География России - Природа 8 класс
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ГОР ЮЖНОЙ СИБИРИ - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ - ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ
Задачи: сформировать знания о природных ресурсах Восточной Сибири и гор Южной Сибири; познакомить с историей освоения региона и его природными уникумами; совершенствовать умения учащихся самостоятельно характеризовать природноресурсный потенциал территории.
Ход урока
I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
В процессе вводной беседы учитель акцентирует внимание учащихся на богатстве природных ресурсов изучаемого региона. «Российское могущество прирастать будет Сибирью», - сказал великий Ломоносов, когда Сибирь была глухим суровым краем. Его гениальная прозорливость подтвердилась. Сибирь оказалась кладом богатств, в котором обнаружены залежи железной руды и угля, запасы нефти, колоссальные энергоресурсы.
Восток и Запад, Север, Юг Сибири
Прекраснее на свете не найти
Потомками и сверстниками нашими
Проложены туда бескрайние пути.
Ее так просто глазом не окинешь
И не сочтешь богатых недр ее.
Сибирь, Сибирь - жемчужина России,
Прекрасней края нету ничего.
Задает вопрос, вокруг которого строится обсуждение: «Восточную Сибирь называют краем будущего. Насколько справедливо это утверждение? Давайте попробуем поразмышлять вместе. Край будущего - какой он?»
II. Получение новых знаний.
1. Первая часть урока посвящена природно-ресурсному потенциалу региона. Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника (с. 229-231), картами атласа. Результаты работы учащиеся заносят в таблицу, которая приведена на с. 233 учебника.
После окончания работы учитель задает вопросы на закрепление и обобщение знаний:
1) Какими природными ресурсами располагает Восточная Сибирь?
2) Какими из них она особенно богата?
3) Почему Восточная Сибирь богата разнообразными природными ресурсами?
4) Каких полезных ископаемых особенно много добывается в Сибири?
5) Где в Восточной Сибири добываются железные руды, руды цветных металлов, золото, алмазы? Почему таких месторождений в Сибири много?
6) Как используются в хозяйстве водные ресурсы?
7) Какие природные ресурсы, кроме полезных ископаемых, имеются в Восточной Сибири?
Далее необходимо обсудить вопросы рационального использования природных ресурсов и их охраны.
Учитель. Вопросы охраны и рационального использования ресурсов земли Сибирской является делом государственной важности. Нельзя стремиться брать их у природы как можно быстрее, больше и любой ценой. Можно привести много примеров, говорящих о хищническом разорении окружающей природы. Это и тысячи отработанных скважин, уничтоженная тягачами и вездеходами тундра, следы лесных пожаров, уничтожение зверей и рыбы, затопление земель и многое другое. Наша задача: жить и работать так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рождественского:
Леса топорщатся, и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы живут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы,
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы.
2. Историю освоения территории Восточной Сибири и гор Южной Сибири учащиеся готовили самостоятельно в виде опережающего домашнего задания (урок № 50). Далее заслушиваются сообщения и обсуждаются интересующие вопросы. Следует уделить время и сообщениям о природных уникумах региона. Можно использовать видеофрагменты, показывающие уникальность и красоту Сибири.
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 40, письменно ответить на вопрос 3 на с. 233.