География 8 класс - Поурочные разработки
Климат и жизнь человека
Цели и задачи урока:
Обучающие:
1. Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
2. Рассмотреть влияние неблагоприятных погодных явлений на хозяйственную деятельность людей.
3. Рассмотреть особенности климата важные для ведения сельского хозяйства.
4. Показать причины экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы и здоровьем человека.
Развивающие:
1. Развитие умений и навыков выделять главное, существенное при характеристике влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
2. Развитие приёмов логического мышления при установлении причинно- следственных связей.
3. Развитие зрительного и слухового восприятия, умения мыслить самостоятельно.
Воспитывающие:
1. Воспитание добросовестного отношения к учебному труду.
2. Расширение кругозора учащихся: знакомство с экологическими проблемами, с мерами охраны атмосферного воздуха от загрязнения.
Оборудование: физическая и климатическая карты России, карта «Плотность населения».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок репродуктивного типа с частично-поисковым методом.
Методы и приёмы: диалогический метод в форме беседы с созданием проблемных ситуаций.
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Сообщение темы урока, определение цели, задач урока совместно с учащимися.
III. Повторение домашнего задания.
Деятельность учителя Ребята, сравните, пожалуйста, климатическую карту России и карту «Плотность населения» и ответьте на вопросы: 1. В каких климатических поясах на территории России наименьшая плотность населения? Почему? 2. Какие показатели характерны для данных типов климата? 3. В каких климатических поясах на территории России наибольшая плотность населения? Почему? 4. Какие показатели характерны для этих климатических областей? Вывод. Ребята, как вы думаете, оказывает ли климат влияние на жизнь человека? IV. Изучение нового материала Ребята, давайте удостоверимся, что мы сделали правильный вывод, и посмотрим на рис. 56 учебника стр. 91. Ребята, обратите внимание, пожалуйста, на доску, на которой изображена схема. Работая с данной схемой и со слайдами презентации, мы с вами сейчас докажем, что климат действительно оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность человека. Ответьте на мои вопросы: 1. Чем отличается жилище народов Севера, которые проживают в субарктическом климатическом поясе от людей, живущих в умеренном поясе? 2. Какая особенность в одежде человека, проживающего в северных районах страны? 3. Как вы думаете, ребята, есть ли особенности в приготовлении блюд у людей, живущих в разных климатических поясах? Чукчи едят сырую рыбу, чтобы таким образом пополнить запасы организма в витаминах «С» и «Д», при варке витамины разрушаются. Ребята, посмотрите на слайд презентации и ответьте, в каких же климатических поясах проживают люди, которые готовят следующие блюда? а) Шницель из оленины; б) Оленина в клюквенном соусе; в) Пельмени сибирские; г) Жареный лосось с овощами. 4. Каким образом климат влияет на здоровье людей? Учитель дополняет ответы учащихся слайдами из презентации. 5. Какие особенности климата важны для ведения сельского хозяйства? 6. Как вы думаете, что называется агроклиматическими ресурсами? 7. Агроклиматические ресурсы нашей местности, какие культуры позволяют выращивать? 8. Какие климатические явления мешают выращивать в нашей области теплолюбивые культуры? 9. Какие ещё вы знаете опасные природные явления? 10. Какой ущерб наносят стихийные природные явления народному хозяйству? 11. Может ли человек своей хозяйственной деятельностью изменить климат? Учитель дополняет ответы учащихся слайдами из презентации. 12. В ряде стран мира приняты программы действий по борьбе с потеплением климата. Важнейшим пунктом национальной стратегии Канады по данной проблеме является реализация принципа «начнём с собственного дома». Какие меры вы можете предпринять, реализуя этот принцип в собственном доме и его ближайшем окружении? Рефлексия Ребята, продолжите следующие предложения: 1. Сегодня на уроке задумался я ….. 2. Сегодняшний урок показал мне ... 3. Больше всего на уроке понравилось мне …. Выставление оценок в журнал Домашнее задание: параграф 14 учебника и письменно ответить на вопрос: «В каком климатическом поясе вы бы хотели жить и почему?» |
Деятельность учащихся Работают с картами, и отвечаю на вопросы учителя. Ответ: в субарктическом, арктическом, резко-континентальном климате умеренного пояса. Суровые климатические условия для проживания человека. Работают с климатограммами в учебнике А. И. Алексеева «География России» рис. 52 стр. 87, рис. 54 стр. 88 Ответ: в умеренно-континентальном, континентальном климате умеренного пояса и субтропическом климате. Благоприятные климатические условия для проживания человека. Работают с климатограммами в учебнике рис. 53 стр. 88 Вывод учащихся. Климат оказывает непосредственное влияние на жизнь и деятельность человека, поэтому есть районы с благоприятными и неблагоприятными условиями для жизни человека. Работают с картой в учебнике «Степень благоприятности природных условий для жизни населения». Работают со схемой на доске, со слайдами презентации и отвечают на вопросы. Ответ: народы Севера занимаются в основном оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них – это чум, который разбирается, имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой. Люди, проживающие в умеренном климатическом поясе, стоят деревянные или кирпичные дома, с двойным или в Сибири с тройным остеклением, что еще раз указывает на то, что Россия северная страна, с холодными зимами. Ответ: меховая одежда, защищающая их от сильных морозов. Ответ: да, например, у людей, живущих в субарктическом климатическом поясе – это в основном блюда из оленины. У народов умеренного пояса - пельмени из свинины, говядины, грибов, рыбы. Работают со слайдом презентации. Ответы учащихся: Субарктический; Субарктический; Континентальный климат умеренного пояса; Муссонный климат умеренного пояса. а) При низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей; б) Долгое пребывание на солнце, особенно в субтропическом климатическом поясе, может привести к солнечным ударам и ожогам; в) Недостаток йода в окружающей среде ведёт к заболеваниям щитовидной железы; г) В горах при недостатке кислорода и при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки. Работа по учебнику А. И. Алексеева «География России» стр. 93 рис. 59 «Агроклиматические ресурсы. Обеспеченность растений теплом». Учащиеся выясняют, какие сельскохозяйственные культуры и при каких условиях выращивают в разных районах России. Ответ: свойства климата, позволяющие выращивать различные сельскохозяйственные культуры, называются агроклиматическими ресурсами. Ответ: овёс, лён, озимая пшеница, озимая рожь. Ответ: заморозки. Ответ: град, шквалистый ветер, ураган, засуха, обильные дожди. Ответ: в этом году, например, из-за обильных дождей многие сельскохозяйственные культуры полегли, поэтому работники сельского хозяйства заготовили недостаточное количество кормов для животных, которым придётся трудно пережить предстоящую зиму. Ответ: да – это потепление климата, за счёт увеличения в атмосфере парниковых газов и, прежде всего углекислого газа. Хозяйственная деятельность человека, влияющая на потепление климата: 1. Сжигание углеводородного топлива (нефть, уголь) при работе ТЭЦ и ТЭС. 2. Вырубка лесов. 3. Увеличение доли автомобильного транспорта. Ответы учащихся: 1. Посадка деревьев во дворе дома; 2. Уменьшить продолжительность горения газовой плиты; 3. Не зажигать одновременно больше двух горелок. Подводят итог урока, продолжая предложения учителя. Записывают домашнее задание. |