География 8 класс - Поурочные разработки
Внешние процессы, формирующие рельеф, и связанные с ними стихийные явления
Цели урока:
- выявить причинно-следственные связи разнообразия рельефа России;
- объяснить новые понятия (сели, оледенение, оползни, обвалы и лавины);
- развивать интерес к изучаемому предмету;
Оборудование: физическая карта России, И. К. - «Строение земной коры», «Тектоническая карта России».
Ход урока
I. Орг .момент.
II. Опрос пройденной темы.
1) Что относится внутренним процессам, изменяющим облик Земной коры России?
2) На территории России, где могут происходить землетрясения и извержение вулканов? Почему?
3) Где на территории нашей страны входят самые древние породы?
III. Изучение новой темы.
Среди внешних процессов формирования рельефа наибольшее влияние на его современный облик -оказали древние оледенения, деятельность теку чих вод и в районах, покрывавшихся морскими водами,— деятельность моря (см. рис. 17).
Древние оледенения. Общее поднятие суши, изменение очертаний материка Евразии и похолодание климата на земном шаре привели к возникновению в четвертичное время покровного оледенения.
Всего было 3—4 эпохи оледенения.
Центрами оледенения служили:
- горы Скандинавии,
- Полярный Урал,
- Путорана ,
- горы Таймыра.
Отсюда ледник распространялся на прилежащие территории.
Двигаясь, ледник очень сильно изменил поверхность Земли. Из центра оледенения он уносил с собой вмерзшие в нижние слои льда камни, как мощным бульдозером снимал с поверхности рыхлые наносы (песок, глину, щебень) и даже довольно крупные камни. Ледник сглаживал и закруглял скалы, оставляя на них глубокие продольные царапины (штрихи).
В более южных районах, где происходило таяние льда, на равнинах отлагался принесенный материал — морена.
Морена состоит из перемешанных песка, глины, мелких обломков твердых горных пород и крупных камней (валунов) и образует на поверхности моренные холмы. Там, где проходил край ледника, мощность морены оказалась особенно большой и возникли конечно-моренные гряды. Так как было несколько оледенений и границы их не совпадали, то возникло несколько конечно-моренных гряд.
При таянии ледников образовывались огромные массы воды, которые перемывали морену, переносили и отлагали песчаный материал, выравнивая поверхность. Так были созданы на пониженных участках по окраинам ледника водноледниковые равнины.
Созданные древним оледенением формы рельефа лучше всего выражены на Русской равнине, где мощность ледника была наибольшей.
Рис. Рельеф созданный, преимущественно внешними процессами.
Значительным было древнее оледенение горных преимущественно внешними районов. Следами его являются острые пикообразные вершины и долины с крутыми склонами и широким дном (троги), в том числе и там, где нет современного горного оледенения.
Деятельность моря. По берегам морей Северного Ледовитого океана на территории России встречаются неширокие полосы морских отложений. Ими сложены плоские приморские равнины, возникшие при наступании морей в послеледниковое время. В юго-восточной части Русской равнины морскими отложениями сложена обширная Прикаспийская низменность. В четвертичное время здесь неоднократно происходило наступание моря. В эти периоды Каспий через Кумо-Манычскую впадину соединялся с Черным морем.
Деятельность текучих вод. Текучие воды постоянно изменяют поверхность суши. Продолжается их рельефообразующая деятельность и в настоящее время. Процессы разрушения горных пород и почв текучими водами (эрозионные процессы) особенно энергичны в районах с большим количеством осадков и значительными уклонами поверхности.
Поэтому эрозионный рельеф особенно характерен для гор и возвышенностей. Во всех горных районах преобладает эрозионный рельеф. Густая сеть горных ущелий и глубоких речных долин расчленяет склоны хребтов.
На равнинах, в областях, не подвергавшихся древнему оледенению, эрозионное расчленение поверхности продолжалось в течение всего четвертичного периода. Здесь образовалась разветвленная система речных долин, балок и глубоких оврагов, расчленяющих водораздельные поверхности (Среднерусская, Приволжская возвышенности).
Текучие воды не только расчленяют поверхность, создавая эрозионный рельеф, но и отлагают продукты разрушения в долинах рек и на пологих склонах. Особенно много материала переносят реки. Плоские равнины, созданные речной аккумуляцией (накоплением наносов рек), тянутся полосами вдоль русел рек. Особенно характерны они для низких равнин и межгорных котловин. Большие площади эти формы рельефа занимают на Западно-Сибирской равнине (рис. 17).
Процессы, вызванные действием силы тяжести. В районах с сильно расчлененным рельефом большую роль в преобразовании рельефа играет действие силы тяжести. Оно вызывает перемещение обломков горных пород вниз по склонам и накопление их на пологих и вогнутых склонах и в предгорьях. В горах при большой крутизне склоне часто происходит перемещение больших масс крупного обломочного материала: каменных глыб и щебня. Возникают обвалы и осыпи. Иногда эти процессы происходят и на равнинах, на крутых склонах речных долин и оврагов.
При неглубоком залегании водоупорных пород и особенно при чередовании водоносных и водоупорных слоев происходит соскальзывание переувлажненных верхних пластов по водоупору возникают оползни.
ОПОЛЗНЕМ называют смещение (сползание) масс горной породы вниз по склону под действием силы тяжести.
Оползневый рельеф характеризуется бугристое поверхностью, переувлажненностью понижены между буграми. Оползневые процессы усиливаются при землетрясениях, подмывании оползневых склонов водотоками, выпадении обильных осадков и т. д.
Оползни могут разрушить дома и транспортные магистрали, снести сады и посевы сельскохозяйственных культур. Иногда оползни влекли за собой человеческие жертвы.
При накоплении большого количества продуктов выветривания в понижениях на склонах гор, а иногда и возвышенностей и выпадении обильных осадков возникают водокаменные и грязевые потоки-СЕЛИ, движущиеся с большой скоростью и разрушающие все на своем пути.
IV. Закрепление пройденной темы.
- По рисунку расскажите о расположении по территории страны рельефа, созданного разными внешними процессами.
- Расскажите о распространении стихийных природных явлений по территории страны, объясните его.
- Как человек влияет на изменение рельефа?
V. Домашнее задание. Повторить все изученные темы. Подготовиться к уроку обобщения.