География 8 класс - Поурочные разработки
«Озеро Байкал – жемчужина Сибири»
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель: Выяснить, почему Байкал называют чудом природы, каковы экологические проблемы озера и в чем их причины.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном природном комплексе, показать значение его для России.
2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения обобщать и делать выводы из полученных результатов.
3. Продолжить формирование экологической культуры личности, вызвать чувство сопричастности к решению экологических проблем своей страны.
4. Формировать навыки коллективной работы, умение выступать перед аудиторией.
Оборудование: Физическая карта России. Дополнительная литература, атласы, раздаточный материал, компьютер, проектор.
Предварительная работа: Анализ дополнительных источников информации.
Организационная схема:
Время |
Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
Организационные формы |
Действия учителя |
Действия ученика |
2 мин. |
1. Организационный момент. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас посмотрели друг на друга и улыбнулись. А сейчас посмотрите на меня и улыбнитесь мне, а я вам. Вот теперь мы можем приступить к работе. Мне кажется, что наш урок пройдёт в такой же тёплой обстановке, какими тёплыми были ваши улыбки. |
Дети получают положительный эмоциональный настрой. |
Фронтальная. |
Беседа с учащимися. |
Слушают, улыбаются. |
2 мин. |
2. Послушайте стихотворение М. Сергеева, а потом, я надеюсь, вы догадаетесь, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Вы определили тему нашего урока? Да, конечно, мы будем говорить об озере Байкал – жемчужине Сибири. |
Определяют тему урока. |
Фронтальная. |
Читает стихотворение, задает вопрос. |
Слушают, осмысливают, отвечают на вопрос. |
2 мин. |
3. Сегодня на уроке, вы будете в качестве экспертов-специалистов: геологов, гидрологов, историков, зоологов, экологов, климатологов. |
Получают представление об уроке. |
Фронтальная. |
Демонстрация слайда, беседа с учащимися. |
Дети получают представление об уроке, слушают, смотрят, осмысливают. |
10 мин. |
4. Дома вы предварительно проанализировали дополнительный материал, поэтому сейчас поработаете самостоятельно. Класс делится на группы специалистов. Получает карточки-инструкции, программы изучения своей проблемы. 1 группа – 1, 2 парта; 2 группа – 3, 4 парта; 3 группа – 5, 6 парта; 4 группа – 7, 8 парта; 5 группа – 9, 10 парта; 6 группа – 11, 12 парта. Группы работают с материалом учебника, источниками дополнительной информации, атласами, картами. В каждой группе выбирается руководитель, который распределяет вопросы, координирует работу группы, учащиеся отвечают на вопросы руководителю группы. Всего на работу дается 10 минут. В течение этого времени идет обсуждение, подведение итогов, т.е. готовиться письменный отчет по изученным вопросам. Руководитель группы оценивает работу учеников. |
Объединяются в группы, консультируются, обмениваются мыслями с товарищами. Рассуждают, размышляют, записывают выводы в тетрадь. Продолжают формировать навыки обработки географической информации, умение обобщать, и делать выводы из полученных результатов. Расширяют знания об озере Байкал как своеобразном ПК, раскрывают значение его для России. Формируют навыки групповой работы. |
Индивидуальная. Сводные группы. |
Раздает карточки инструкции, наблюдает, помогает. |
Класс объединяется в группы. Анализируют источники информации: учебник, хрестоматии, справочники, карты, атласы. Консультируются, обмениваются мыслями с товарищами. Рассуждают, размышляют, записывают выводы в тетрадь. Руководители групп оценивают работу учащихся. |
10 мин. |
5. Сообщения групп специалистов (ответы на вопросы карточек выступающих от групп). |
Выступают перед аудиторией, демонстрируют и расширяют знания. |
Групповая. |
Слушает, дополняет, корректирует ответы детей, оценивает руководителей групп. |
