Поурочные разработки по географии - География Материки, океаны, народы и страны - Страноведение 7 класс И. В. Душина
Весенняя экскурсия
В связи с требованиями образовательного стандарта в географическом образовании школьников возрастает роль практических умений и навыков, которые формируются не только на уроках, но и во время работы на местности, при проведении учебных экскурсий.
Цели экскурсии: выявление на местности природных комплексов, различия между которыми обусловлены неодинаковыми условиями освещения и увлажнения; составление описания этих комплексов; выявление взаимосвязей между компонентами комплексов, степени их антропогенного изменения; составление простейшего плана местности, на которой изучаются природные комплексы.
Время проведения экскурсии: целесообразно провести экскурсию перед изучением последнего раздела, чтобы собрать местный материал, необходимый для изучения вопросов взаимодействия природы и общества.
Средства обучения: воздушный и водный термометры, рулетка, компасы, планшеты, и др.
Методы, приемы, формы учебной деятельности. В ходе проведения экскурсии целесообразно применять частично-поисковые и исследовательские методы, различающиеся по характеру познавательной деятельности, а также практические методы. Перед проведением экскурсии учитель дает задания, организует сбор оборудования. Каждый ученик должен иметь полевой дневник, который он должен заполнить и сдать учителю по окончании экскурсии.
Учащиеся работают не только в группах, но и индивидуально, каждый вносит в дневник экскурсии результаты наблюдений. В дневнике экскурсии предлагается составить и заполнить таблицу:
Содержание заданий |
Виды природных и антропогенных комплексов |
Результаты наблюдений
|
Выводы (причины и взаимосвязи компонентов) |
Проведение учебных экскурсий сложно организовать в условиях больших городов. В опыте работы школ практикуются комплексные экскурсии по географии, биологии, математике, физике и другим предметам. Администрация школы выделяет специальные экскурсионные дни, создает условия для вывоза школьников на загородные учебные базы, где есть условия для организации наблюдений в полевых условиях, для исследовательской работы учащихся.