География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Обобщающий урок по теме «Крупные природные районы России» - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ
Цели: обобщить и систематизировать знания о природных регионах России; определить уровень знания основных физико-географических показателей крупных природных комплексов России; выявить уровень понимания факторов, влияющих на особенности природы в ПТК.
Оборудование: карты России (физическая, климатическая), картины, волчок со стрелкой, карточки с заданиями, песочные часы или секундомер.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
Класс делится на команды по пять-шесть человек. Команды выбирают капитанов. Капитаны получают флажки. Игровые столы ставятся по кругу по количеству групп. Один стол, главный, — в центре.
На главном столе конверты с вопросами и волчок. Команда, которая начнет игру, определяется по первому вопросу, заданному всем командам. На обсуждение вопроса дается 30 с. Вопрос из конверта, на который указал волчок, зачитывает ведущий (очень важно, как прочитан вопрос — эмоционально, с паузой перед чтением). Лучше если ведущий — учитель.
Хранитель времени (кто-то из учеников) следит за временем и по его истечении подает команду «стоп» или «время».
Если у другой команды есть досрочный ответ, его записывают на листок, капитан поднимает флажок, ведущий подходит и смотрит запись на листке. Правильно или нет, ведущий не сообщает, пока команда за главным столом не дала ответа.
Если из четырех команд все ответили правильно, каждая команда получает по по 1 баллу; если три команды ответили правильно, ответившие команды получают по 2 балла; если две команды дали верный ответ, они получают по 3 балла. Если, верный ответ дала только одна команда, она получает 4 балла.
Команда занимает место за главным столом, если она набрала 4 балла.
Важно, чтобы весь класс, все команды принимали участие в обсуждении вопросов и имели возможность отвечать. Все члены команды, набравшей большее количество баллов (заранее обговорить максимальное количество баллов), получают оценку «5».
В команде все должны отвечать, а не один капитан (капитан следит за очередностью ответов). Если команда не дает правильных ответов, обсуждения в команде нет, стоит вывести команду из игры и дать карточки с более легким заданием.
Задания
1. Край гранита, воды и лесов. Спокойна зеркальная гладь бесчисленных мелких озер, окаймленных дремучими лесами. Сказочно красивы их берега, сложенные из гранита и мрамора. Мощный ледник, точно гигантский панцирь, покрывающий некогда территорию, сползая на юг, придал ее поверхности своеобразный облик. Сгладил острые гребни возвышенностей и гранитных гряд, углубил впадины, разбросал по территории огромные массы валунов. (Карелия.)
2. «Здесь все не так у нас. Все то же, да не то. Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые. Даже вороны большеклювые. За группой деревьев, обвитых виноградом, открывается поляна». (Дальний Восток, Приморье, Уссурийская тайга.)
3. Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят... (Кавказ.)
М. Лермонтов
4. Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина,
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Застелив мировое пространство
Монотонной печалью земли... (Западно-Сибирская равнина.)
К. Бальмонт
5. И он как зеркало лежит,
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.
О нем писали: «Чаша вод».
Да. Но какая «чаша»! (Озеро Байкал.)
6. «Земной пояс», «Камень», «Рифейские горы» — современное название появилось только в XVIII в. в работах знаменитого русского историка и географа В. Н. Татищева. Какое? (Урал.)
7. Он — опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесники древнее нашей славы
И славы нынешней творец. (Урал.)
8. Она использовалась для свай, на которые ставили дворцы Венеции. А в основании города Архангельска положено около 40 тыс. свай. В воде она не поддается ни пиле, ни топору.
Хорошо переносит морозы, светолюбива, быстро растет. (Лиственница.)
9. Это место находится в Северном полушарии и считается полюсом холода. Здесь зимние температуры понижаются до —70 °С. (Оймякон.)
10. Здесь множество теплых, горячих и просто кипящих озерков, лужиц, самых разнообразных цветов: от небесно-голубого и бирюзового до коричневого и красного. Фыркают и плюются грязевые котлы, заросшие меломайником. Все кругом пропитано паром. Трудно дышать. Медведи весной находят здесь теплую грязь и греются в ней. (Дальний Восток. Камчатка.)
11. Это яростный таинственный ветер, который рождается где- то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и разводит страшное волнение по всему Черному морю. Сила его так велика, что он опрокидывает с рельсов груженые товарные вагоны, валит телеграфные столбы, бросает на землю идущих людей. (Бора.)
12. Укажите лишнее в цепочке: баргузин, сарма, култук, фен. (Фен. Остальные ветры на Байкале.)
13. Какая связь существует между траппами и кимберлитовыми трубками? (Страппами связано место положения кимберлитовых трубок, а в них — алмазы.)
14. Булгунняхи, или... (гидролакколиты).
15. Что общего у булгунняха и горы Машук? (Это лакколиты, только у булгунняха внутри лед, а у лакколита — магма.)
16. Урманы, колки, гривы — где их можно увидеть? (В Западной Сибири.)
17. «Кто на губе не бывал, тот горя не видал». О какой губе сложилась эта поговорка? (Обская губа.)
18. Какие склоны Урала и почему получают большее количество осадков? (Западные ветры приносят осадки на западные склоны.)
19. Объясните, почему Уральские горы асимметричны? (Предуралье сложено более мягкими осадочными породами, а центральная часть и Зауралье — твердыми магматическими и метаморфическими.)
20. Край незакатного солнца летом и озаренной полярными сияниями многомесячной ночи зимой, мир льда и снега, трескучих морозов и лютых метелей и вместе с тем край, чарующий и влекущий всякого, раз его увидавшего. (Тундра Восточной Сибири, полуостров Таймыр.)
21. Зима здесь двуцветная — бледно-синее высокое небо и белая земля. При большом морозе долины и распадки ручьев окутаны колючим приземистым туманом. В то же время на вершинах гор наблюдается совсем другая картина — ослепительное солнце. При сильном морозе в тайге космическая тишина. Не слышно ни птиц, ни зверей. И только время от времени далеко разносится треск лопающихся стволов. (Восточная Сибирь, Якутия, котловина.)
22. Объясните, почему степи в поясе гор Южной Сибири встречаются отдельными пятнами. (В котловинах выпадает мало осадков.)
23. Ее фундамент — молодая платформа. Поверхность имеет блюдцеобразную вогнутую форму, большая часть ее заболочена, недра богаты нефтью и газом. (Западно-Сибирская равнина.)