География 8 класс - Поурочные разработки
Растительный и животный мир России
Цели урока:
- расширение и углубление представлений учащихся об общих особенностях растительного и животного мира, его распространении на территории России;
- формирование приема чтения карты растительного и животного мира.
Оборудование: И.К.- Растительность России И-8кл-9, рта «Растительность России», презентация «Южные лесные зоны России».
Ход урока
I. Организационный момент.
- Обобщение по теме "Почвенные ресурсы"
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ:
1. Обоснуйте тезис "Почва - зеркало ландшафта".
2. Что называется мелиорацией земель?
ВТОРОЙ ВАРИАНТ:
1. Как соотносятся понятия "почва" и "горная порода"?
2. Какие виды мелиорации проводятся в России?
II. Изучение нового материала.
- История формирования флоры и фауны страны (анализ рис. 46, стр. 103).
Проблема зарождения жизни всегда волновала исследователей. Еще в начале нынешнего века ряд ученых считал жизнь результатом случайного образования некой живой молекулы. Другие полагали, что жизнь занесена извне.
По гипотезе А. И. Опарина, жизнь зародилась на определенном этапе развития Земли. Вначале в океанах возникли одноклеточные простейшие организмы, способные к поглощению веществ из внешней среды. От них произошли водоросли и другие , более сложные, многоклеточные растения и животные.
С появлением первых живых существ в истории Земли начался новый, биогенный, этап ее развития. Деятельность животных, микроорганизмов и растений на этом этапе выступает как самая мощная преобразующая сила на Земле.
Изменение лика Земли в течение геологической эволюции, ее поверхности и климата, появление и исчезновение материковых связей были причиной того, что процессы видообразования шли по-разному в различных регионах.
В размещении представителей тех или иных видов растений и животных прослеживаются закономерности, обусловленные прежде всего широтной зональностью и высотной поясностью.
И все же эти различия объясняются не только современными условиями. И растения, и животные несут в своем облике и распространении особенности, унаследованные от далекого прошлого.
Основные природные зоны России.
Для современного состояния растительного и животного мира характерна зональность. Она зависит от широтной зональности климата и почв.
Основные типы растительности и животного мира России включают растительность и животный мир арктических пустынь, тундр, лесов, степей, пустынь.
Разнообразие животного и растительного мира страны.
Растительность арктических пустынь не образует сплошного покрова. Отдельные пятна лишайников, отдельные стебли растений сменяются оголенными участками. Животный мир арктических пустынь в основном связан с морем. Здесь распространены моржи, тюлени, белый медведь, много птичьих базаров.
Лесная растительность России представлена темнохвойными лесами из ели и пихты на севере, таежными и кедрово-лиственными лесами в Сибири, смешанными лесами из ели, сосны, осины, березы в средней полосе и широколиственными лесами в южных районах этой зоны. В тайге из хищников встречаются медведь, волк, рысь; из копытных - лось, кабан; среди грызунов: белка, бурундук, куница, соболь. В широколиственных лесах увеличивается число копытных: олени, косули, лоси. Много птиц- дрозды, тетерева и др.
Степная зона - это море травяной растительности: ковыль, типчак, тонконог, масса цветковых растений. В степи количество птиц еще более увеличивается - перепел, дрофа, жаворонок, орлы. Много грызунов - суслики, хомяки, мыши-полевки. Из крупных животных в степи встречаются сайгаки.
В полупустынях и пустынях умеренного пояса сплошного покрова растительности не образуется. Растительность хорошо приспособлена к засухе. Преобладают различные виды полыней и солянок. В животном мире преобладают пресмыкающиеся - ящерицы, змеи; копытные - джейраны, сайгаки, куланы; грызуны - тушканчики. Из птиц распространены жаворонки, коньки, пустынный воробей, дрофа.
III. Закрепление
1) анализ карты природных зон страны (рис. 48 на стр. 107);
2) презентация «Южные лесные зоны России».
IV. Домашнее задание: § 18.