Выступают перед аудиторией, слушают, дополняют, исправляют. |
2 мин. |
6. Физкультминутка. Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки – плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сели, тоже покажем- Крылья сложили назад. |
Отдыхают, выполняют физические упражнения. |
Фронтальная. |
Организует физкультминутку. |
Проговаривают текст, выполняют физические упражнения. |
10 мин. |
7. А теперь давайте проверим свои знания о природе и экологии озера Байкал. 1 вариант. Прошу занять места у компьютеров и поработать с кроссвордом. 2 вариант. Разгадывает тест. Затем ребята меняются местами. После работы с кроссвордом на компьютере ребята дают самооценку. |
Применяют полученные знания на практике. |
Индивидуальная. |
Даёт индивидуальные задания. |
Работают с компьютером, разгадывают кроссворд, дети дают самооценку работы на компьютере. |
2 мин. |
8. Составить 5 вопросов, которые бы начинались со слов «Почему озеро Байкал ...?» |
Получают фронтальное домашнее задание. |
Фронтальная. |
Даёт фронтальное домашнее задание. |
Получают и записывают фронтальное домашнее задание. |
1 мин. |
9. Рефлексия. |
Высказывают отношение к уроку. |
Фронтальная. |
Организует рефлексию. |
Высказывают отношение к уроку. |
Стихотворение М. Сергеева
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной.
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
В этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
Геологи и геоморфологи.
1. Определите возраст котловины озера Байкал.
2. Какие очертания имеет озеро, почему?
3. Почему озеро является самым глубоким в мире?
4. Каков характер берегов озера?
5. Какими породами сложены берега?
6. Какие острова находятся в озере?
Гидрологи (лимнологи)
1. В чем уникальность воды Байкала?
2. Прозрачность воды.
3. Химический состав воды.
4. Реки, впадающие в озеро.
5. Реки, вытекающие из озера.
6. Ледовый режим, температура воды.
7. Движение воды.
8. Наука, изучающая природу озер, называется …
Зоологи и ботаники.
1. В чем уникальность озера Байкал?
2. Какую роль играет планктон озера?
3. Чем уникальна рыба голомянка?
4. Назовите представителей фауны озера?
5. Какие животные имеют промысловое значение?
6. Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.
7. Каков тип растительности Прибайкалья?
Историки.
1. Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?
2. Когда впервые на берегах озера появились русские?
3. Что такое «Житие протопопа Аввакума»?
4. Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?
5. Кто из ученых занимался изучением Байкала?
6. Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?
Климатологи.
1. Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом?
2. Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?
Экологи.
1. В чем значение озера Байкал для человека и для природы?
2. Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?
3. В чем причины изменения природы озера Байкал?
4. Каковы пути решения проблем Байкала?
Тест на тему: «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».
1. Ураганный ветер на Байкале?
A. Сарма
B. Баргузин
C. Верховик
D. Култук
2. Единственная река вытекающая из озера Байкал?
A. Селенга
B. Ангара
C. Енисей
D. Лена
3. Максимальная глубина Байкала?
A. 1240 м
B. 1460 м
C. 1620 м
D. 1840 м
4. Эндемики Байкала?
A. Голомянка
B. Хариус
C. Сиг
D. Байкальская нерпа
5. Ученые, изучающие озера?
A. Геоморфологи
B. Лимнологи
C. Климатологи
D. Геологи
6. Ученые, которые внесли вклад в изучение озера?
A. Курбат Иванов
B. И. М. Губкин
C. Жак Ив Кусто
D. Л. С. Берг
7. Какой климат господствует на территории озера Байкал?
A. Умеренный
B. Континентальный
C. Резко континентальный
8. Баргузин это …
A. Ураганный ветер на Байкале
B. Северо-восточный ветер на Байкале
C. Ураганный ветер, дующий с северо-запада с гор поперек озера
9. Самый большой остров на Байкале?
A. Круглый
B. Ольхон
C. Долгий
10. Экологические проблемы озера Байкал?
A. Молевой сплав
B. ГРЭС
C. Целлюлозно-бумажные комбинаты
D. Туризм