География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.
Инфраструктурный комплекс. Транспорт - ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
Цели: Развить понятие «инфраструктура», сформировать представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны. Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России. Изучить состав транспорта. Дать знания о «грузообороте», «транспортном узле», «магистрали».
Оборудование: карта «Транспорт России», статистический материал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1) Заслушать индивидуальное сообщение о сбалансированности питания населения России.
Ученик делает вывод о том, что питание населения не сбалансировано. Преобладают более дешевые продукты питания (хлеб и картофель). Причина - низкий уровень доходов населения. Более ценные белковые продукты - мясо и рыба являются недоступными для регулярного и достаточного потребления. Отсутствие белков, витаминов в питании населения может привести к различным заболеваниям, в частности, к снижению иммунитета.
Пути к достижению сбалансированного питания могут заключаться в повышении уровня реальных доходов населения, в развитии интенсивного животноводства, в увеличении площадей под сады и виноградники, в увеличении добычи рыбы, в рыбоводстве.
2) Учащиеся называют предприятия, расположенные в их регионе и оценивают качество выпускаемой ими продукции.
3) Учитель предлагает части учащихся карточки с вопросами для письменного ответа на 5-7 минут:
- Назовите факторы и принципы размещения предприятий пищевой и легкой промышленности. (Первичная обработка сырья в легкой промышленности - у источников сырья, готовая продукция к квалифицированным кадрам и потребителю. Сырьеемкие отрасли пищевой промышленности - к сырью.)
- Почему шерстомойные фабрики построены на Северном Кавказе, льнообрабатывающие на Северо-Западе России, а 80% тканей производится в Центре? (1 стадия обработки сырья - шерсти, льна - размещается у сырья. На Северном Кавказе крупное поголовье тонкорунных овец, лен выращивают на Северо-Западе России. При переработке шерсти и льна образуется много отходов (у льна до 80%, у шерсти 50%), поэтому фабрики первичной переработки сырья размещаются ближе к его источникам. Производство готовой продукции - тканей, их отделка размещаются в районах, густонаселенных, т. е. у потребителя и с ориентацией на квалифицированные кадры. Центр России традиционно занимается ткачеством, там династии ткачей, учебные заведения, готовящие кадры для легкой промышленности.)
III. Изучение нового материала
- Сегодня мы будем изучать инфраструктурный комплекс. Что же такое инфраструктура?
Запись в тетрадь
Инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) - это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.
- Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий и жизнь людей. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих услуги. В городе инфраструктурный комплекс лучше развит, чем в сельской местности.
Далее учитель чертит состав инфраструктурного комплекса на доске, а учащиеся зарисовывают его в своих тетрадях. Состав инфраструктурного комплекса может быть выполнен на ватмане и вывешен на демонстрацию, или спроецирован на доску на графопроекторе.
- Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги. Услуга - это особый вид продукции.
По уч. Д. можно рассмотреть классификацию услуг по их характеру и видам (с. 173, табл. 38-39) и привести примеры учащимися, какими услугами они пользуются. По уч. А. нет вопроса об инфраструктурном комплексе, поэтому, показав структуру комплекса и его значение. следует перейти к изучению транспорта.
- Сегодня мы познакомимся с коммуникационной системой, которая состоит из транспорта и связи. Задача этой системы - перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.
- Основная задача транспорта - обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь России с другими государствами. Для выполнения этой задачи все виды транспорта должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга, образуя транспортную систему.
- Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.
Запись в тетрадь
Транспортный узел - это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.
Задание:
- По уч. Д., рис. 56 назовите типы транспортных узлов.
- По уч. Д., пользуясь картой атласа, назовите транспортные узлы России. (Москва, Санкт-Петербург, Н. Новгород, Владивосток, Красноярск, Архангельск и т. п.)
- Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.
Запись в тетрадь
Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.
Пассажирооборот - количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).
Задание:
- По табл. 41, с. 177, уч. Д. определите, какие виды транспорта имеют больший грузооборот?
- Виды транспорта отличаются по следующим показателям:
а) себестоимость перевозки;
б) скорости перевозок;
в) надежности;
г) комфортности;
д) влияние природных условий.
Себестоимость перевозок складывается из стоимости транспортного средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций (аэропорты, морские порты, вокзалы).
Самый дорогой вид транспорта - авиационный, он же и самый быстрый. А самый дешевый транспорт морской, поскольку в морском транспорте бесплатные морские пути, поэтому ниже себестоимость перевозок, но скорость перевозок невысока (25-35 км/ч). Автомобильные перевозки дороже железнодорожных в 10 раз, а морских - в 15 раз.
Природные условия влияют на работу водных видов транспорта (моря и реки замерзают) и авиационного транспорта (нелетная погода).
Задание:
- Сопоставьте карты «Транспорт» и «Плотность населения» и сделайте вывод о связи транспорта и размещении населения. (Населенные пункты тяготеют к транспортным путям. Для населения близость транспортного пути - экономия времени.)
