Минеральные ресурсы России. Минеральные ресурсы Мордовии

География 8 класс - Поурочные планы

Минеральные ресурсы России. Минеральные ресурсы Мордовии

Цели урока: сформировать у учащихся представления о связи минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом; обобщить материалы, полученные в курсе 6 класса; выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.

Оборудование: физическая карта России, тектоническая карта России; коллекция полезных ископаемых

Ход урока

I. Орг. момент.


II. Проверка домашнего задания.

1. Повторение терминов в виде письменного диктанта.

На доске термины:

Платформа, щит, складчатые области, возрожденные горы, молодые горы, осадочный чехол, фундамент, плита, геологическая карта, тектоническая карта, глыбовые горы, Алтай, Кавказ, Урал.

- Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины, песчаников (Осадочный чехол)

- Выход на поверхность фундамента платформы (Щит)

- Древний устойчивый участок земной коры (Платформа)

- Молодая платформа (Плита)

- Молодые горы (Кавказ)

- Возрожденные горы (Алтай, Урал)

- Карта, на которой показаны части земной коры (Тектоническая)

- Карта с информацией о возрасте пород (Геологическая)

- Горы расположены в … (складчатых областях)

- Им соответствуют равнины (Платформы, плиты)

- Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость (Молодые горы)

2. Вопросы для устного ответа:

- Расскажите, как образуются горы (возраст, происхождение, закономерности размещения)

- Расскажите об образовании, размещении равнин, с какими тектоническими структурами связано размещение равнин?


III. Изучение нового материала.

Объяснение нового материала начинается с выяснения следующих вопросов:

- Что такое полезные ископаемые? (Это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве)

- Как вы понимаете термины месторождения ПИ, бассейн? Читать по учебнику стр. 40 месторождения ПИ – скопления ПИ.

Бассейн – группы близко расположенных месторождений одного и того же ПИ.

- Трудно обнаружить ПИ в молодых горах, где месторождения находятся под толщей горных пород и обнаружение их затруднено. В старых горах скопление ПИ обнаружить легче, т.к. при разрушении гор они оказываются близко у поверхности.

- ПИ делятся на 2 группы:



Комментируя рассказ, показывать коллекцию ПИ.

Железные руды – Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский п-ов, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды – Кольский п-ов, район Норильска.

Медные руды – Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) – Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Апатиты – Кольский п-ов.

Калийные руды – Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения)

Поваренная соль – Поволжье (оз. Баскунчак)

Нефть – Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн.

Газ – север Западной Сибири.

Каменный уголь – Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский, Ленский бассейны.

Бурый уголь – Канско-Ачинский бассейн

Исключение составляют алмазы, т.к. это неметаллические ПИ, но залегают в магматических породах. В Якутии алмазы связаны с траппами. Найдены алмазы и в Архангельской области. В обоих случаях месторождения алмазов находятся на платформах, но связаны с интрузиями, т. е. с вулканической деятельностью.

Все эти ПИ образуют минерально-сырьевую базу страны. Для минерально-сырьевых ресурсов страны характерны следующие черты:

· огромное их количество;

· крайняя неравномерность размещения;

· большое различие в условиях эксплуатации;

· возможность частичной компенсации истощенных месторождений п/и путем разведки и освоения новых месторождений.

Более детально мы будем рассматривать ПИ при изучении крупных районов России.


Экологические проблемы.

При разработке ПИ возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?

Задачи эти определены:

1. Необходимо не снимать «сливки», а извлекать ПИ из недр как можно полнее. В настоящее время удается извлечь половину разрабатываемой нефти, а остальное остается в нефтеносных пластах.

2. Следует повысить комплексность переработки. В природе практически нет чистых химических элементов. Необходимо добиваться извлечения не только основного компонента, но и попутных.

3. Необходимо повысить глубину переработки природного сырья. Из добытой нефти в настоящее время перерабатывается около половины. Получающийся остаток - мазут - сжигается в топках. При переработке руд меди около трети ее выбрасывается в отвал.

Таким образом, основным направлением использования ПИ на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более экономное и рациональное использование.


Полезные ископаемые России

Платформ

Осадочные ПИ в чехлах

Складчатых областей

Рудные ПИ

Платформ

Рудные ПИ на щитах

уголь

Тунгусский

Ленский

Южно-Якутский

Кузнецкий

Канско-Ачинский

Печорский

Подмосковный

Железные руды

Зап. Саяны

Урал

Железные руды

КМА

Юж. Якутия

Нефть

газ

Центр. часть Зап. Сибири

Полиметалл. руды

Вос. Саяны

Кавказ

Апатиты

Кольский п-ов

нефть

Самотлор

золото

Нагорья Сев. Забайкалья



газ

Уренгой

Ямбург

Ртуть

Алтай





Хром

Платина

Никель

Медь

Урал





Олово

вольфрам

Сев.-Вост. Сибирь

Дал. Восток




Ученики анализируют карту полезных ископаемых России (стр. 42-43, рис. 21).

Работа в к/к:

По карте учебника определить местонахождение крупнейших месторождений ПИ и нанести их на к/к.

Минеральные ресурсы Мордовии

Анализ карты ГРМ на стр. 30:

Строительные материалы: глина, пески, мел, известняк

Фосфориты

Минеральные краски: охра, сурик, глауконит

Горючие сланцы

Железные руды

Артезианские воды


IV. Домашнее задание: § 7, ГРМ стр. 29–33.






Для любых предложений по сайту: [email protected]