География 7 класс - Поурочные планы
Соединенные Штаты Америки
Цели урока:
Ход урока
США относятся к региону стран Северной Америки, куда входит еще и Канада. К этому материку относится и остров Гренландия, который является частью территории европейского государства Дания, но обладает внутренней автономией.
Вспомните историю открытия Америки.
Назовите площадь США (9,37 млн. кв. км).
Это государство занимает 4 место в мире по площади. Ребята сами могут назвать страны, которые имеют большую, чем США, территорию.
В состав США входят 50 штатов и один федеральный округ Колумбия. Для более углубленного изучения США необходимо знать все штаты и их расположение на карте страны. США – федеративная республика. Столица – г. Вашингтон.
Вспомните, чем отличаются федеративные страны от унитарных.
Всю территорию страны можно разделить на три части:
– основная территория, расположенная на материке;
– Аляска (присоединилась к США в 1869 г.);
– Гавайские острова.
По мере накопления знаний и умений учащихся, изучать крупные экономические районы удобно, используя “формулу” (рис. 1). Это поможет систематизировать полученную информацию и позволит учащимся самостоятельно, последовательно сделать вывод о хозяйстве изучаемого региона.
Самостоятельно изучая материал, учащиеся могут выделить положительные стороны ЭГП страны. Итог работы может быть оформлен в виде схемы в тетради (рис. 2).
По ходу урока, для закрепления материала, учащиеся работают с контурными картами, обозначая на них границы страны, пограничные государства, столицу, омывающие США моря.
Так же, как и по площади, по численности населения США занимают 4 место в мире (263,6 млн. человек). Попросите школьников назвать три страны, имеющие численность населения больше, чем США (На третьем месте будет не страна, а конфедерация – СНГ). Важно отметить, что, как и во многих развитых странах, естественный прирост населения США за последние годы снизился. Следовательно, трудовые ресурсы страны могут пополняться за счет внешней иммиграции.
Какие страны поставляют в США иммигрантов?
Невозможно сказать точно, сколько европейцев переселилось в земли, составляющие теперь США, и в еще меньшей мере, – сколько прибыло из Африки, можно лишь предположить, что их было около 60 миллионов. Большинство первых иммигрантов приехало из северо-западной Европы. Это великобританцы, немцы и голландцы.
Население в стране размещается крайне неравномерно. Зная все причины неравномерного проживания населения, учащиеся могут сами назвать их для США (рельеф и климат) (рис. 3).
Средняя плотность населения страны – 27 чел./км2. На карте плотности населения ребята могут найти район с максимальной плотностью населения (Северо-восточные штаты).
Дайте объяснение большой плотности населения в северо-восточной части США. Это, прежде всего, благоприятный климат, равнинный рельеф, заселение территории страны начиналось с этих территорий, а в настоящее время – развитая экономика Северо-восточных штатов.
Интересен тот факт, что еще в 1961 г. один французский географ опубликовал монументальный труд, посвященный высоко урбанизированному региону, расположенному на северо-востоке США. Профессор Жан Готтман двадцать лет исследовал этот регион и настаивал на том, что это крайне “специфический район”, и назвал его Мегалополисом. В этом регионе проживает 17% населения свей страны. При этом площадь его составляет всего 1,5% территории страны. Конечно, главной чертой Мегалополиса является “урбанизированность”. На всем протяжении региона (а его длина 800 км) живут люди в разной степени городского типа занятости. Однако Мегалополис включает в себя множество зеленых островков – это парки и другие места для отдыха. Кроме того, свыше 3 млн. гектаров земли отведено под сельскохозяйственные угодья. Для процветания этого региона большую роль сыграли наличие хороших гаваней, построенных в эстуариях. Эти порты были традиционными стоянками океанских судов и внесли большую лепту в торговлю между Старым и Новым светом в XVIII и XIX веках.
Вместе с ребятами исследуйте географию внутренних миграций.
Каковы причины миграции? (Безработица: в результате истощения месторождений или ухудшения условий добычи). Установите, что больше всего переезжают из северо-восточных штатов, в которых давно освоены месторождения, в южные штаты.
Степень урбанизации в США очень высока – 76%. Причем, более 40% американцев проживают в городах с населением более 1 млн. человек и выше. Население страны размещается, в основном, вокруг городов. В США активно развивается процесс субурбанизации.
Определите разницу между урбанизацией и субурбанизацией.
