География России - Природа 8 класс
ПТК РОССИИ - ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ - ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ
Задачи: актуализировать и систематизировать знания о природных комплексах: их формировании, географическом строении, свойствах, значении в природе и жизни человека; показать роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о ПТК; сформировать знания о природном районировании; научить выявлять положительные результаты и отрицательные последствия хозяйственной деятельности человека в ПТК, прогнозировать изменения ПТК под влиянием естественных причин и вмешательства человека.
Ход урока
Материал урока большей частью состоит из теоретического блока, который очень часто вызывает затруднения у школьников. Поэтому при организации познавательной деятельности требуется опора на уже имеющиеся знания учащихся о географической оболочке, природных комплексах, взаимосвязи их компонентов. Теоретические вопросы необходимо четко объяснять, строго следовать главным идеям урока, не заостряя внимания на второстепенных вопросах. Элементы беседы включены в урок, но все-таки главным будет объяснение учителя, которое должно сопровождаться использованием наглядности.
I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Во втором разделе курса географии России совершается переход от рассмотрения отдельных компонентов природы к изучению комплексов. Поэтому первоначально учитель привлекает внимание учащихся к сопоставлению содержания первого и второго разделов. Это можно осуществить в процессе беседы по следующим вопросам:
1) Что вы изучали на предыдущих уроках?
2) Вы изучили компоненты природы, но означает ли это, что вы знаете природу полностью? Почему нельзя ограничиться изучением только компонентов?
3) Что вы уже знаете о природных комплексах? Каково соотношение природного комплекса и географической оболочки?
4) Как сформировались природные комплексы? Какой источник знания в наиболее компактной форме содержит сведения о развитии природы на Земле?
5) Что является результатом развития природы?
6) Какое значение имеют природные комплексы в природе и жизни человека?
Таким образом, эта беседа помогает также актуализировать знания о природных комплексах и географической оболочке, позволяет определить уровень подготовленности школьников к восприятию данной темы.
II. Получение новых знаний.
Как уже отмечалось выше, целесообразным будет провести этот блок урока в виде лекции с элементами беседы.
1. Учитель. Природно-территориальный комплекс - это территория, однородная по происхождению, развитию и природным компонентам.
Компоненты ПТК:
• горные породы,
• воздух,
• вода,
• почва,
• растения,
• животные.
Работа со схемой «Взаимосвязи в ПТК».
Каждый компонент развивается по своим закономерностям. Взаимодействие компонентов и приводит к образованию ПТК.
«...ПК - целостное образование. В нем нет случайного набора компонентов, а есть закономерное их сочетание. Компоненты в ПК тесно взаимодействуют и образуют сложную природную систему. Каждый комплекс занимает определенную территорию, где компоненты имеют присущие только им свойства и сочетаются закономерно. В связи с этим каждый ПК является территориальным, поэтому полное название дается так: природно-территориальный комплекс».
(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 104.)
Типы ПТК:
1) локальные ПТК - формируются под действием местных факторов и имеют небольшие размеры; к этому типу относится фация;
2) региональные ПТК - формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия (солнечная радиация, тектонические движения и пр.); к этому типу относятся природные зоны и области;
3) глобальный ПТК - это географическая оболочка, которая представляет собой совокупность всех ПТК Земли; это самый большой ПТК.
На территории России встречаются различные ПТК. В чем же кроются причины разнообразия природных комплексов? Их несколько: форма земного шара, широтное распределение тепла и зональность географической оболочки, влияние азонального фактора, рельефа и длительное развитие.
2. Если проанализировать геохронологическую таблицу, то можно заметить, что суша неоднократно сменялась морем, теплый и влажный климат становился сухим и холодным, теплолюбивая растительность вымирала, уступая место холодоустойчивым растениям. Вырастали и разрушались горы. Это влияло на климат и живые организмы. Географическая оболочка формировалась длительное время, и результатом её развития стали разнообразные природные комплексы. Природные комплексы разнообразны, потому что входящие в них компоненты неодинаковы. Но при всей многоликости каждый ПТК имеет определенные свойства: характерный внешний облик, определенное сочетание компонентов, целостность, способность быть устойчивым, способность изменяться.
Знания о ПТК необходимы человеку, так как сами люди - часть природы и живут в большой зависимости от природных комплексов. Все, что берет человек от природы, производится в природном комплексе.
«...Любой вид хозяйственной деятельности человека изменяет или нарушает связи в ПТК. Если человек воздействует на какой-либо один компонент, то это приводит к изменению всего комплекса. Подумаем, как изменится природный комплекс, если вырубить лес, осушить болото, распахать склоны или пойму, построить водохранилище. Что происходит, если в воздух выбрасываются сотни тысяч тонн вредных веществ, в реки и озера сбрасываются грязные сточные воды, на поля вносятся тысячи тонн удобрений и ядов? Там, где разрушается хоть один компонент, гибнет весь природный комплекс. Каждый природный комплекс - результат очень длительного развития оболочки, но он может быть очень быстро разрушен деятельностью человека».
