Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции - Урок 3 - Россия на пороге XX века
На уроке проверяется усвоение темы «Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции».
План урока. 1. Письменный контрольный опрос. 2. Пояснения к домашнему заданию.
Пояснения к уроку. В этом случае лучше предпочесть обычный письменный опрос. Рекомендуются следующие вопросы для контроля:
1. В чем причины резкого обострения социальных противоречий в начале XX в. в России?
Кризис промышленного производства, аграрный кризис, обострение национального вопроса, правительственная реакция.
2. Какие новые требования выдвигают различные социальные группы?
Часть дворянства и буржуазия требует Конституции, созыва Учредительного собрания для определения формы правления и введения Конституции, введения и законодательного закрепления свободы слова, печати, собраний и т. д.; рабочие выступают за свержение самодержавия, требуют введения рабочего законодательства, ограничивающего возможность безраздельной эксплуатации со стороны буржуазии, установления свободы слова, печати, собраний и т. д.; крестьяне не выдвигают политических требований, но выступают за ликвидацию помещичьего землевладения и отмену выкупных платежей.
3. Когда и где состоялся первый съезд, провозгласивший создание единой партии эсеров?
В 1901 г. в Берлине.
4. Когда и где состоялся первый съезд РСДРП?
В 1898 г. в Минске.
5. Какие общие недостатки отличали первый съезд партии эсеров и первый съезд РСДРП?
На этих съездах не были приняты уставы и программы партий, не удалось также решить организационные вопросы.
6. Как предлагали решить аграрный вопрос эсеры и социал-демократы?
Эсеры предлагали социализацию земли, т. е., уничтожив частную собственность на землю, передать ее в пользование общинам, которые будут осуществлять уравнительное распределение земли. Социал-демократы в программе-минимум предполагали возвращение крестьянам отрезанных в 1861 г. от их наделов земель и отмену выкупных и оброчных платежей.
7. Как вы думаете, чья программа больше отвечала интересам крестьянства? Почему?
Программа эсеров. Для социал-демократов крестьянский вопрос не был основным, поскольку они больше ориентировались на рабочий класс. Эсеры же стояли на позициях, близких к народническим, и видели источник социализма в крестьянской общине.
8. По каким вопросам разошлись русские социал-демократы, разделившись на меньшевиков и большевиков?
По вопросу о членстве в партии, по вопросу об устройстве самой партии (демократический централизм или относительная самостоятельность низовых партийных групп), по вопросу о движущих силах в надвигающейся буржуазно-демократической революции (меньшевики считали, что ведущая роль будет принадлежать буржуазии, а пролетариату следует действовать в союзе с ней; большевики считали, что главную роль будет играть рабочий класс и союзное с ним крестьянство, а буржуазия вообще не является революционной силой).
9. Какую основную задачу ставил себе кружок «Беседа»?
Преодолеть несогласованность в работе отдельных земств, установить между ними прочные связи, способствовать выработке конкретных политических и экономических программ преобразования России.
10. Каковы были программные требования «Союза освобождения»?
Отчуждение путем выкупа части помещичьих земель, ликвидация отрезков, оказание финансовой помощи крестьянству, созыв Учредительного собрания и провозглашение конституции.
Домашнее задание. 1. Ознакомиться с § 10. 2*. Подготовить доклад про Г. А. Гапона (см. задание к уроку 4) для устного ответа.
1 Задания со знаком «*» — для классов гуманитарного профиля.
2 Александр Михайлович Безобразов (1855—1931) — автор записки 1896 г., в которой указывалось на неизбежность войны с Японией и предлагался план — под видом коммерческих предприятий провести мирное завоевание Кореи; в начале 1903 г. добился приостановки эвакуации русских войск из Маньчжурии и учреждения Дальневосточного наместничества, а в Петербурге — Особого комитета по делам Дальнего Востока.
3 А. П. Извольский (1856—1919) — посланник в Копенгагене (1903—1906), министр иностранных дел (1906—1910), посол в Париже (1910—1917), сторонник сближения с Великобританией.
4 В. Н. Ламсдорф (1844—1907) — граф, директор канцелярии Министерства иностранных дел (1880—1897), товарищ министра иностранных дел (1897—1900), министр иностранных дел (1900—1906).
5 Повесть «Мать» написана в 1906 — начале 1907 г. В основу ее легли не только реальные исторические события и лица, но и наблюдения М. Горького над фабричной жизнью в Нижнем Новгороде.