Реформы Петра I - РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I

История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Реформы Петра I - РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I

Цели урока: рассмотреть основные положения Петровских реформ; показать учащимся результаты и историческое значение этих реформ.

Основные знания: причины и основные направления реформ центральной власти; значение указа о единонаследии и Табели о рангах, усиление позиций дворянства; цели и основные направления областной реформы; предпосылки, политическое и социальное значение реформы городского управления; содержание и последствия церковной реформы; оппозиция реформам Петра I; историческое значение петровской модернизации России.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, отрывки из указа о единонаследии и Табели о рангах (их полные тексты представлены на сайте http://www.hist.msu.ru/ER/).

Внутрипредметные связи: история России: Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение.

Персоналии: Пётр I, царевич Алексей.

Ключевые понятия: абсолютизм, Сенат, коллегия, аристократия, Табель о рангах, единонаследие.

Даты и события: 1708 г. — областная реформа (введение губерний); 1714 г. — указ о единонаследии; 1720 г. — замена приказов коллегиями; 1722 г. — Табель о рангах.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): характеризовать важнейшие политические и социальные преобразования Петра I; использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики политики власти; давать определения понятиям: абсолютизм, Сенат, коллегия, аристократия, Табель о рангах, единонаследие.

Основные сведения

Справедливо полагая, что прогресс России невозможен без модернизации системы государственного управления, Пётр I провёл серию реформ в этой области.

В 1699 г. царём была учреждена Ближняя канцелярия, переименованная в 1708 г. в «консилию министров».

Следующим шагом стало создание в 1711 г. Правительствующего сената, ставшего высшим государственным учреждением. Над деятельностью Сената также был установлен контроль: в 1722 г. был назначен генерал-прокурор.

Реформа 1718—1720 гг. упразднила приказы и ввела коллегии.

В 1714 г. Пётр I подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и «новой» (дворянской) аристократией.

В 1722 г. царь принял Табель о рангах, которая сравняла служебное положение старой и новой аристократии.

В 1708 г. с целью усиления местного аппарата власти и повышения его роли в деле управления Россия была поделена на восемь губерний.

В 1720 г. в Петербурге был создан Главный магистрат (городское управление), которому были подчинены местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами (выборными от городского населения). Горожане теперь делились на «регулярных» (высших) и «подлых» (низших).

В 1721 г. царь упразднил патриаршество. Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий синод.

Реформы Петра вызывали неприятие у многих, главным образом у старой родовой аристократии, видевшей в них разрушение традиционного уклада жизни.

План изучения нового материала: 1. Реформа государственного управления. 2. Указ о единонаследии. Табель о рангах. 3. Областная реформа. 4. Реформа городского управления. 5. Церковная реформа. 6. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея». 7. Значение петровских преобразований.

Ход урока

1. При изучении реформы государственного управления учитель предлагает ученикам вспомнить, что собой представляло государственное управление Россией в XVI—XVII вв.: функции царя, Боярской думы, Земского собора, приказов, органов местного управления.

Вопросы для учащихся: 1. Почему старые структуры власти не устраивали Петра I и его окружение? 2. Зачем необходимо было провести реформу государственного управления? В чём состоял её главный смысл?

По мере обсуждения вопросов можно предложить учащимся (при помощи учителя) выполнить задание 6 к § 15 рабочей тетради.

Для закрепления нового материала и повторения пройденного учащимся предлагается таблица:

Государственный аппарат в XVII в.

Государственный аппарат в первой четверти XVIII в.

Царь

Император

Боярская дума

Сенат

Земский собор

Коллегии

Приказы

Губернаторы

Воеводы

Воеводы

Вопросы для учащихся: какие органы власти не нашли замены в новой системе управления? Чем это можно объяснить?

2. Ученикам предлагается проанализировать тексты указа о единонаследии и Табели о рангах. В ходе работы с текстами следует обратить внимание учащихся на главную цель принятия этих документов. Другой задачей при работе с текстами станет отработка новых понятий.

3. Этот пункт плана ученики изучают самостоятельно, читая соответствующий материал в учебнике. Затем с классом проводится беседа.

Вопросы для учащихся: 1. Для чего была необходима областная реформа? Какие задачи она перед собой ставила? 2. Для чего губернии делились на провинции? 3. Какой режим управления Украиной в большей степени отвечал интересам центральной власти, местного населения?

4. Реформа городского управления обсуждается в форме повторительно-обучающей беседы с учениками.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Вспомните, какие органы городского управления существовали в европейских странах. Какие полномочия они имели? Кто имел право избирать и избираться в эти органы? 2. Чем различался социальный состав населения городов России и Западной Европы? 3. Для чего нужно было делить городское население на «высших» и «низших»? Какие различия существовали в их статусе? 4. В чём реформа городского управления помогала экономическому подъёму городов?

5. Изучение церковной реформы начинается с повторения уже пройденного материала (§ 7 учебника).

Вопросы для учащихся: 1. Кто был главой Русской православной церкви в XVII в.? 2. Какова была церковная иерархия?

По мере объяснения нового материала учитель, рассказывая о событиях первой четверти XVIII в., ставит перед учащимися вопросы: почему царь запретил выборы нового патриарха? Что не устраивало Петра I в управлении церковными делами? Кто назначал представителей высшего духовенства после отмены патриаршества? Как это отражалось на отношениях власти и церкви? Что стало главным результатом церковной реформы Петра I?

6, 7. Учитель излагает материал в рамках учебника.

Выводы. Государственные реформы, проведённые Петром I, сыграли большую роль в жизни страны. Они значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих европейских держав. Реформы изменили оставшиеся от старой Руси пережитки местничества, стерев грани между боярством и дворянством в экономическом и служебном положении. Они усовершенствовали систему местного управления, впервые в истории России были введены выборные начала в управлении городами. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов. В то же время новая система управления по-прежнему лишала миллионы простых людей возможности участвовать в решении судеб страны.

Домашнее задание: § 15, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1—5, 7, 8 к § 15.






Для любых предложений по сайту: [email protected]