География 8 класс - Поурочные разработки
Многообразие внутренних вод России
Цели учителя: Создание условий для усвоения материала учащимися на уровне получения новых знания и первичного закрепления изученного материала.
Задачи учащихся:
1. Актуализировать знания о значение воды в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
2. Выявить основные типы внутренних вод, встречающиеся на территории России.
3. Сформировать представление о роли климата и рельефа в распределении внутренних вод по территории страны.
4. Продолжить формирование умений работать с текстовыми и иллюстративными материалами.
Тип урока: Получения новых знаний и первичного закрепления материала.
Форма урока: Урок-лекция с элементами беседы.
Оборудование: Настенная физическая карта России, презентация на CD-диске, проектор, экран, атлас, учебник.
1. Содержание урока
1. Организационный момент.
2. Стадия вызова.
3. Реализации смысла.
4. Рефлексия.
5. Получение домашнего задания.
2. Стадия вызова:
- Посмотрите на слайд и подумайте, о какой географической оболочке Земли пойдет речь на сегодняшнем уроке? Почему на слайде есть фамилии таких писателей и поэтов как: Паустовский, Лермонтов, Есенин…
- Запишите в первую колонку таблицы все, что вам известно о внутренних водах России.
3. Реализации смысла:
· Значение воды на Земле (эвристическая беседа). (СЛАЙД №1)
1. Вода – чудесный дар природы.
2. Она вокруг нас – в дождевых каплях, сугробах снега, в реках, озерах, бьет холодными ключами из склонов или на дне реки.
3. Вода нужна для всего живого: для человека, животных, растений.
4. Вода нужна и для неживой природы: она участвует в разнообразных превращениях веществ.
5. Большой круговорот воды – вечный процесс, в результате которого вода, проникая во все земные оболочки, снабжает их микроэлементами и взаимодействует со всеми природными компонентами.
6. В обмене веществом и энергией состоят взаимосвязи в природе.
· Типы внутренних вод (беседа с заполнением схемы в тетради) (СЛАЙД № 2)
Естественные водоемы:
1. Поверхностные: реки, озера, ледники (горные и покровные), болота.
2. Подземные воды (мерзлота, грунтовые воды, горячие источники и гейзеры).
Искусственные водоемы: Водохранилища, каналы, пруды.
· Воды России – национальное богатство (СЛАЙД № 3)
Учитель: В России насчитывается около 2,5 млн. рек и почти столько же озер. Около 10 % территории страны занимают болота, свыше 60 % - многолетняя мерзлота. В мерзлоте в виде «цемента» содержится лед – в вода в твердом состоянии. На долю ледников приходится малая площадь, но в них заключен большой запас пресной воды.
Задание для учащихся: Приведите свои примеры, подтверждающие фразу о водах России – как национальном богатстве.
· Распределение внутренних вод по территории страны
(работа с картами атласа, эвристическая беседа по вопросам). (СЛАЙД № 4)
Задание: Пользуясь физической картой России в атласе, ответьте на вопросы:
1. Равномерно ли распределены поверхностные воды по территории России? От чего зависит их распространение?
2. В каких климатических поясах и областях возможно размещение мерзлоты?
3. Назовите районы страны, где встречаются горячие подземные воды – гейзеры, минеральные источники?
4. В каких горных массивах можно наблюдать горные ледники?
5. Где в России распространены покровные ледники?
Учитель: «Реки можно рассматривать как продукт климата». Эти слова русского климатолога А. И. Воейкова можно отнести и ко всем другим видам внутренних вод. (СЛАЙД № 5)
Озер много там, где есть котловины, в которых скапливается избыточная вода (основная масса водных объектов России и запасов пресных вод находится в области избыточного увлажнения).
Учитель. Привести примеры антонимов по теме “Озера”
- Маленькие и большие
- Глубокие и мелкие
- Пресные и соленые
- Теплые и холодные
- Сточные и бессточные
- Пересыхающие и непересыхающие
Там, где котловин нет, избыточная вода застаивается, образуются болота.
Если поверхность имеет уклон, вода стекает, образуя ручьи и реки.
Там, где поверхность сложена песками, трещиноватыми известняками или вулканическими туфами, воды не стекают по поверхности, а просачиваются вглубь. В этих местах обильны подземные (грунтовые) воды.
Далее учитель предлагает к рассмотрению фото и изобразительный ряд на экране. Учащиеся рассматривая, характеризуют внешний вид отдельных типов внутренних вод. (СЛАЙД № 6)
Для характеристики роли рек в жизни славян учитель просит одного из учеников зачитать текст на экране. (СЛАЙД № 6)
«Велика роль рек в исторической судьбе народов. У славян они служили источниками воды, пищи (рыбная ловля), преградой для кочевников. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот неписанный закон нашел отражение в поговорке «Как пить дать». С водой связаны поверья, приметы, гадания, заговоры, а также сказки, былины, эпосы.
Русский народ хорошо знал и любил свои реки, величал их уважительно, ласково: Волга-матушка, Дон-Иванович. Ремесло лоцмана было очень почетным на Руси. С IX века стали исподволь использовать энергию текучей воды: строили ветряные мельницы. С помощью водяных колес приводили в движение станки и другие механизмы. Первая в России ГЭС была построена в 1896 году.
В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности».
Учитель: Вспомните как в произведениях русских поэтов и писателей говориться озерах.
Сергей Есенин в 1914 г. писал об озере:
Выйду на озеро, в синюю гладь,
К сердцу вечерняя льнет благодать…
Или в 1910 г.
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звоном плачут глухари
Учитель. Евгений Симонов так описывает озеро Селигер:
“На озере чудесница природа с присущей ей одной, почти композиторским чувством меры и ритма сумела создать редкостное сочетание воды, леса, песка, травы, солнца”.
Николай Ладейщиков пишет о Байкале: “Байкалу свойственен спокойный, величавый ритм”.
Обсуждение: Согласны ли вы с приведенными отрывками? Приведите свои примеры любовного отношения россиян к водным объектам нашей страны.
4. Рефлексия.
- теперь вернемся к своим таблицам и заполним вторую колонку.
- Дискуссия по вопросу учителя: «Может ли страна, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка чистой пресной воды?»
Домашнее задание:
Знать записи в тетради, по желанию подготовить сообщение о реках России.