Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Искусственные водоемы - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: сформировать представление об искусственных водоемах: каналах, водохранилищах и прудах; показать значение искусственных водоемов для жизни и хозяйственной деятельности человека; познакомить с крупными водохранилищами и каналами России; формировать чувство ответственности за изменение природы и последствия вмешательства человека в природу; учить устанавливать причинно-следственные связи; сформировать понятия «судоходный канал», «оросительный канал», «водохранилище», «пруд».
Оборудование: физические карты полушарий и России, таблицы с изображением оросительного Каракумского канала, Панамского канала, Волго-Донского канала, атласы, контурные карты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
(Тест.)
1. Водная оболочка Земли состоит из:
а) вод суши и вод Мирового океана;
б) вод Мирового океана и ледников;
в) ледников, подземных вод и рек.
2. Большая часть воды содержится:
а) в Мировом океане;
б) в ледниках;
в) в реках.
3. Участки материков и островов, глубоко вдающиеся в Мировой океан, называются:
а) острова;
б) полуострова;
в) заливы.
4. Мировой океан един благодаря существованию:
а) заливов;
б) проливов;
в) морей;
г) материков.
5. Соленость морской воды измеряется:
а) в процентах;
б) в градусах;
в) в промилле.
6. Самое соленое море мира:
а) Карское;
б) Красное;
в) Карибское;
г) Мертвое.
7. Причина возникновения цунами:
а) ураганный ветер;
б) притяжение Луны;
в) моретрясение.
8. Приливы и отливы возникают:
а) два раза в сутки;
б) один раз в сутки;
в) один раз в месяц.
9. Подземной называется вода, находящаяся:
а) в земной коре;
б) между водоупорными слоями горных пород;
в) в колодцах.
10. Вода в реке течет:
а) от истока к устью;
б) от устья к истоку.
11. Высота снеговой линии зависит:
а) от температуры воздуха в зимнее время;
б) от температуры воздуха в летнее время;
в) от высоты горы;
г) от количества выпадающего снега в горах.
12. При подъеме на 1 км температура падает:
а) на 6 °С;
б) на 16 °С;
в) на 1 °С.
13. Самый высокий водопад на Земле:
а) Ниагарский;
в) Виктория;
б) Анхель;
г) Игуасу.
14. Самая полноводная река мира:
а) Енисей;
б) Волга;
в) Амазонка;
г) Нил.
15. Ледниковые отложения называются:
а) снеговая линия;
б) морена;
в) айсберг.
16. Самую большую площадь занимают ледники:
а) горные;
б) покровные;
Ответы: 1 — а; 2 — а; 3 — б; 4 — б; 5 — в; 6 — б; 7 — в; 8 — а; 9 — а; 10 - а; 11 - б, г; 12 - а; 13 - б; 14 - в; 15 - б; 16 - б.
Комментарий. После выполнения теста ученики проверяют свою работу. Учитель может пройти по рядам и посмотреть, как выполнена работа. Затем учитель говорит правильные ответы, можно попросить учеников поднимать руку, если ответ на вопрос верный.
Если при ответе на вопрос было поднято мало рук, т. е. ошибка массовая, учитель поясняет правильный ответ.
III. Изучение нового материала
— Отгадайте загадку:
Я реке и друг и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу. (Канал.)
Сегодня мы познакомимся с искусственными водоемами, т. е. водоемами, созданными руками человека.
— Какие водоемы, кроме каналов, вы знаете? (Пруды.)
— Как называются крупные пруды, созданные на больших реках? (Водохранилища.)
Сегодня мы познакомимся с каналами, водохранилищами и прудами.
(Вывешиваются картины с изображением водохранилища, канала.)
— Поднимите руки, кто видел пруд, канал, водохранилище.
— На какой природный водный объект похож пруд? (На озеро.)
— На что похож канал? (На реку.)
— Как на карте показаны водохранилища и каналы? Посмотрите на легенду карты. (Каналы показаны зубчиками.)
— Найдите водохранилища на Волге. Они показаны голубым цветом, это расширенные участки реки. (Рыбинское, Самарское, Волгоградское, Чебоксарское.)
— Где показана сама Волга? (Только в верховье и в самом низовье показана настоящая река, а почти вся Волга — это цепь водохранилищ, искусственных морей.)
Как же создаются водохранилища? Реку перегораживают плотиной, выше по течению вода скапливается, и образуется рукотворное море. Водохранилища достигают нескольких десятков километров в ширину и нескольких сот километров в длину. Самое крупное водохранилище — Братское на Ангаре.
