География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Растительный мир России - ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР РОССИИ
Цели: рассмотреть типы растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами; формировать представление о причинах разнообразия растительных сообществ; учить коллективной работе.
Оборудование: гербарии, карта растительности, картины (тундра, тайга, смешанный лес, степь, пустыня).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя
Растительность — один из важнейших компонентов природы. По растительности мы узнаем природную зону, растительность определяет лицо ландшафта. Растения — важный фактор почвообразования. Растительность защищает почву от эрозии, поддерживает уровень грунтовых вод, а значит, влияет на полноводие рек и озер.
Растения дают пищу животным и человеку.
Растения Земли формируют состав атмосферы, поставляя кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза. Растительный покров планеты — это еще и ее красота.
Растения существуют не изолированно, а в растительных сообществах. Состав растений в сообществе определяется соотношением тепла и влаги в течение года.
Природный растительный покров России очень разнообразен — от тундры на Крайнем Севере до пустыни у южных границ страны. Главная причина этого разнообразия — различия в климате отдельных районов.
На холодном, суровом, ветреном Севере мы находим приземистый ковер растений с господством мхов и лишайников, в средней полосе страны, где климат теплее, распространены леса, еще южнее — там, где летом жарко и очень мало влаги, могут существовать только сообщества степных и пустынных растений.
Для жизни растений важны многие климатические показатели: среднегодовая температура воздуха, средняя сумма осадков за год, продолжительность теплого сезона года (вегетационный период). Особое значение для растений имеет абсолютный минимум температуры. Главные климатические показатели объединяются в понятие «тип климата». Если районы отличаются по типу климата, то они обязательно имеют и различный природный растительный покров. На равнинах растительность меняется на большом пространстве, например при движении с севера на юг на протяжении нескольких сотен или даже тысяч километров.
(По ходу рассказа учитель вычерчивает на доске схему.)
В России лучше всего зональность растительности выражена в европейской части: тундра, лес, степь, пустыня. Чтобы определить, в какой зоне мы находимся, нужно обратить внимание на растительность, которая преобладает на суглинистых ровных пространствах, расположенных вне речных долин, т. е. зональную растительность.
В одной зоне естественный растительный покров неоднороден. В лесу можно встретить ельники-кисличники, ельники- черничники, березовые рощи, сосновые боры и т. д. Разнообразие растительных сообществ зависит в данном случае не от климата, а от поверхностных геологических отложений. На песчаных отложениях растут сосновые боры, а на глинистых — елово-пихтовые леса.
2. Самостоятельная работа
Учащиеся знакомятся с различными видами растительных сообществ. Класс делится на группы по четыре человека. Каждая группа получает гербарий одного растительного сообщества и лист с планом действий и вопросами.
На работу отводится 10—15 мин, затем группы отчитываются. Все слушают и заполняют сводную таблицу.
Типы растительных сообществ
Растительное сообщество |
Условия формирования |
Общий вид |
Типичные растения |
Приспособленность к условиям среды |
Вопросы и задания для группы 1. Тундра
1. Прочитайте текст учебника (по Р.: с. 150; по Б.: с. 102).
2. Где в России преобладает тундровая растительность? Покажите на карте растительности (по Р.: рис. 70 на с. 159; по Б.: рис. 62 на с. 103) южную границу тундры.
3. Каковы условия формирования растительного сообщества тундры?
4. Рассмотрите по гербарию виды растений тундры, назовите их и при отчете продемонстрируйте классу.
5. Какие приспособления имеют растения (листья, корни, однолетние, многолетние)?
6. Почему растения имеют небольшой рост, подушкообразные формы? Почему у них мелкие листовые пластинки?
7. Почему преобладают многолетние растения?
8. Почему у растений разветвленная корневая система?
Вопросы и задания для группы 2. Леса
1. Прочитайте текст учебника (по Р.: с. 150—151; по Б.: с. 104).
2. Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах?
