Всемирная история 10 класс - методическое руководство
Фашизм в Италии и Германии - МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)
Цель урока: выяснить причины прихода к власти Б. Муссоллини и А. Гитлера, охарактеризовать сущность фашистской диктатуры; разъяснить основные направления внешней политики Б. Муссолини и А. Гитлера.
Понятия и термины: национализм, расизм, фюрер, дуче, антисемитизм, антикоминтерновский пакт, гетто.
По ходу урока для проверки домашнего задания учитель задает следующие вопросы:
1) В чем разница в политике “Нового курса” США и политике Народного фронта во Франции?
2) Почему не увенчалась успехом политика Народного фронта в Испании?
Получив ответы на эти вопросы, учитель начинает рассказ о причинах возникновения фашизма в Италии, Германии и установления там фашистской диктатуры, указывая на их особенности. Ученики должны высказать свои взгляды на проблему. Для рассмотрения вопроса используются биографические данные Муссолини и Гитлера. Учитель может составить план урока вместе с учениками и уделить время ознакомлению с текстом, вопросы и новые слова записываются с двух сторон доски.
Вопросы домашнего задания
1. В чем особенности политического развития Англии?
2. В чем особенности экономического развития?
3. Как охарактеризовать политику двухпартийной системы?
План урока:
1. Характеристика фашизма.
1.1. Что такое фашизм?
2. Кризис Веймарской республики.
2.1. Приход к власти фашизма.
2.2. Установление фашистской диктатуры.
3. Милитаризация экономики.
3.1. Герман Геринг. Четырехлетний план.
3.2. Завершение перестройки экономики.
4. Положение народов Германии.
4.1. Гонение на евреев. Антисемитизм.
4.2. Установление контроля над людьми.
5. Подготовка к войне.
Вопрос: Что вы знаете об усилении политического кризиса в Германии, Италии?
Пример ответа. Во-первых, всемирный экономический кризис. Во-вторых, усиление террористических акций в Германии, Италии.
Вопрос: Какую роль сыграли Гитлер и Муссолини в формировании фашистских отрядов и партий?
Пример ответа: Гитлер был оратором, а Муссолини был волевым человеком.
Дополнение учителя. Экономический кризис в Германии привел к распаду правящих групп. Германские социал-демократы ушли в оппозицию. В Италии Муссолини, пользуясь слабостью королевской власти, сам пришел к руководству страной. Германская идея о господстве над миром привела к установлению фашизма.
Особенности германского и итальянского фашизма рассматриваются в объеме учебника.
— Какие лозунги использовала национал-социалистическая рабочая партия Германии?
— Какие социальные слои поддерживали националистов и нацистов?
— НСРПГ на выборах в 1932 г. не получила большинства голосов. Так почему же в 1933 г. нацисты, несмотря на это, пришли к власти?
Ответы на вопросы учитель формулирует вместе с учениками.
Таблица 16
Правящие партии в Германии
Партии |
1928 г., 20. V |
1930 г., 14. IX |
1930—1931 гг., VII |
1932 г., 6. XI |
ГКП—КПГ |
11 |
13 |
15 |
17 |
ГСДП—СДПГ |
30 |
25 |
22 |
20 |
НСДАП |
2,6 |
18 |
37 |
33 |
Ученики пишут в тетради: 28 октября 1922 г. — поход Муссолини на Рим. 30 января 1933 г. — Гитлер назначен канцлером.
Внешняя политика Италии и Германии может быть представлена в виде таблицы.
Таблица 17
Внешняя политика Германии и Италии
Годы |
События |
Итоги урока.
Вхождение Японии в ось “Берлин—Рим” привело к созданию Антикоминтерновского пакта, который приблизил пожар Второй мировой войны.
Германия, готовясь к войне, стала наращивать мощь военной авиации и танковых частей.
Германия и Италия в Европе превратились в опасный союз.
Вопросы для закрепления
1. Что послужило препятствием милитаризации Германии Гитлером? (Версальский договор)
2. Почему Италия и Япония стали союзниками Германии?
3. Каковы были первоначальные агрессивные цели Германии?
Домашнее задание: ученики должны прочитать параграф и ответить на вопросы, приведенные в конце текста.