География 8 класс - Поурочные планы
Минеральные ресурсы России. Минеральные ресурсы Мордовии
Цели урока: сформировать у учащихся представления о связи минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом; обобщить материалы, полученные в курсе 6 класса; выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.
Оборудование: физическая карта России, тектоническая карта России; коллекция полезных ископаемых
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Повторение терминов в виде письменного диктанта.
На доске термины:
Платформа, щит, складчатые области, возрожденные горы, молодые горы, осадочный чехол, фундамент, плита, геологическая карта, тектоническая карта, глыбовые горы, Алтай, Кавказ, Урал.
- Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины, песчаников (Осадочный чехол)
- Выход на поверхность фундамента платформы (Щит)
- Древний устойчивый участок земной коры (Платформа)
- Молодая платформа (Плита)
- Молодые горы (Кавказ)
- Возрожденные горы (Алтай, Урал)
- Карта, на которой показаны части земной коры (Тектоническая)
- Карта с информацией о возрасте пород (Геологическая)
- Горы расположены в … (складчатых областях)
- Им соответствуют равнины (Платформы, плиты)
- Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость (Молодые горы)
2. Вопросы для устного ответа:
- Расскажите, как образуются горы (возраст, происхождение, закономерности размещения)
- Расскажите об образовании, размещении равнин, с какими тектоническими структурами связано размещение равнин?
III. Изучение нового материала.
Объяснение нового материала начинается с выяснения следующих вопросов:
- Что такое полезные ископаемые? (Это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве)
- Как вы понимаете термины месторождения ПИ, бассейн? Читать по учебнику стр. 40 месторождения ПИ – скопления ПИ.
Бассейн – группы близко расположенных месторождений одного и того же ПИ.
- Трудно обнаружить ПИ в молодых горах, где месторождения находятся под толщей горных пород и обнаружение их затруднено. В старых горах скопление ПИ обнаружить легче, т.к. при разрушении гор они оказываются близко у поверхности.
- ПИ делятся на 2 группы:
Комментируя рассказ, показывать коллекцию ПИ.
Железные руды – Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский п-ов, Алданский щит, Ангарские месторождения.
Никелевые руды – Кольский п-ов, район Норильска.
Медные руды – Урал, Забайкалье.
Полиметаллические руды (свинец, цинк) – Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.
Апатиты – Кольский п-ов.
Калийные руды – Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения)
Поваренная соль – Поволжье (оз. Баскунчак)
Нефть – Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн.
Газ – север Западной Сибири.
Каменный уголь – Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский, Ленский бассейны.
Бурый уголь – Канско-Ачинский бассейн
Исключение составляют алмазы, т.к. это неметаллические ПИ, но залегают в магматических породах. В Якутии алмазы связаны с траппами. Найдены алмазы и в Архангельской области. В обоих случаях месторождения алмазов находятся на платформах, но связаны с интрузиями, т. е. с вулканической деятельностью.
Все эти ПИ образуют минерально-сырьевую базу страны. Для минерально-сырьевых ресурсов страны характерны следующие черты:
· огромное их количество;
· крайняя неравномерность размещения;
· большое различие в условиях эксплуатации;
· возможность частичной компенсации истощенных месторождений п/и путем разведки и освоения новых месторождений.
Более детально мы будем рассматривать ПИ при изучении крупных районов России.
Экологические проблемы.
При разработке ПИ возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?
Задачи эти определены:
1. Необходимо не снимать «сливки», а извлекать ПИ из недр как можно полнее. В настоящее время удается извлечь половину разрабатываемой нефти, а остальное остается в нефтеносных пластах.
2. Следует повысить комплексность переработки. В природе практически нет чистых химических элементов. Необходимо добиваться извлечения не только основного компонента, но и попутных.
3. Необходимо повысить глубину переработки природного сырья. Из добытой нефти в настоящее время перерабатывается около половины. Получающийся остаток - мазут - сжигается в топках. При переработке руд меди около трети ее выбрасывается в отвал.
Таким образом, основным направлением использования ПИ на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более экономное и рациональное использование.
Полезные ископаемые России |
|||||
Платформ Осадочные ПИ в чехлах |
Складчатых областей Рудные ПИ |
Платформ Рудные ПИ на щитах |
|||
уголь |
Тунгусский Ленский Южно-Якутский Кузнецкий Канско-Ачинский Печорский Подмосковный |
Железные руды |
Зап. Саяны Урал |
Железные руды |
КМА Юж. Якутия |
Нефть газ |
Центр. часть Зап. Сибири |
Полиметалл. руды |
Вос. Саяны Кавказ |
Апатиты |
Кольский п-ов |
нефть |
Самотлор |
золото |
Нагорья Сев. Забайкалья |
||
газ |
Уренгой Ямбург |
Ртуть |
Алтай |
||
Хром Платина Никель Медь |
Урал |
||||
Олово вольфрам |
Сев.-Вост. Сибирь Дал. Восток |
Ученики анализируют карту полезных ископаемых России (стр. 42-43, рис. 21).
Работа в к/к:
По карте учебника определить местонахождение крупнейших месторождений ПИ и нанести их на к/к.
Минеральные ресурсы Мордовии
Анализ карты ГРМ на стр. 30:
Строительные материалы: глина, пески, мел, известняк
Фосфориты
Минеральные краски: охра, сурик, глауконит
Горючие сланцы
Железные руды
Артезианские воды
IV. Домашнее задание: § 7, ГРМ стр. 29–33.