3. Каковы условия формирования лесной растительности?
4. Рассмотрите гербарий. Определите общие черты растений лесов, назовите их виды. При отчете продемонстрируйте классу.
5. Какие приспособления имеют растения лесов? Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое?
6. Почему ствол кедрового стланика стелется, прижимаясь к земле?
7. Почему в резко континентальном (самом суровом) климате Восточной Сибири в лесах растет только лиственница?
8. Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий произрастания хвойных лесов?
9. Какие породы относятся к светлохвойным?
Вопросы и задания для группы 3. Степи
1. Прочитайте текст учебника (по Р.: с. 152; по Б.: с. 104).
2. По карте растительности (по Р.: рис. 70 на с. 159; по Б.: рис. 62 на с. 103) определите ареал распространения степной растительности.
3. Каковы условия формирования растений степей?
4. Рассмотрите гербарные экземпляры степных растений.
5. Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды?
6. Почему степи зеленеют лишь ранней весной?
7. Почему в степях не растут деревья?
Вопросы и задания для группы 4. Пустыни
1. Прочитайте текст учебника (по Р.: с. 152; по Б.: с. 104).
2. Найдите на карте растительности (по Р.: рис. 70 на с. 159; по Б.: рис. 62 на с. 103) территорию, занятую пустынями и полупустынями.
3. Рассмотрите образцы гербария и определите приспособления растений к условиям скудного увлажнения.
4. Назовите растения пустынного сообщества.
5. Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых колец?
3. Рассказ учителя с элементами беседы
Кроме зональных растительных сообществ, которые мы сегодня изучили, есть азональные растительные сообщества, не образующие сплошной полосы. Это луга и болота. Вы можете встретить их в нескольких природных зонах, среди других растительных сообществ.
Распространение лугов и болот связано с условиями увлажнения отдельных участков. Например, растительность пойменных заливных лугов образуется при условии периодического затопления во время весеннего половодья. В тайге луга занимают понижения, где близко подходят фунтовые воды. Луга не переносят иссушения почвы и также длительного переувлажнения. Луга могут встретиться во всех природных зонах и даже в горах (альпийские и субальпийские луга). Травы лугов многолетние, осенью отмирает только надземная часть.
Болота — это сообщества, которые состоят из влаголюбивой растительности. Как правило, они расположены на переувлажненных участках. Поскольку избыточное увлажнение имеют тундра и тайга, то и болот в этих природных зонах значительно больше. Самые большие площади болота занимают в тайге Западно-Сибирской низменности.
— Почему именно здесь они наиболее распространены? (Плоский рельеф, замедленный сток, близость грунтовых вод, небольшая испаряемость.)
— Какие растения растут на болотах? (Клюква, голубика, морошка, мхи, береза, осина, осоки, рогоз.)
— Что дает человеку мир растений? {Лес дает древесину для строительства, для изготовления бумаги, ткани (вискоза), используется как дрова. Смола деревьев используется в книгопечатании.)
(Учащиеся под руководством учителя заполняют таблицу.)
Использование древесных ресурсов
Часть дерева |
Использование |
Крона |
Хвойно-витаминная мука, лекарственные вещества |
Сучья |
Щепа для производства картона и древесных плит |
Кора |
Дубильные вещества, наполнители строительных блоков |
Ствол |
Пиломатериалы, шпалы, крепления для шахт, опоры для линий связи и электропередачи, целлюлоза, бумага, этиловый спирт, мебель, фанера, кормовые дрожжи, строения, спички, карандаши, лыжи, музыкальные инструменты и др. |
Пень и корни |
Канифоль, скипидар, камфара, фурфурол |
Домашнее задание
1. По Р.: § 25.
По Б.: § 18 (до с. 104).
2. Составить кроссворд «Растительный мир России» или придумать 10 вопросов о растениях, их приспособлении к условиям среды.
3. Подготовить сообщения о северном олене, верблюде.