(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 104.)
3. Ландшафтоведение - учение о природно-территориальных комплексах. Оно было основано на рубеже XIX- XX веков русскими учеными. В. В. Докучаев обосновал зональность как всеобщий закон природы, проявляющийся как на суше, так и в морях, и создал учение о географических зонах. Позднее Л. С. Берг развил идеи Докучаева и разработал учение о ландшафтах. Он первым осуществил зональное физико-географическое районирование нашей страны.
4. Ландшафтами называют небольшие по территории природные комплексы.
«...Ландшафт - конкретный участок земной поверхности, обладающий единством происхождения, развития, а также однородной геологической структурой и рельефом, одинаковым климатом, почвами, растительным и животным миром. Ландшафт - это пойма реки, приозерье, участки степи, леса, болота, на какой-то одной форме рельефа».
(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 107.)
Типы ландшафтов:
а) природные ландшафты - они развивались только под влиянием естественных факторов и не испытывали влияния человека;
б) антропогенные ландшафты - это ландшафты, измененные хозяйственной деятельностью человека.
«...Городской ландшафт - антропогенный. За городом - дачи, сады, огороды. Далее - пашня, поле, лес, исхоженный вдоль и поперек. А еще дальше, в глубине лесного массива, осуществляется планомерная вырубка леса. Посмотрим на крупные реки: на них построены целые системы гидротехнических сооружений - плотины, ГЭС, шлюзы, водохранилища. Рыбные нерестилища затоплены, в мелководных водохранилищах цветут сине-зеленые водоросли и вода похожа на кисель. По всему течению реки сбрасываются сточные воды, а притоки несут тысячи тонн смытых с полей удобрений. Так где же природный ландшафт?»
(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 107.)
Они подразделяются на группы:
1) Сельскохозяйственные - пашни, пастбища, сады, виноградники.
2) Лесохозяйственные - вторичные леса (после вырубки, пожаров), водоохранные леса, леса санитарной зоны.
3) Водные - водохранилища, каналы, пруды.
4) Промышленные - заводы, шахты, карьеры, отвалы, терриконы.
5) Транспортные - железные и автомобильные дороги, трубопроводы и т. д.
6) Рекреационные - туристские маршруты, места отдыха у водоемов, в лесу, в лесопарке, в горах и т. д.
Как мы видим, антропогенные ландшафты разнообразны. Какова же будет тенденция их развития? Будет их больше или меньше? Несомненно, территории антропогенных ландшафтов будут расширяться.
Во время объяснения учителя учащиеся просматривают картины с изображением различных ландшафтов, отвечают на вопросы и выполняют задания:
1) Как вы считаете, когда возникли первые антропогенные ландшафты?
2) Как изменялось соотношение природных и антропогенных ландшафтов с течением времени?
3) Обоснуйте тезис: «Антропогенное воздействие стало важнейшим фактором развития окружающей среды».
5. Многообразие природных комплексов на территории России вызвало необходимость выделить главные природные районы согласно принципам физико-географического районирования.
Физико-географическое, или природное районирование - это метод выявления ПТК, установления их границ. В основе выделения крупных ПТК лежат различия в геологическом строении и рельефе, а также особенности климата.
«...При районировании производится изучение причин обособления ПТК и закономерностей их размещения в пространстве. Причиной существования крупных ПТК служат различия в их геологической истории. Эти различия определяют особенности геологического строения и рельефа территории. Крупный ПТК занимает большую площадь, поэтому климатические условия на его пространстве изменяются. Вслед за ними изменяется и почвенно-растительный покров. Поэтому в пределах крупных равнинных территорий выделяется несколько природных зон. Размещение растительных сообществ на территории зоны зависит от рельефа.
Природное районирование имеет большое практическое значение. Правильное размещение сельского хозяйства возможно лишь при учете различий в природе отдельных ПТК. Результаты районирования используются при строительстве дорог, нефте- и газопроводов, при размещении других объектов хозяйства и т. д.».
(Раковская Э. М., Баринова И. И. Природа России: Учеб. для 8 кл. 1995. С. 126.)
Крупные ПТК на территории России:
• Восточно-Европейская равнина.
• Северный Кавказ.
• Урал.
• Западно-Сибирская равнинна.
• Средняя Сибирь.
• Северо-Восток Сибири.
• Пояс гор Южной Сибири.
• Дальний Восток.
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 21, ответить письменно на вопрос 5 на с. 124 учебника.