Рассмотрите рис. 59 на с. 91. Поговорим о положительном влиянии, которое оказывает водохранилище на режим реки.
1. Происходит регулирование стока реки: вода задерживается в водохранилище, и весной не бывает опасных паводков и наводнений. Летом, когда количество воды в реке уменьшается, а потребление ее увеличивается, особенно для полива, воду из водохранилища спускают, и ниже по течению уровень воды поднимается.
2. Водохранилище — это запас пресной воды.
3. Плотина на водохранилище, преграждающая путь воде, создается при строительстве гидроэлектростанций, которые, используя энергию реки, вырабатывают дешевую электроэнергию.
4. При создании водохранилища улучшаются условия судоходства на реке, т. к. река становится полноводнее и глубже.
Но, к сожалению, водохранилища — это еще и зло.
1. При создании водохранилищ происходит затопление огромных территорий, часто — плодородных земель, на которых можно было бы получать хорошие урожаи.
2. В зону затопления попадают леса, сенокосы, дороги, деревни и даже города.
3. Вокруг водохранилища образуются болота, потому что поднимается уровень грунтовых вод.
4. Шум плотин отпугивает рыб, которые поднимаются по реке на нерест. В результате рыбы в реке становится меньше.
5. Чем быстрее течение реки, тем быстрее вода очищается от грязи, насыщается кислородом. А в водохранилище течение реки резко замедляется, происходит накопление загрязняющих воду веществ.
6. Ветровые волны разрушают берега водохранилища, что приводит к оползням. В водохранилище иногда сползают целые деревни.
— Чем выше берега реки, тем меньше подтопление окружающей территории. На каких реках можно строить плотины и создавать водохранилища? (На горных, которые имеют глубокие и узкие долины.)
— Хотели бы вы, чтобы на вашей реке построили водохранилище? Объясните почему.
— Как называются маленькие водохранилища, созданные на ручьях и небольших реках? (Пруды.)
Для чего же создавались и создаются пруды?
1. Для полива огородов и полей летом.
2. Для разведения рыбы и водоплавающей птицы.
3. Пруд — это зона отдыха.
— На контурной карте подпишите пять водохранилищ на реках России.
Есть на картах каналы — искусственные реки. Это специально вырытые русла для отвода от реки части воды или две реки, соединенные общим руслом.
В первом случае создается оросительный канал, во втором — судоходный. По оросительному каналу вода поступает на поля и в сады для орошения. Оросительные каналы стоятся там, где выпадает мало осадков и бывают засухи, там, где дожди идут полгода, а полгода — сухо. От главного канала отходят дочерние каналы, от тех — еще меньше.
Во многих странах не строят оросительные каналы, их заменяют водоводами, по которым вода поступает на поля, но не испаряется по пути, как в канале. Поступление воды по трубам можно регулировать.
Найдите на карте самый длинный оросительный канал — Каракумский. В нем течет вода реки Амударьи. Канал проходит по пустыне Каракумы.
(Можно заслушать сообщение о Каракумском канале.)
— Как водным путем можно попасть из реки Москвы в Волгу? (По каналу им. Москвы.)
— Совершите путешествие водным путем.
Вариант 1: из Москвы в Санкт-Петербург;
Вариант 2: из Москвы в Ростов-на-Дону.
— Назовите каналы и реки, по которым пройдет ваше плавание. Покажите путь своему соседу.
— Для чего создаются судоходные речные каналы? (Для улучшения условий судоходства, создания удобных водных путей, улучшения водоснабжения.)
— Какие морские каналы вы знаете? (Панамский и Суэцкий.)
— С какой целью они построены? (Для сокращения морского пути из одного океана в другой.)
IV. Закрепление нового материала
— Какую опасность таят водохранилища?
— Для чего создают водохранилища?
— Чем пруды отличаются от водохранилищ?
— С какой целью создаются каналы?
— Назовите самое крупное водохранилище России.
— Назовите самый длинный оросительный канал.
— Чем водохранилище отличается от озера?
— Чем канал отличается от реки?
— На каких реках нельзя строить водохранилища? (На реках с низкими берегами.)
— Есть ли альтернатива оросительному каналу?
— В чем сходство Сарезского озера и водохранилища?
Домашнее задание
§ 33.
На контурной карте подписать пять каналов.
Индивидуальное задание: подготовить речь по теме «Загрязнение гидросферы» от имени:
1) работника ЖКУ;
2) ученого-океанолога;
3) путешественника;
4) работника сельского хозяйства;
5) врача;
6) рыбака;
7) капитана танкера;
8) эколога.