История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Внешняя политика - РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ
Цели урока: выявить факторы, определявшие характер внешней политики; показать её основные направления; проследить изменение границ страны в XVII в.; оценить результативность внешнеполитической деятельности.
Основные знания: причины и последствия Смоленской войны; объективные и субъективные предпосылки, последствия воссоединения Украины с Россией; основные итоги и значение русско-польской войны 1654—1667 гг.; причины и итоги Русско-турецкой войны 1677—1681 гг.; Крымские походы русской армии; особенности освоения русскими Сибири и Дальнего Востока.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока».
Внутрипредметные связи: Новая история: международные отношения в XVII в.
Персоналии: Алексей Михайлович, М. Б. Шеин, Б. М. Хмельницкий, В. В. Голицын.
Ключевые понятия: быдло, гетман, голытьба, реестровые казаки.
Даты и события: 1632—1634 гг. — Смоленская война с Польшей; 1653 г. — решение Земского собора о включении Украины в состав России; 1654—1667 гг. — русско-польская война; 1677—1681 гг. — Русско-турецкая война; 1687, 1689 гг. — Крымские походы русской армии.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII в.; показывать на карте территорию России и земли, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов; объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.; раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири и Дальнего Востока; объяснять значение понятий быдло, гетман, голытьба, реестровые казаки.
Основные сведения
Основным противником России в XVII в. оставалась Речь Посполитая (Польша). Она не признавала прав Михаила Романова на престол, считая русским царём своего королевича Владислава. За Польшей оставались и Смоленские земли, захваченные у России во времена Смуты. Польская шляхта (дворянство) не оставляла планов нового похода на Москву.
Главным итогом Смоленской войны 1632—1634 гг. стал отказ короля Владислава от претензий на русский престол. Это была значительная победа российской стороны. Однако Смоленская война не сняла имеющиеся противоречия с Речью Посполитой.
Русско-польские отношения обострились ещё сильнее в условиях начавшейся борьбы украинского народа за независимость. Богдан Хмельницкий, поняв, что восставшим трудно будет самим справиться с Польшей, обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства. 1 октября 1653 г.
Земский собор принял решение о включении Украины в состав России и об объявлении войны Польше. 8 января 1654 г. в Переяславе состоялся совет — Рада, на котором собрались выборные представители от всех сословий украинского населения.
Решение России принять в свой состав Украину вызвало новую войну с Польшей. Она началась сразу же после Земского собора 1653 г. и Переяславской рады и почти 15 лет шла с переменным успехом.
Россия была заинтересована и в расширении своих владений на юге. Её противниками на этом направлении были Крымское ханство и Турция.
Западная Сибирь была присоединена к России в результате разгрома Сибирского ханства ещё в конце XVI в. Здесь возникли города Тобольск, Тюмень, Берёзов, Сургут, Томск и др. В XVII в. началось и хозяйственное освоение бескрайних сибирских просторов. К концу XVII столетия русские владения в Азии простирались уже до побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. На юге они были ограничены зоной влияния Китайской империи (в основном на Дальнем Востоке и в Забайкалье), а также киргизскими племенами (в Центральной Азии). С целью урегулирования русско-китайских противоречий на Дальнем Востоке между двумя странами в 1689 г. был заключён Нерчинский договор.
План изучения нового материала: 1. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. 2. Воссоединение Украины с Россией. 3. Русско-польская война (1654—1667). 4. Русско-турецкая война (1677—1681). 5. Крымские походы. 6. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Ход урока
1. Рассказывая о взаимоотношениях России и Речи Посполитой, учитель ставит перед учащимися вопросы: почему именно Польша оставалась основным противником России на протяжении большей части XVII в.? Какие задачи ставили перед собой польские руководители? Какие нерешённые вопросы между Россией и Польшей оставались после Смуты?
По карте «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока» ученики показывают, какие именно русские земли сохранялись в составе Польши после Смуты. Учитель же в ходе рассказа акцентирует внимание школьников на том, почему первая после изгнания поляков из Москвы война получила у современников и историков название «Смоленская», каковы были её результаты и значение для России, какие задачи так и не были решены в ходе её.
2. Объясняя материал о воссоединении Украины с Россией, важно вспомнить, когда и почему украинские и белорусские земли оказались в составе Польши.