Сейчас США – это страна агломераций (их более трехсот). Городов-миллионеров девять. В настоящее время центры городов разрастаются до такой степени, что крупные населенные пункты смыкаются. Ярким примером является ряд мегалополисов. Один из них уже знаком ребятам. Это Босваш, простирающийся от Бостона (Массачусетс) до Вашингтона (округ Колумбия). Второй, менее крупный по размерам, – Приозерный, ядром которого на западе являются Милуоки (Висконсин) и Чикаго (Иллинойс), а на востоке – Буффало (Нью-Йорк) и Питтсбург (Пенсильвания). Третий – Калифорнийский (от Сан-Франциско до Сан-Диего). Работая с картами атласа, школьники выполняют задание:
С точки зрения географа, объясните, какие факторы послужили предпосылками образования мегалополиса Босваш?
(Побережье, на котором расположен мегалополис, глубоко вогнуто. Полуострова выдаются далеко в Атлантический океан. Острова рассеяны вдоль побережья. Заливы и устья рек врезаются в сушу. Такая береговая линия увеличивает площадь соприкосновения земли с океаном, что, в свою очередь, повышает возможности морских перевозок. Здесь хорошие гавани. Климат не особенно мягкий, хотя лето достаточно продолжительное и влажное, чтобы обеспечить успешное земледелие. Эта область Северной Америки оказалась на пути следования морских торговых судов между Европой и колониальными плантациями в Карибском бассейне и Южной Америке. Все эти факторы способствовали росту четырех крупных городов: Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона и Вашингтона).
Миллионы американцев, многие из которых живут в городах, предпочитают считать свою страну в основном сельскохозяйственной, что придает их стране национальный колорит. Однако сегодня едва ли можно найти оправдание такой точке зрения, так как сельское население проживает на фермах, где условия приближены к городским. Сельское население страны составляет примерно 5 млн. человек (2%). Его численность продолжает неуклонно сокращаться с 1790 г., когда была проведена первая перепись населения и когда 90% всех американцев были фермерами.
Говоря о национальном составе, обратите внимание школьников на тот факт, что современная американская нация – это результат смешения переселенцев из разных частей света (в основном, из Европы и Азии, а в последнее время – из Мексики). В стране также проживают негры, индейцы, эскимосы, гавайцы.
Дайте задание учащимся самостоятельно исследовать особенности рельефа. Школьники должны сделать вывод, что запад страны – высочайшие горы Кордильеры, а восток – равнины и древние горы Аппалачи, уже разрушающиеся под воздействием внешних факторов.
Исследуйте с ребятами особенности климата США.
Какие климатические пояса проходят по территории страны?
Климат в США разнообразный, следовательно, здесь можно выращивать почти все растения умеренного, субтропического и тропического климата. Необходимо вспомнить, что основным климатообразующим фактором является географическая широта. Значит, северные широты США получают меньше тепла, чем южные. Но, учитывая другой климатообразующий фактор, – взаимодействие суши и океана, - более мягкий климат будет у побережья океанов. Например, амплитуда колебания температур в течение года в некоторых районах Великих равнин составляет примерно 65 °С, а некоторых местах достигает до 100 °С. Противоположный эффект в приморских местностях, особенно расположенных на западных побережьях материка в средних географических широтах. Там существуют меньшие колебания сезонных температур. Прибрежные районы материка получают большее количество осадков. Однако, из этого правила есть исключения. Например, Калифорния и арктическое побережье Аляски.
Обратите внимание учащихся на топографию местности. Известно, чем больше высота над уровнем моря, тем ниже температура воздуха и больше осадков. Но, если главная горная цепь лежит поперек преимущественного направления западных ветров в данной местности, то основное количество осадков выпадает на наветренном склоне гор.
Очень богатые природные ресурсы США являются предпосылкой развитой экономики этой страны. Чтобы учащимся было легче усвоить расположение огромного числа месторождений минеральных ресурсов, напомните им, каким формам рельефа соответствуют рудные полезные ископаемые, а каким – полезные ископаемые осадочного происхождения. Исследуя карту атласа, ребята выявляют, что в горных районах на западе и востоке страны залегают рудные полезные ископаемые: железная руда, медь, свинец, цинк, кобальт, золото, серебро (1 место в мире). Первое место США занимают и по добыче фосфоритов. На равнинной части востока страны добывают нефть, газ и уголь (2 место в мире).
Дайте задание перечислить, а затем нанести на контурную карту основные месторождения нефти и газа, угля и железной руды.
Почему, имея такое богатство полезных ископаемых, США испытывают проблемы с ресурсообеспеченностью? (Хорошо развита промышленность, а свои месторождения истощились или условия добычи ухудшились; кроме того, экономическая политика США такова, что некоторые месторождения вообще законсервированы, чтобы у следующих поколений американцев были запасы природных ресурсов).
