Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Латинская Америка во второй половине 70-х годов XX - начале XXI в. - СТРАНЫ АФРИКИ
Цели
Обучения: рассмотреть особенности интеграционных процессов на современном этапе; развивать общие способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач.
Воспитания: прививать чувства гуманизма, милосердия, уважения прав и национального достоинства человека; воспитывать патриотизм и гражданственность.
Развития: развивать у школьников долговременную память, способности к сравнению, умение определять главное и второстепенное, сравнивать, сопоставлять, абстрагироваться; развивать навыки работы с тестовыми материалами.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: интерактивные (работа в малых группах — “мозаика”), фронтальная беседа, работа с историческими документами, исторической картой, самостоятельная работа с учебником; наглядные, обобщения, сравнения; репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные события
1979 г.: никарагуанская революция.
1980 г.: принятие новой Конституции в Чили.
1983 г. — 1987 гг.: вторжение США в Никарагуа.
90-е годы: отход Кубы от строительства социализма по
советскому образцу.
1991 г.: подписан договор о создании Таможенного союза и Общего рынка четырех стран: Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая — Общий рынок Юга (МЕРКОСУР).
1991 г.: Гватемала, Сальвадор, Никарагуа, Гондурас, Коста-Рика и Панама подписали соглашение о создании в регионе зоны свободной торговли — Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС).
1998 г.: слияние зон свободной торговли ЦАИС и МЕРКОСУР.
2005 г.: создание Американской зоны свободной торговли (АЗСТ).
2007 г.(26 февраля): в Венесуэле подписан указ о национализации нефтяных месторождений, находящихся под контролем иностранных компаний.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
2. Изучение нового материала. Учитель организует работу, используя интерактивный метод — “мозаика”. Учащиеся делятся на три группы, учитель распределяет задания для работы по материалу учебника (§ 33).
Первый этап. Учащиеся изучают материал учебника по заданной теме.
Второй этап. Учащиеся каждой из трех групп рассчитываются на первый-второй, второй-третий и образуют новые группы только из первых, вторых, третьих. Выполняют задания учителя.
Третий этап. Учащиеся возвращаются в первоначальные группы и делятся тем материалом, который они изучили в новых группах.
Задания для групп
1-я группа. Латинская Америка в 40-х — 50-х годах; 60-х—70-х годах; 80-х—90-х годах; в конце ХХ - начале XXI в.
2-я группа. Революции на Латиноамериканском континенте: кубинская, чилийская, никарагуанская. Причины, характер, сходства, различия, особенности.
3-я группа. Современные интеграционные процессы в Латинской Америке.
Во время работы учащиеся находят в учебнике ответы на вопросы, записанные учителем на доске. 1) Какие элементы советской модели социализма наиболее ярко проявились на Кубе? 2) В чем состояла специфика государственных преобразований на Кубе? 3) Назовите оптимальный вариант политического и экономического развития Кубы. 4) Причины военных переворотов в Латинской Америке. 5) Причины длительного пребывания у власти А. Пиночета. 6) Чем объясняется отказ А. Пиночета от диктаторского режима в пользу демократии? 7) Причины кризиса военно-диктаторских режимов в Латинской Америке. 8) Перечислите проявления интеграционных процессов в Латинской Америке. Как они отразились на жизни народа? 9) Что из себя представляют две модели экономической интеграции в Латинской Америке?
4. Работа с ДМ.
5. Рефлексия. Главные итоги развития стран Латинской Америки.
6. Домашнее задание: § 33. Распределение тем проектов: Массовая культура и ее место в жизни людей. Наиболее успешные теории общественного развития: У. Ростоу, Дж. Гэлбрайт, Д. Белл. Экономические концепции. Роль СМИ в развитии современного общества. Формирование единого культурно-информационного пространства.