География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Водные ресурсы. Охрана вод - ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ
Цели: показать неравномерность распределения водных ресурсов по территории страны; познакомить с опасными явлениями, связанными с внутренними водами; рассказать об охране водных ресурсов и их хозяйственном использовании; формировать навыки работы с тематическими картами режима питания, особенностей годового стока, падения рек.
Оборудование: физическая карта России.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Проверку домашнего задания можно организовать в форме индивидуального опроса или работы в парах. Один ученик в течение двух минут рассказывает об озерах и ледниках и задает вопросы второму ученику о подземных водах, многолетней мерзлоте, болотах. Второй ученик отвечает на вопросы и дополняет ответ первого ученика.
III. Изучение нового материала
Водные ресурсы — это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве. Без воды человек жить не может.
Значение рек
1. На ежедневные нужды человек потребляет 300—400 л воды, а в год около 110-150 м3 воды. Для производства 1 т сахара расходуется 100 м3 воды, 1 т бумаги — 900 м3 1 т резины — 1500 м3. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. м3 воды.
2. Реки — это дешевые водные пути, которые были часто единственными дорогами в лесной России X—XIX вв.
3. Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение.
Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины — озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды.
Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами.
Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.
Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр — свод сведений о водных ресурсах России. Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований.
В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек.
На каждого жителя Русской равнины (европейской части России) приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири — 100 000 м3 в год, т. е. в 12 раз больше. В южных районах (земледельческих) России дефицит воды, т. к. большая часть воды идет на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т. к. реки Урала маловодны (это верховья рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.
Наибольшая потребность в воде на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить их, создаются пруды и водохранилища.
— В чем различие между прудами и водохранилищами? (Водохранилища гораздо крупнее прудов по площади и запасам воды, они создаются на крупных реках.)
Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление
Человек влияет на водные ресурсы. Рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние.
Использование воды |
|
Водопользование |
Водопотребление (изъятие воды) |
1. Рыбное хозяйство. 2. Гидроэнергетика (ГЭС). 3. Речной транспорт. 4. Купание в реке. 5. Рыбалка на берегу с удочкой |
1. Промышленность. 2. Сельское хозяйство. 3. Коммунальное хозяйство (вода в квартире), полив улиц |
Водопользователи загрязняют воду, ухудшают ее качество |
В результате потребления воды становится меньше, т. е. уменьшается ее количество и меняется качество воды из-за стоков |
Пути сохранения водных ресурсов
1. Постройка и реконструкция очистных сооружений.
2. Совершенствование технологии производства на предприятиях (например, введение оборотной системы водоснабжения: отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии).
3. Экономия потребления воды, плата за каждый кубический метр по счетчику.
Вода может приносить человеку много бедствий. Это стихийные явления: наводнения, цунами, снегопады, сели, лавины, наледи, гололед, ливни; 40% всех стихийных бедствий приходится на наводнения.
— Как вы думаете, на каких реках чаще бывают наводнения? Почему? (Примерный ответ. На реках северного стока. Весной в верховьях рек, находящихся южнее низовьев, уже ледоход и половодье, а в низовьях лед еще не ушел. В результате образуются ледяные заторы, плотины, выше которых поднимается уровень воды, и река выходит из берегов.)
Особенно часто наводнения случаются на участках рек с низкими берегами (Обь, Лена). Вспомните, например, наводнение в Ленске. Во время муссонных дождей наводнения бывают и на реках Дальнего Востока. На берегах Амура нельзя селиться, особенно на низменных участках.
Сели — грязекаменные потоки, которые случаются на Кавказе, в горах юга Сибири.
Причины возникновения селей
1. Сильные ливни или быстрое таяние снега.
2. Наличие большого количества рыхлых фунтов в верховьях горных долин.
3. Сведение лесов на склонах гор.
Меры борьбы с селями
1. Облесение склонов и террасирование склонов.
2. Создание в руслах горных рек специальных плотин-селесборников.
IV. Закрепление нового материала
Учащиеся заполняют таблицу.
Виды внутренних вод |
Стихийные явления, связанные с внутренними водами |
Возможности использования человеком |
Реки |
||
Озера |
||
Болота |
||
Подземные воды |
||
Ледники |
V. Практическая работа «Определение по картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования рек своей местности»
Цели работы: учить применять теоретические знания при решении практических задач; совершенствовать приемы работы с различными источниками информации.
Оборудование: карты атласа, приложения к учебнику, дополнительная информация.
Время выполнения работы: 10—15 мин.
В результате выполнения работы учащиеся заполняют таблицу.
№ п/п |
План описания |
Описание |
1 |
К бассейну какого океана принадлежит |
|
2 |
Характер течения |
|
3 |
Тип водного режима |
|
4 |
Источники питания |
|
5 |
Особенности годового стока |
|
6 |
Уклон и падение реки |
|
7 |
Растительный и животный мир |
|
8 |
Происхождение названия водоема |
|
9 |
Возможности хозяйственного использования |
Домашнее задание
По Р.: § 21, вопросы 3—6, 9—14 на с. 130—131.
По Б.: § 14, вопросы на с. 87; повторить термины.