Вопросы и задания для учащихся: 1. Каково было положение населения украинских и белорусских земель в составе Речи Посполитой? 2. Сравните положение крестьян Украины в XVI — начале XVII в. с положением крестьян в Англии, Франции, России. В чём заключалось более тяжёлое положение украинского населения?
Рассказывая об освободительной борьбе украинского и белорусского народов, учитель использует карту «Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого и русскопольская война 1654—1667 гг.» (с. 78 учебника), учащиеся параллельно выполняют задание 3 к § 9 рабочей тетради.
Затем, выслушав рассказ учителя о Переяславской раде, ученики анализируют отрывок из речи Б. М. Хмельницкого, произнесённой 8 января 1654 г. в Переяславе:
Вот уже шесть лет живём мы без Государя... и видим, что нельзя жить нам больше без Царя. Для этого собрали мы Раду. чтобы выбрать себе государя из четырёх. Первый царь — турецкий. второй — хан крымский, третий — король польский... четвёртый — есть Православный Великой России Государь, царь и великий князь Алексей Михайлович.
Царь турецкий — бусурман [иноверец]. крымский хан тоже бусурман. А православный христианин великий государь — царь восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания.
Вопросы для учащихся: 1. Почему украинские казаки «не могли жить» без государя так долго? 2. По какой причине они выступали за воссоединение Украины с Россией, а не с другими соседями? 3. Можно ли считать, что украинские политики лишь воспользовались силой православной России для борьбы с Польшей, не имея в виду своё развитие в составе единого Российского государства в будущем? 4. В чём вы видите историческое значение воссоединения Украины с Россией?
3. О русско-польской войне 1654—1667 гг. рассказывает учитель, используя карту «Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого и Русско-польская война 1654—1667 гг.» (с. 78 учебника). Важно при этом показать историческое значение победы России в борьбе за освобождение Украины.
4. При объяснении материала этого пункта плана учителю необходимо заострить внимание учеников на том, что главной причиной Русско-турецкой войны 1677—1681 гг. стало столкновение интересов Турции, Крымского ханства, Речи Посполитой и России в вопросе принадлежности Украины. Затяжная кровопролитная война завершилась признанием Турцией и Крымским ханством вхождения Левобережной Украины в состав России. В ходе рассказа учитель активно использует карту «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока».
5. Вопрос о Крымских походах учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий текст учебника. Затем учитель проводит с учениками беседу.
Вопросы для учащихся: 1. Почему Россия вновь столкнулась с Крымским ханством после Бахчисарайского мира? 2. Почему Россия примкнула к антитурецкой «Священной лиге»? 3. Насколько подготовленными были походы В. В. Голицына в Крым? Чем они завершились? Как вы можете объяснить такой итог походов? 4. В чём состоит историческое значение Крымских походов?
6. Тема освоения Сибири и Дальнего Востока может быть изучена посредством работы учащихся с историческими источниками. Например, с «Наказом якутскому воеводе о ясачных людях» (1651), содержащим прямые установки на осторожное, постепенное приведение местного населения к присяге:
Да и в иные новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомуж посылати для проведыванья и для прииску и для приводу под государеву... руку служилых людей. и ясак с них [местных жителей] сбирати... ласкою, а не жесточью... и к шерти [присяге] их. привесть. и ясачным людем налоги и оскорбленья никакого не учинить, и от государевы высокие руки их не отгонить. [Коренных жителей насильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в Москву не вывозить], чтоб Сибирская Ленская земля пространялась, а не пустела. [Крестившихся добровольно] мужской пол устроивать в государеву службу и верстать их государевым денежным и хлебным жалованьем, смотря по людям, кто в какую статью пригодитца, в выбылые русских служилых людей места, жонок и девок выдавати замуж за новокрещенов же и за русских служилых людей.
Выводы. В XVII столетии в результате изнурительных войн, деятельности первопроходцев территория России значительно выросла. В её состав вошли земли Сибири и Дальнего Востока, Левобережной Украины и Смоленщины. Наличие таких обширных пространств открывало возможности развития страны «вширь», замедляя тем самым внедрение новых методов хозяйствования, задерживая отмирание крепостнических порядков.
Домашнее задание. § 9, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1, 2, 4—8 к § 9. Индивидуальные задания: сообщения (с элементами презентации) на темы «С. И. Дежнёв», «В. Д. Поярков», «М. В. Стадухин», «Е. П. Хабаров».