Всемирная история 10 класс - методическое руководство
Великобритания - МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)
Цель урока: учащиеся должны получить ясное представление о политическом и экономическом положении в стране после Первой мировой войны, традиционной двухпартийной системе управления, которая пришла в упадок.
Тема, обобщающая знания учащихся о лейбористском правительстве, созданном впервые в истории Великобритании, является одной из центральных в курсе всемирной истории. В круг материала для обобщения включается и тема о самой крупной в истории Англии забастовке, оказавшей влияние на парламентские выборы.
Ход урока: урок рекомендуется провести в виде беседы, с использованием самостоятельной работы. Необходимо использование атласа, новейшей истории зарубежных стран, материала учебника для характеристики послевоенной Великобритании.
План урока:
1. Экономическое положение Великобритании после войны.
2. Кризис двухпартийной системы управления.
3. Соотношение политических сил Р. Макдональда.
4. Характеристика экономического развития в 20-х годах.
5. Борьба за демократизацию общественного строя.
Каковы основные признаки системы государственного управления в Англии, которая не подвергалась изменениям с XVII в.? Какое значение имеет изменение традиционного управления для общества? Учитель должен раскрыть сущность этих вопросов.
С XVIII в. без подписи премьер-министра предложение короля в законопроекты считалось недействительным. Традиционная двухпартийная система управления способствовала сохранению стабильности в стране подобно маятнику, не нарушая конституцию.
1. Экономический кризис в 1920—1921 гг. Пользуясь диаграммой, используя материал учебника, можно дать характеристику развития экономики после Первой мировой войны. Учащиеся должны привести доказательства и указать особенности выхода Великобритании из кризиса.
Диаграмма 1
Производительность труда в 1932 г. по сравнению с 1929 г.
Диаграмма 2
Безработица (тыс. чел.)
По диаграммам № 1, № 2 учитель задает следующие вопросы: “В каких странах был наиболее высокий уровень безработицы? Каковы причины? Можно ли рассматривать безработицу как одну из особенностей экономического кризиса?”
Учитель просит сравнить уровень безработицы с 1929 по 1932 г. и дать характеристику последствий, пользуясь учебником.
Далее учитель спрашивает: “Согласно диаграмме, на какие годы приходится экономическое развитие Великобритании после войны?” Ученики должны ответить: 1923, 1926, 1928 гг.
2. К какому политическому кризису подъем экономики 1923 г. привел страну в 1924—1925 гг.? Ученикам рекомендуется найти ответ в учебнике.
3. На основе пройденных материалов ученики должны ответить, в чем отличие между либеральной и лейбористской партиями. Приход лейбористов к власти дает следующие данные: в 1918—1923 гг. лейбористы собрали 4,3 млн. голосов. Это по сравнению с 1910 г. в 11 раз больше. Учитель задает вопрос:
1) Какова была роль лейбористов?
2) Была ли предоставлена лейбористам возможность создать правительство?
3) К каким изменениям в истории Великобритании привели события 23 января 1924 г.?
3.1. Характеристика Р. Макдональда.
На основе “памятки” ученики дают характеристику Макдональда, его сильным и слабым сторонам.
4. Учитель продолжает урок и задает вопрос: “Какое влияние на внешнюю политику оказал застой традиционных областей экономики — кораблестроения и угольной промышленности?”
5. В 1926 г. в Англии состоялась рабочая стачка, впервые охватившая всю страну. Она оказала большое влияние на очередные парламентские выборы. Лейбористская партия в 1929 г. завладела большинством голосов в палате общин и создала свое второе правительство.
Примерные вопросы для закрепления урока
1. Каковы отличия двухпартийной системы Великобритании от двухпартийной системы США?
2. Какие изменения в укреплении государственного аппарата внесли Лейбористская партия Великобритании и Республиканская партия США накануне Второй мировой войны?
3. Что вы знаете о методах правления конституционной монархии в Великобритании и республиканского президентского правления в США?
4. Как официально называется Великобритания?
Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос 3.1. и составить план рассказа о роли Л. Джорджа и Р. Макдональда в истории Великобритании, указать особенности их политических взглядов.