География 7 класс - Поурочные планы
Рельеф Земли. Сейсмичные пояса Земли
Цели урока: показывать платформы, складчатые области, сейсмичные пояса, области вулканизма; объяснять существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
Оборудование: физическая карта мира, строение земной коры И-7кл-17, рисунки и фотографии форм рельефа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
- Строение материковой и океанической земной коры.
- Плиты литосферы.
- Геологический возраст Земли. Гипотеза возникновения материков.
- Способ образования желобов, горных хребтов.
- Причина образования складчатых областей.
- Назовите этапы образования современных материков.
- В чем причина сейсмичности Земли?
III. Изучение нового материала.
В основании современных материков лежат древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной коры - платформы, образовавшиеся в далеком геологическом прошлом Земли.
1. Работа с картой «Строение земной коры».
На Земле имеется девять крупных древних платформ, все они входят в состав материков, поэтому являются их основой.
- Назовите эти платформы. (Северо-Американская, Восточно-Европейская, Сибирская, Южно-Американская, Африкано-Аравийская, Индийская, Австралийская, Антарктическая, промежуточное положение занимает Китайская.)
- Что располагается между платформами? (Области складчатости.)
- Чему соответствуют на физической карте платформы и складчатые области.
Дополните связи:
а) платформы - (равнины),
б) область древней складчатости - (средневысотные горы),
в) область новой складчатости - (высокие горы).
- Чему соответствуют зоны землетрясений и современного горообразования?
- Каким областям соответствуют эпицентры и даты катастрофических землетрясений?
Сделайте вывод: причины землетрясений и извержения вулканов.
2. Работа с таблицами и физической картой мира.
На доске схема «Крупнейшие извержения вулканов». Задание. Укажите объекты на физической карте. Крупнейшие извержения вулканов
Вулкан, страна |
Год |
Число жертв |
Везувий, Италия |
79 |
около 2000 |
Тамбора, Индонезия |
1815 |
82 000 |
Кракатау, Индонезия |
1883 |
36 000 |
Мон-Пеле, Вест-Индия |
1902 |
30 000 |
Невадо-дель-Руис, Колумбия |
1985 |
20 000 |
3. Продолжение работы с картой «Строение земной коры». Один ученик работает у доски.
Задание. Среди перечисленных вулканов одной чертой подчеркните действующие вулканы, двумя - потухшие.
Чимборасо, Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма, Руис, Шивелуч, Кроноцкая Сопка.
4. Рассказ учителя. Во время рассказа учителя дети заполняют таблицу и схему. Рельеф Земли
Закономерности размещения крупных форм рельефа Земли
Факторы, влияющие на образование форм рельефа
Рельеф:
Внутренние силы:
- процессы движения литосферы;
- внедрение мантии в земную кору;
- излияние мантии на поверхность.
Внешние силы:
- действуют на поверхности Земли;
- выветривание;
- работа текучих вод;
- подземных вод;
- ледников;
- морского прибоя;
- деятельность человека.
5. Работа с учебником. Задание. Какие формы рельефа создаются при действии внутренних и внешних сил?
V. Домашнее задание: § 5 учить; § 4 повторить; в контурной карте указать действующие вулканы и крупные формы рельефа; готовиться к контрольной работе.
Схема. Формы рельефа суши по высоте.