Начать изучение нового материала следует с повторительной беседы с учащимися.
Вопросы и задания для учащихся: 1. Вспомните, в каких родственных отношениях Пётр I состоял с царями Михаилом Фёдоровичем, Алексеем Михайловичем, Фёдором Алексеевичем, Иваном V Алексеевичем, царевной Софьей. 2. Каким образом происходило наследование царской власти первыми Романовыми? 3. Кто был наследником престола в первый период царствования Петра I (до 1689 г.)? 4. Какой порядок наследования трона был введён Петром I после «дела царевича Алексея»? 5. Какие ближайшие родственники царя могли рассчитывать на наследование императорской власти? 6. Как должен был решаться вопрос о престолонаследии в случае внезапной смерти царя?
Для лучшего представления о родственных связях царской семьи учащиеся (совместно с учителем) выполняют задание 1 к § 20—21 рабочей тетради.
1. Этот пункт предполагает рассказ учителя, в ходе которого вводятся ключевые понятия: дворцовый переворот, гвардия, фаворит. Свой рассказ учитель чередует с беседой с учениками.
Вопросы для учащихся: 1. Почему были возможны дворцовые перевороты в России 1725—1762 гг.? 2. Менялся ли характер власти в ходе переворотов? 3. Оказывали ли они влияние на общественный строй в России? 4. Каковы были последствия частых дворцовых переворотов? 5. Как к ним относилось большинство населения страны?
2. Повествование можно начать с биографии Екатерины I, отметив её происхождение, путь к вершинам власти, личные качества, проявившиеся в период Северной войны и Прутского похода. Затем следует беседа с учениками.
Вопросы для учащихся: 1. Почему выдвижение Екатерины как преемницы Петра I было принято в штыки родовой аристократией? 2. Кто ещё, помимо Екатерины, претендовал на престол? 3. Почему и как был сделан выбор в её пользу? 4. Чем руководствовался А. Д. Меншиков, поддерживая Екатерину? 5. Для чего был создан Верховный тайный совет? 6. Представители каких слоёв общества в него вошли? Почему? 7. По каким причинам Верховный тайный совет невзлюбила противоположная политическая группировка, гвардейцы? Чего они опасались?
При изучении этого пункта плана можно использовать отрывки из кинофильмов С. С. Дружининой «Тайны дворцовых переворотов: Россия. Век XVIII»: фильм 1 «Завещание императора», фильм 2 «Я — император!», фильм 3 «Вторая невеста императора», в которых ярко, убедительно и строго документально показаны действующие лица дворцовых переворотов.
3. Учитель рассказывает биографию Петра II, демонстрируя учащимся отрывки из кинофильмов С. С. Дружининой «Я — император!» и «Вторая невеста императора».
Вопросы для учащихся: 1. Каким образом изменился состав Верховного тайного совета при Петре II? 2. Кто из царской фамилии был реальным кандидатом на престол в дни болезни молодого императора?
4. Учащиеся должны чётко усвоить суть принятых по настоянию Д. М. Голицына кондиций. Важно поставить перед учащимися вопросы, которые прояснят происходившее: почему члены Верховного тайного совета остановили свой выбор на кандидатуре Анны Иоанновны? На что они рассчитывали?
В качестве практического задания ученики могут проанализировать текст кондиций (с. 174 учебника).
Вопросы и задания для учащихся: 1. Можно ли считать описанные в документе ограничения царской власти движением в сторону парламентской монархии, которое уже происходило в западноевропейских странах? Свой ответ поясните. 2. Кто выступил в числе противников кондиций и почему? 3. Как следует понимать фразу казанского губернатора А. П. Волынского: «Боже сохрани, чуть не сделалось вместо одного самодержавного государя десять самовластных и сильных фамилий»?
Домашнее задание: в рабочей тетради: задания 5, 7 к § 20—21.
Урок 2
5. Про Анну Иоанновну учитель рассказывает, опираясь на соответствующий текст учебника и обращая особое внимание учащихся на попытку императрицы закрепить власть за потомками царя Ивана Алексеевича.
6. Вопрос излагается учителем по материалам учебника.
7. Представление о Елизавете Петровне складывается в ходе беседы с учащимися.
Вопросы для учащихся: 1. Чем объясняется мирный приход к власти Елизаветы Петровны? 2. Какими чертами характера была наделена новая императрица? Какие из этих черт она унаследовала от своего великого отца, а какие — от матери? 3. Как Елизавета Петровна попыталась закрепить престол за потомками Петра I? Чем были ограничены эти её попытки? Почему Елизавета взяла к себе на воспитание сына своего племянника — Павла? 4. Чем ознаменовалось правление Елизаветы Петровны? 5. Как вы думаете, почему Елизавету Петровну называли «своенравной русской барыней»?
8. Учитель, рассказывая о Петре III, отмечает причины взаимоисключающих оценок его личности. Рассказав об императоре, основных характеристиках его правления, можно попросить кого-то из учеников высказать собственное мнение о Петре III и ответить на вопрос: мог ли подобный человек удержаться на российском престоле?
Выводы. Эпоха дворцовых переворотов ознаменовалась частой сменой правителей на российском престоле. В эту эпоху значительно возросло влияние гвардии, придворных кругов, фаворитов-временщиков. Правители России стали более зависимы от поддерживавшего их дворянства.
Домашнее задание: § 20—21, вопросы и задания к ним. В рабочей тетради: задания 2—4, 6 к § 20—21.