Назовите районы добычи нефти.
Из каких стран осуществляется импорт нефти в США?
Вместе со школьниками исследуйте тематические карты водных и земельных ресурсов. Учащиеся должны сделать вывод, что водные и земельные ресурсы США велики. Около 25% земельного фонда страны используется для выращивания сельскохозяйственной продукции, которая идет на экспорт. Больше всего водных ресурсов сконцентрировано на востоке США. Обратите внимание школьников на каскадные реки страны: Колумбия, Колорадо, Теннеси (приток Миссисипи). По ходу урока ребята могут нанести на контурные карты Великие Американские озера, основные речные системы.
Земельные ресурсы следует разделить на пастбища, которые расположены в западной части, и пашни – в восточной части.
Почему земельные ресурсы США имеют такую структуру?
Лесные ресурсы истощены: леса сильно вырублены, деревья погибают от болезней. Лесом занята часть страны, в основном, – Кордильеры и Аляска.
После общего обзора можно перейти к изучению отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Рассмотрите факторы размещения отраслей черной металлургии (Топливно-ресурсная база страны). На карте атласа школьники должны найти основные районы размещения отраслей черной металлургии. Обратите внимание учащихся на Трентон, который ориентируется на импортное сырье. В последние годы объем выплавки стали резко снизился, так как США производят только высококачественную сталь, а черновой металл ввозят из развивающихся стран.
Основной центр машиностроения – Детройт. В США наукоемкое машиностроение, обслуживающее электронные и авиакосмические отрасли.
Очень хорошо развит топливно-энергетический комплекс. В результате того, что в стране много топливного сырья, большая часть электроэнергии производится на ТЭС (60%).
Так как в стране существует хорошо развитая черная и цветная металлургия, а добыча нефти и газа ведется в больших масштабах, то практически повсеместно в США имеются предприятия химической промышленности, отрасли которой также высокоразвиты.
Зная, какими агроклиматическими ресурсами обладает страна, можно предположить, что по размерам сельскохозяйственной продукции США превосходят все страны мира. Основа американского сельского хозяйства – ферма. Сельское хозяйство в США высокоинтенсивное, многоотраслевое, товарное, позволяющее не только обеспечивать продукцией свою страну, но и значительную часть ее экспортировать.
Попросите школьников сравнить, какая часть населения занята в сельском хозяйстве США, Казахстана и России.
Какой путь ведения хозяйства используется в США? (Интенсивный).
Полностью ли обеспечивает сельское хозяйство Казахстана (России) потребности своей страны?
США лидируют в мире по сбору зерна (площади под посевами зерновых культур – пшеницы, кукурузы, сорго – занимают в стране 2/3 территории), производству мяса, птицы. Обратите внимание школьников, что развитые страны специализируются, в основном, на производстве животноводческой продукции. США – не исключение, и здесь имеются такие отрасли, как свиноводство и птицеводство.
Хорошо развитая инфраструктура США – важный элемент интенсивного экономического взаимодействия. Расскажите о транспорте США, отличительными чертами которого являются высокое развитие всех его видов; большая дальность перевозок, небольшая густота дорог. Для внутренних перевозок используется, в основном, автомобильный транспорт, для внешних – морской. Школьники наносят на контурные карты крупные порты.
Трубопроводный транспорт США занимает 1 место в мире по протяженности. Какие объекты он соединяет?
Каков уровень развития авиационного транспорта? Назовите крупные аэропорты, нанесите их на контурную карту США.
Подводя итоги изучения страны, рассмотрите макрорегионы США.
Для географов регионы являются прекрасной системой для упорядочения огромного объема информации о внутренних различиях районов страны. В США четыре крупных региона:
Северо-Восток. Из четырех регионов – самый маленький по площади. Здесь расположены: экономическая столица – город Нью-Йорк, который дает 1/10 часть ВВП страны; политическая столица – город Вашингтон, который является финансовым, культурным и научным центром страны; самая главная угольно-металлургическая база страны – г. Питтсбург. Здесь выплавляется большая часть стали, производится значительная часть автомобилей и их комплектующих. Наиболее крупные порты, основные узлы связи и финансовые центры находятся внутри или вблизи этого региона. Регион включает в себя две крупнейшие группы городов: Мегалополис и крупнейшие городские районы, расположенные между Милуоки и Чикаго на западе и Кливлендом и Питтсбургом на востоке. Регион относится к категории депрессивных. Попросите школьников объяснить, почему?