- По табл. 43, уч. Д. определите, на размещение каких отраслей транспорт оказывает решающее влияние, а на какие незначительное? (Решающее влияние транспорт оказывает на размещение черной и цветной металлургии, основной химии. Незначительное влияние транспорт оказывает на точное машиностроение, легкая промышленность.)
- Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров в широтном направлении. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъемности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность.
По протяженности железных дорог (86 тыс. км) Россия уступает только США и Канаде, а по протяженности электрифицированных железных дорог (38,5 тыс. км) занимает 1 место в мире.
Работа с картой:
По карте атласа «Транспорт»:
- Определите конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (В Европейской части России наибольшая густота транспортной сети, конфигурация напоминает колесо. Центр - Москва, от которой во все стороны расходятся 11 железных дорог. Дороги радиальные пересекаются кольцевыми. На восток протянулись широтные магистрали. На востоке железных дорог мало.)
- Найдите крупные железнодорожные магистрали. (1. Первая железная дорога, сейчас планируется как скоростная Москва - Санкт-Петербург; 2. Важное значение имеет дорога Москва - Мурманск (к незамерзающему порту); 3. Коноша - Котлас - Воркута (Печорская магистраль); 4. Самая длинная в мире дорога - Транссибисркая магистраль (Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Владивосток); 5. Байкало-Амурская магистраль (Усть-Кут - Тында - Комсомольск-на-Амуре); 6. Строится Амуро-Якутская магистраль (Т.Беркакит - Томлюш - Якутск)).
Практическая работа
Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа «Транспорт», экономические карты, карты отраслей России) по плану:
1. Протяженность магистрали.
2. Направление магистрали.
3. Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.
4. Крупные транспортные узлы магистрали.
5. Состав и направление грузопотоков.
6. Перспективы развития магистрали.
1-й вариант дает характеристику Транссибирской магистрали;
2-й вариант дает характеристику Байкало-Амурской магистрали.
Пример характеристики магистрали:
Транссибирская магистраль
1. Протяженность магистрали около 7000 км с запада на восток - от Челябинска до Владивостока. Магистраль соединяет европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.
2. Природные условия западной части магистрали - равнинный рельеф, но низкие температуры зимой, снежные заносы, наледи; в восточной части магистраль проходит по гористой местности, поэтому здесь снижают эффективность работы магистрали сейсмичность, горный рельеф, вечная мерзлота.
3. По Сибирской магистрали с запада на восток везут машины, оборудование, хлеб, продукты питания, соль. С востока на запад - лес, полезные ископаемые (руды, уголь), рыбу.
4. Крупные транспортные узлы - Омск (пересечение с рекой Иртыш), Новосибирск (пересечение с рекой Обь), Красноярск (пересечение с рекой Енисей), Хабаровск (пересечение с рекой Амур), Владивосток (морской порт).
5. В перспективе: электрификация и автоматизация всех участков железной дороги, увеличение количества путей.
Можно также предложить учащимся спроектировать новые железные дороги. При проектировании учащиеся должны учесть:
1) природные условия в районе будущей железной дороги;
2) природные ресурсы в районе магистрали;
3) размещение населения;
4) грузы, которые могут перевозиться по магистрали.
Варианты проектов:
1. Трансенисейская магистраль (Красноярск-Норильск).
2. Северо-Сибирская магистраль (Салехард - Уренгой - Норильск - Якутск - Магадан).
3. Азиатско-Американская магистраль (Братск - Усть-Кут - Якутск - мыс Дежнева - туннель под Беринговым проливом).
Работы учитель проверяет и выставляет всем оценки за обязательную программную практическую работу.
Домашнее задание
По уч. А.: § 37-38.
По уч. Д.: § 34-35.
Опережающее задание
Дается на группу:
1 группа. Изучить автомобильный транспорт.
2 группа. Изучить морской транспорт.
3 группа. Изучить речной транспорт.
4 группа. Изучить авиационный транспорт.
5 группа. Изучить трубопроводный транспорт.
План изучения:
1. Особенности данного вида транспорта (грузы, достоинства и недостатки).
2. Доля в грузообороте транспорта.
3. Главные направления магистралей.
4. Проблемы, перспективы.
5. Влияние транспорта на окружающую среду.
Индивидуальное задание «Транспорт в моем городе»:
- Проведите анкетирование своей семьи и учащихся школы. Вот примерные вопросы для анкетирования:
1) Как вы оцениваете работу городского транспорта? (Отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно.)
2) Каким видом транспорта вы пользуетесь?
3) Какой вид транспорта работает наиболее эффективно?
4) Что вас не устраивает в работе транспорта?
5) Как улучшить работу транспорта в вашем городе?
Материалы для использования:
1) текст учебника;
2) карты атласа;
3) детская энциклопедия «Аванта +» «Россия. Экономическая и физическая география».