Всемирная история 10 класс - методическое руководство
Памятки
Подготовка к выступлению перед аудиторией.
1. Тему выбери пораньше! Она должна быть тебе близка и интересна. Постарайся, чтобы дополнительной литературы было достаточно.
2. Просмотри литературу, выпиши нужное, составь план.
3. Сведения, подобранные к плану, расставь по тексту.
4. Выбери время для выступления. Помни, что для слушателей необходимы интересные факты и сведения.
5. Запомни!
— что надо говорить;
— четко излагай мысли;
— постарайся уложиться по времени.
6. Говори конкретно и громче.
7. Подготовь наглядные пособия — таблицы, рисунки.
8. Будь готов ответить на вопросы.
9. Умей защитить и доказать свою точку зрения.
Требования к подбору материалов из прессы.
1. Название издания, номер, время издания, автор и название статьи.
2. Для какого вопроса необходима эта статья?
3. Не заставляй скучать слушателей. Когда знакомишь с содержанием, то используй только то, что касается заявленных вопросов.
4. Назови, какие актуальные проблемы сегодняшнего дня подняты в статье.
5. Дай свою оценку событиям. Покажи, каковы возможные последствия и влияние этих событий на мир и нашу страну.
Памятка № 2
Характеристика и оценка исторических деятелей.
1. Когда и в какой стране жил и творил?
Какие факторы оказали влияние на формирование его взглядов?
2. Цели, планы, пути к реализации замыслов деятеля.
3. Внешний вид, характер, поведение. Качества, которые помогали осуществить задуманное, преодолеть препятствия.
4. Результаты деятельности. Роль деятеля в истории общества и государства.
5. Судя по делам, расскажи, чьи интересы он выражал.
6. Выскажи свои взгляды по отношению к нему. Докажи значимость его дел в жизни страны и народа.
Таблица 54
Предпосылки буржуазных революций |
|
Что послужило препятствием к развитию капитализма? |
Какие задачи должна решать буржуазная революция? |
Таблица 55
Какие социальные группы возлагали надежды на революцию? |
В какой форме шла идеологическая подготовка к революции? |
Таблица 56
Условия осуществления революции |
|
Сложилась ли революционная ситуация? В чем это проявляется? |
Есть ли социальные силы, чтобы возглавить революцию? В чем проявляется их руководящая сила? |
Памятка № 3
Как построить сложный план.
1. Сначала прочитай тему, подумай, раздели на основные разделы.
2. Обозначь тему каждого раздела, подпункты обозначь арабскими цифрами.
3. Работу проверь. Удостоверься, что вопросы освещены.
Схема плана:
1. _______________________________________
2. _______________________________________
3. _______________________________________
а) _______________________________________
б) ______________________________________.
4. ______________________________________.
Памятка № 4
Как можно оценить ответы товарища?
Соответствует ли его ответ следующим требованиям?
1. Правильность фактов, выводов, доказательства событий и изложения.
2. Изложение через системное доказательство.
3. Объяснение исторических терминов, умение их применять.
4. Использование карты, хронологии, статистических данных. Составление предложений. Дать справедливую оценку.
Памятка № 5
Конспектирование.
1. Конспектирование — краткое изложение основных положений темы.
2. После конспектирования можно составить план.
3. Перед конспектированием необходимо указать имя, дать полное название работы, указать когда и где она издана.
4. Кратко записываются основные идеи. Можно записать крылатые фразы и выражения и использовать в выступлении.
5. Четко показать главы и разделы.
6. Подчеркнуть нужные слова, дать условные обозначения.
Правила дискуссии.
1. Выслушай внимательно соперника, не перебивай, постарайся быть сдержанным, не повышай голоса.
2. Если не найдешь приемлемых слов, доказывай фактами, научными выводами, наряду со своими взглядами приводи точку зрения авторитетных личностей.
3. Если взгляды и точка зрения соперника не совпадают с твоими, не теряйся, в следующий раз будь более доказателен.
4. Не торопись, излагай мысли постепенно.
5. Поднимай лишь вопросы темы, не касайся личности соперника.
6. Не проявляй насилия, не затрагивай чести.
7. Побеждай не криком, а воспитанностью, покажи свою разносторонность, свой кругозор. Даже если не убедил соперника, отстаивай свою точку зрения.