Средний Запад. Крупный промышленный и сельскохозяйственный район, главный город – Чикаго. Город приобрел столь большое значение, что в течение многих лет его называли “вторым городом”. Чикаго по численности населения уступает только Нью-Йорку и Лос-Анджелесу. Раскинувшийся вдоль юго-западного берега озера Мичиган, Чикаго занимает оптимальное положение для перемещения людей и грузов между озерными транспортными путями и богатым сельскохозяйственным регионом, лежащим на западе и юго-западе. Здесь хорошо развита сталеплавильная индустрия, а из сельскохозяйственных отраслей – животноводство.
Юг. Бывший рабовладельческий район, поэтому, по сравнению с другими регионами США, это слаборазвитый регион. Сейчас здесь добывают нефть, газ, уголь, фосфориты, что является предпосылкой для размещения в этом регионе мощных ТЭС. С 1800 года медленно, но успешно развивалась форма плантационного хозяйства. На плантациях выращивается хлопок. Отрасль достигла своего расцвета в первой половине ХIХ в. С 1880 г. получило развитие хлопкопрядильное производство, а позже – текстильная промышленность. Начиная с 1695 г. в этом регионе возделывают табак, и эта культура не утратила своей важной роли в хозяйстве и в наши дни.
Запад. Самый молодой, динамичный и наиболее контрастный регион США. Главный город – Лос-Анджелес. В этом городе общий объем розничной торговли в денежном выражении и суммарная стоимость производимой здесь продукции превышает аналогичные показатели Нью-Йорка. “Сдвоенный” порт, образуемый Лос-Анджелесом и Лонг-Бич, является самым динамично развивающимся центром грузоперевозок в мире. Западный регион - это край пастбищ, район добычи медных, молибденовых и урановых руд, золота. Здесь много красивых национальных парков. В состав региона входит Аляска (добыча нефти, лесозаготовка и рыболовство) и Гавайские острова (выращивание сахарного тростника, ананасов, туризм).
Обратите внимание учащихся на различия в климатических условиях этого экономического региона.
Сведения о регионах в тетради можно оформить в виде схемы (рис. 4):
Под названием каждого региона учащиеся указывают специализацию.
По окончанию работы определите причины деления страны на экономические регионы.
Контроль знаний и умений
Охарактеризуйте особенности ЭГП США, его влияние на хозяйственное развитие страны.
Объясните неравномерное размещение население на территории США.
Какова роль иммиграции в формировании американской нации?
Почему в стране наблюдаются внутренние миграции?
Назовите крупные формы рельефа, имеющиеся на территории страны.
С помощью карт полезных ископаемых выясните их состав и особенности размещения. Сравните западную и восточную части США.
Какими природными ресурсами богата страна?
Дайте краткую характеристику:
а) отраслям промышленности;
б) отраслям сельского хозяйства.
Какой район США, специализацию которого определяли экологические вредные отрасли тяжелой промышленности (черная металлургия), американцы назвали “ржавым поясом”:
а) Горный Запад;
б) Индустриальное Приозерье;
в) Новая Англия;
г) Северо-Запад?
(Индустриальное Приозерье: Чикаго, Милуоки, Детройт, Кливленд, Питтсбург, Буффало. Поставки металла и продукции машиностроения в штаты Северо-Востока; завоз минерального сырья (Горный Запад) и сельскохозяйственной продукции (Средний Запад).
На территории США выделяют несколько поясов, отличающихся по сельскохозяйственной специализации:
а) кукурузной;
б) молочной;
в) пшеничной;
г) хлопковой.
Расположите эти пояса с севера на юг; укажите преобладающие на их территории природные комплексы и примерное время, когда оформилась специализация каждого из поясов. (Ответ: б, в, а - появились в конце XIX – начале ХХ вв.; г – в XVIII в).
Назовите макрорегионы США, сравните два из них (по выбору).
Литература
Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б., Экономическая и социальная география мира, 1999, М.: Просвещение, 1997.
Казановская Т. Л. Экономическая и социальная география мира. Методическое пособие для учителей. Достижение молодых. Алматы. 2003.
Наумова А. С., Задачи по географии, Москва, 1993.
Наумова А. С. и др., География: от урока к экзамену. М., 1999.
Пивоваров Ю. Л., Урбанистический ковер земли, 1998.
Родионова И. А., Политическая карта мира. М., 2000.
С. Бердсолл, Дж. Флорин, Ландшафты отдельных регионов США и Канады, 1992.