География ОГЭ типовые экзаменационные варианты
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое пособие содержит 10 типовых экзаменационных вариантов, соответствующих демонстрационной версии основного государственного экзамена за курс основной школы (ОГЭ) по географии в 2016 году.
В пособии даны ответы к заданиям всех вариантов, а также дана карта индивидуальных достижений обучающегося, которую можно использовать для отслеживания динамики результативности выполнения заданий типовых экзаменационных вариантов. Для заданий, требующих развёрнутого ответа, представлены элементы верного ответа и приведены критерии оценивания.
Решая большое количество вариантов, обучающийся получает возможность самостоятельно подготовиться к экзамену. Выполнение заданий не только позволяет ему получить представление о том, какие географические знания проверяются на экзамене, но и формирует и закрепляет все необходимые практические умения.
Учителям книга будет полезна для организации занятий по подготовке к ОГЭ, а также для контроля знаний на уроках географии. Её рекомендуется использовать в качестве ориентира при планировании изучения того или иного материала, при определении видов деятельности учителя и обучающихся, нацеленных на достижение необходимого уровня овладения географическими знаниями и умениями.
Типовые экзаменационные варианты
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 30 заданий: 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом.
Типовые варианты составлены так, чтобы обучающиеся могли получить полное представление о том, какие географические знания и умения проверяются в рамках ОГЭ.
В экзаменационную работу включены задания, которые проверяют знания и умения, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также способность применить эти знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.
Так, в ОГЭ по географии 2016 года проверяются знания географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли; различий в хозяйственном освоении разных территорий; особенностей географического положения РФ; природы, населения и хозяйства России (задания 1-5, 10-17); природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем и мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений (задания 6, 12) и др.
В экзаменационной работе проверяется умение обучающихся находить информацию, которая необходима для изучения разных территорий Земли. Эта информация представляется в виде таблицы, диаграммы или графика (задания 8-9). Также обучающиеся должны показать, что владеют важными понятиями (задание 13), входящими в курс географии за основную школу и имеющими большое значение для ориентирования современного человека в событиях, происходящих в стране и в мире. Умение определять географические объекты по их признакам проверяется заданиями с географическими текстовыми описаниями городов, природных зон, регионов России или стран мира (задание 30). Умение определять регион России — заданиями, в которых краткие описания взяты из жизненных ситуаций (используются рекламные слоганы туристических компаний: задание 25).
В экзаменационной работе значительное внимание уделяется проверке сформированности умения анализировать и интерпретировать географическую информацию, представленную в различных формах. В заданиях 10-11 обучающимся предлагается интерпретировать информацию, представленную на карте погоды, с использованием знаний о факторах, влияющих на погоду. В заданиях 28-29 необходимо умение интерпретировать информацию для выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением объекта по данным таблицы, а также сравнивать продолжительность дня или высоту Солнца над горизонтом в пунктах, географические координаты которых приводятся в таблице.
В экзаменационной работе 2016 года проверяются картографические умения определять географические координаты, расстояния и направления по топографическим картам (задания 14, 18-19). В задании 27 требуется проанализировать климатограммы и определить на карте климатических поясов положение пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме. В задании 17 предлагается определить по карте численность населения городов. Для этого нужно применить умение читать карты. В ОГЭ 2016 года также проверяется понимание географических процессов в литосфере на основе использования схематической зарисовки залегания горных пород (задание 26).
Задания с развёрнутым ответом являются более сложными по сравнению с остальными. В задании 15 нужно объяснить особенности компонента природы той или иной территории (России или мира), а также знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем. В задании 20 проверяется умение распознавать в реальных жизненных ситуациях идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии, а именно: прочитать топографическую карту и определить лучший участок для использования в предложенных целях. Задание 23 требует объяснения особенностей размещения промышленных предприятий.
Все задания, включённые в типовые варианты, аналогичны заданиям, используемым в реальных экзаменационных работах ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты целесообразно использовать при подготовке к экзамену для самопроверки, выявления возможных пробелов в знаниях, диагностики причин непонимания тех или иных вопросов. Если задания по какой- либо теме будут вызывать у вас затруднения, надо обратиться к соответствующим разделам школьных учебников и повторить необходимый материал.
Советы по выполнению заданий
При выполнении экзаменационной работы необходимо иметь линейки, непрограммируемые калькуляторы и географические атласы для 7-го, 8-го и 9-го классов (любого издательства).
Следуйте инструкциям по выполнению каждого задания, это позволит привыкнуть к правильному оформлению ответов. Многие типичные ошибки на экзамене по географии связаны с невнимательным прочтением условия задания. Например, при выполнении некоторых заданий обращайте внимание на то, что требуется указать территорию с наибольшим или наименьшим значением того или иного показателя. При выполнении задания 18 обратите внимание на то, что при определении по карте расстояния на местности от одного объекта до другого измерение следует проводить между центрами условных знаков.
Оценка выполнения заданий
Выполнив задания типового экзаменационного варианта, вы сможете подсчитать, сколько баллов вы набрали бы на реальном экзамене. Задания (в зависимости от их типа и трудности) оцениваются разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с кратким ответом оценивается в 1 балл. За выполнение заданий с развёрнутым ответом (15, 20) выставляется от 0 до 2 баллов (в зависимости от полноты и правильности ответа). Выполнение задания 23 оценивается в 1 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы — 32 балла.