География 8 класс - Поурочные разработки
Дальний Восток: край контрастов - Урок 2
Цели и задачи уроки:
- Сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока.
- Познакомить с историей открытия, исследования и заселения территории Дальнего Востока.
- Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.
- Показать уникальность природы Дальнего Востока.
- Формировать умение работы с разными источниками информации.
Оборудование: карты: физическая России 1101060150И-8кл-2, карты Дальнего Востока И-8кл-20, климатическая России 1101060150 0,36, тектоническая России, картины, таблицы, книги (документальный фильм). Природа Дальнего Востока. Листы - программы на парту.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
III. Изучение новой темы.
Тезисы объяснения учителем нового материала.
- Специфика географического положения;
а) 1/6 территории России
б) 6 административных единиц
в) прибрежное положение
г) меридианальная вытянутость
д) материковая, островная и полуостровная территория.
На тысячи километров вдоль побережий Чукотского и Японского морей протянулся этот район. На западе он граничит с Северо-Восточной Сибирью и горами юга Сибири. Русские землепроходцы, двигаясь на восток «встреть солнца», вышли к берегам Тихого океана еще в 17 веке.
- Тектоника.
а) область кайнозойской складчатости (ученики анализируют тектоническую карту)
б) современные тектонические процессы
В пределах Дальнего Востока выделяют крупные складчатые области, На многие километры параллельно береговой линии протягиваются системы :кладок. Они образуют как бы гигантские застывшие волны и выражены в рельефе хребтами. Как и складки, хребты протягиваются в большинстве :воем в меридианальном направлении. Складчатые структуры нарушены внедрившимися и застывшими массивами магматических пород и потоками лав, тектоническими разломами, межгорными котловинами и вулканическими постройками.
- Природные ресурсы.
Промышленные месторождения нефти установлены на северном Сахалине. Работы по поиску и разведке нефти проводятся здесь и на прилегающих участках мелководья Охотского моря.
Наиболее крупный угольный бассейн - Буреинский. В Приморье разрабатывается Сучанский бассейн.
Разнообразны в этом крае месторождения полезных ископаемых: золота, олова, вольфрама, молибдена, железа, марганца. Они являются хорошей базой для развития промышленности. Своеобразие климата. Муссонная циркуляция.
Приморское положение Дальнего Востока определило особенности климата территории. Для этого края характерна муссонная циркуляция. Зимой господствует перенос воздуха с суши на море, а летом - с моря на сушу. Главная черта муссонного климата -крайне неравномерное распределение осадков по сезонам года. Основная масса осадков выпадает в виде ливневых дождей летом, которые могут продолжаться двое-трое суток.
- Внутренние воды Дальнего Востока.
Большое количество осадков и относительно малое испарение определяют значительную густоту речной сети Дальнего Востока. Общая особенность рек Дальнего Востока - сравнительно небольшая протяженность, обусловленная тем, что линия водораздела проходит недалеко от Тихого океана. Исключением являются реки бассейнов Амура, Колымы, Анадыря. Среди озер выделяются вулканические, пойменные и тектонические. Наиболее крупное озеро Ханка. Оно расположено в тектоническом прогибе и отличается реликтовой флорой и фауной.
- Уникальность растительного и животного мира.
На территории региона много реликтовых растений и животных. Причиной этого является огромная протяженность с севера на юг, слабое проявление ледниковой деятельности в четвертичном периоде, постоянное территориальное единство с Азии и прошлое соединение Азии с Америкой в районе Берингова пролива.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Какие явления свидетельствуют о незавершенности горообразовательных процессов на территории Дальнего Востока, с чем они связаны?
2. Игра «Третий лишний» (какое слово здесь лишнее?):
- цунами, землетрясения, бора
- Приморский, Хабаровский, Красноярский
- Колымское, Корякское, Витимское,
- Камчатка, Чукотка, Таймыр
- Сахалин, Курилы, Новая Земля.
- Берингово, Охотское, Белое.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.
VI. Домашнее задание. § 41. Задание № 5 выполнить в контурной карте.