Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Международные отношения во второй половине 80-х годов XX в. — начале XXI в. - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1945—2010 гг.
Цели
Обучения: изучить основные тенденции и процессы в международных отношениях во второй половине 80-х годов XX — начале XXI в.; продолжить формирование учебноинформационных навыков в ходе усвоения учебного материала.
Воспитания: прививать ученикам идеи гуманизма, уважения к правам человека, бережного отношения к демократическим ценностям, сохранению мира, воспитывать патриотизм и гражданственность.
Развития: совершенствовать навыки анализа и синтеза, построения умозаключений.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, словесные, обобщение, сравнение, самостоятельная работа по подбору материала для опережающих заданий, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Новое политическое мышление — политические подходы к международным отношениям, основывающиеся на односторонних уступках СССР Западу.
Основные события
1957 г.: создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС).
1967 г.: в Юго-Восточной Азии создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
1987 г.: подписание Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
1989 г.: вывод советских войск из Афганистана.
1990 г. (август): иракская агрессия против Кувейта.
1990 г. (ноябрь): подписание Договора об обычных вооруженных силах в Европе (устанавливал паритет между обоими союзами на основе разумной достаточности вооружения каждой из сторон).
1991 г. (весна): официальный роспуск СЭВ и ОВД.
1991 г. (июнь): выход Словении и Хорватии из состава федерации и провозглашение ими суверенитета.
1991 г. (июль): подписание Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) — сокращение советских и американских ядерных арсеналов на протяжении семи лет до 6 тыс. единиц для каждой стороны;
1993 г.: подписание Договора (СНВ-2);
1994 г.: Президент РК Н. А. Назарбаев выступил с идеей создания Евразийского союза (ЕАС).
1994—1999 гг.: расширение НАТО
1995 г.: создание Таможенного союза (Казахстан, Россия, Беларусь).
1995 г.: Дейтонские соглашения о создании на территории Югославии двух независимых государств — Сербской Республики и Мусульманско-Хорватской Федерации; Югославия перестала существовать.
1998 г.: США и Англия провели военную операцию против Ирака под названием “Лис в пустыне”;
2000 г. (10 октября): подписание Договора о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) — Казахстан, Беларусь, РФ, Кыргызстан, Таджикистан.
2001 г. (июнь): подписание Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) при участии Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Узбекистана, Таджикистана.
2001 г. (11 сентября): крупнейшие теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне.
2010 г. (декабрь): Саммит ОБСЕ в г. Астане.
2010 г. (9 декабря): принятие Декларации о формировании Единого экономического пространства (Россия, Казахстан, Беларусь).
2011 г. (5 февраля): вступление в силу Договора (СНВ-3);
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Хронологический диктант. По изученным на предыдущих уроках событиям установите даты.
Вариант 1
Период холодной войны
Провозглашение плана Маршалла
Подписание Багдадского пакта
Кремлевская доктрина
Вариант 2
Оформление движения неприсоединения
Создание СЕАТО
Берлинский кризис
Провозглашение доктрины Трумэна
3. Терминологический диктант.
Вариант 1
Инвестиция —
Демократический социализм —
Диверсификация производства —
Пацифизм —
Вариант 2
Стратификация —
Информационное общество —
Доктрина —
Биполярный мир —
4. Работа с ДМ.
5. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока. Далее он рассказывает о возобновлении советско-американского диалога.
В 1985 г. советско-американские отношения обсуждались на высшем уровне в Женеве, в 1986 г. — в Рейкьявике, в 1987 г. — в Вашингтоне. В 1988 г. в Москве рассматривались вопросы сокращения ядерных вооружений. Визит Дж. Буша в Москву. Роспуск СЭВ и ОВД. Стремление восточноевропейских стран вступить в НАТО.
6. Работа с ДМ.
7. Работа с текстом учебника. Учащиеся готовят ответ на вопрос: В чем заключались интеграционные процессы в мире?
8. Задание. Назовите, опираясь на текст учебника, дезинтеграционные процессы в мире в указанный период. (В 2002 г. США вышли из Договора ПРО 1972 г.; с 2006 г. Штаты перешли от оборонительного сдерживания к активному диктату; 90-е годы ХХ в. — вооруженные конфликты на Балканах; 1999 г. (март) — авиация НАТО бомбит сербскую территорию; с 1991 г. — вооруженные конфликты в зоне Персидского залива).
9. Работа с ДМ. Комментирование выполнения заданий учащимися.
10. Опережающее задание: доклад “Интеграционные инициативы Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева”.
11. Работа с историческим документом.
12. Сообщение по опережающему заданию “Саммит ОБСЕ в Астане”.
13. Рефлексия. 1. В чем проявилась новая система международных отношений? 2. Как выглядели контуры многополярного мира? (Работа с политической картой мира). 3. Какое значение имел Саммит ОБСЕ, состоявшийся в Астане?
14. Работа с ДМ.
15. Домашнее задание: § 6.