Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Изучение Мирового океана - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: сформировать представление о способах изучения глубин океана и приборах, используемых для этого; развивать умение работать с текстом учебника и дополнительной литературой.
Оборудование: карта океанов, таблица «Исследование океана», видеофрагмент из серии «Исследования мирового океана» Ж.И. Кусто, фотографии скафандра, акваланга, Японии, женщины амо.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
1. Вопрос классу
— Что мы узнали на прошлом уроке об океанических течениях?
(Ученики фронтально отвечают на вопрос, вспоминая все, что они помнят о течениях.)
2. Работа в парах
Вопросы к § 27 на с. 81.
Примерные ответы
1. Океанические течения возникают под воздействием постоянных ветров, а ветровые волны вызывает ветер любого направления. Течения — это направленное движение воды, а в волне вода совершает колебательные вертикальные движения: вверх и вниз.
2. Основная причина образования поверхностных течений — постоянные ветры: пассаты и западные. Но на направление течений влияют также подводные хребты, материки и острова, вращение Земли вокруг оси. Глубинные течения возникают при различии в плотности воды: более соленая или более холодная (соответственно, и более плотная) вода погружается на глубин и движется в сторону экватора.
3. Течение считается теплым, если температура внутри него выше температуры окружающей воды.
4.
Признаки сравнения течений |
Течение Гольфстрим |
Течение Западных Ветров |
Причина образования течения |
Слияние вод, вытекающих из Мексиканского залива, и вод, пригоняемых ветром от берегов Африки |
Западные ветры |
Направление движения |
Из Мексиканского залива на северо-восток вдоль восточных берегов Северной Америки |
В Южном океане вокруг Антарктиды |
Температура воды |
Теплое |
Холодное |
Скорость |
10 км/ч |
3,5 км/ч |
Ширина |
Сотни километров |
2500 км |
Длина |
3000 км |
30 000 км |
5. -
6. Лодку Тура Хейердала перемещали два течения: Канарское и Северное Пассатное, а также ветры-пассаты.
7. Океанические течения способствуют переносу тепла из экваториальных широт в умеренные и арктические. Течения оказывают влияние на климат. Течения переносят химические соединения, живые организмы. Течения переносят и загрязняющие воду вещества.
3. Работа с терминами
Термины выписаны на доске. Ученики по очереди говорят определения. Можно выбирать то определение, которое знают. Последние учащиеся дают определения оставшихся терминов.
Список терминов
Течение, прибой, море, залив, прилив, пролив, полуостров, цунами, промилле, соленость, архипелаг, атолл.
4. Географический диктант
Комментарий. Учитель может предложить учащимся выполнить этот диктант вместо работы с терминами.
На верные утверждения ученики отвечают «да», на неверные — «нет».
1. Основную часть гидросферы составляют воды Мирового океана. (Да.)
2. Только в самой сухой пустыне воздух не содержит водяного пара. (Нет.)
3. Непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан называется Мировым круговоротом воды. (Да.)
4. Самая малая часть вод содержится в ледниках. (Нет.)
5. Крупный участок суши, со всех сторон омываемый водами океанов, называется островом. (Да.)
6. Самый большой по площади океан — Атлантический. (Нет.)
7. Самый большой по площади остров — Гренландия. (Да.)
8. Самое мощное течение на Земле — это течение Западных Ветров. (Да.)
9. «Море без берегов» находится в Индийском океане. (Нет.)
10. Самый широкий пролив на Земле — Магелланов. (Нет.)
11. Берингов пролив соединяет два моря, два океана, разделяет два государства, два полуострова, два материка. (Да.)
12. Полуостров — это половина острова. (Нет.)
13. Течения образуются под влиянием постоянных ветров. (Да.)
14. Море — это часть океана, отделенная от него островами или полуостровами. (Да.)
15. Приливы вызываются притяжением воды Луной. (Да.)
16. Средняя соленость океанских вод равна 35‰. (Да.)
III. Изучение нового материала
Мировой океан и сегодня является наименее изученной частью планеты. Под толщей воды еще скрыто множество тайн.
— Вспомните, как можно измерить глубину океана. (При помощи эхолота.)
— Какие параметры можно измерить с помощью известных вам приборов? (Температуру вод океана.)
Обратимся к учебнику. Прочитайте текст и составьте план текста, в котором отражалась бы последовательность изучения Мирового океана. Читаем по абзацам.
— Кто были первые исследователи океана? (Ныряльщики за жемчугом и морскими губками.)
В селении рыбаков девочек учат нырять и находиться под водой несколько минут. Собирают жемчуг только женщины. Мужчины ловят рыбу. Женщины ныряют, закрыв нос прищепкой. Одеты они в белую одежду — штаны и рубаху, на голове - белый платок.
С лодки сбрасывают корзины в море, и женщины на глубине 10—15 м собирают в них раковины моллюсков-жемчужниц.
Один раз в году женщины ловят ядовитых морских змей. Это древний обычай. Так женщины защищают своих мужей от нападения на них змей. Выловить надо 300 штук — не больше и не меньше. Змей, свернутых в кольца, помешают в пещеру - коптить. Кусочек съеденного мяса змеи защищает от ядовитого укуса. Змей развозят по городам. Стоит кусочек мяса змеи очень дорого.
Второй способ погружения в воды океана — с использованием скафандра.
Жак Ив Кусто изобрел акваланг — автономный (не связанный с кораблем) аппарат для дыхания человека под водой.
Для исследований больших глубин используются батискафы, например, подводный спускаемый аппарат «Триест» в 1960 г. погрузился в Марианском желобе на глубину 11 000 м.
Домашнее задание
На выбор:
1. Подготовить 10 вопросов по теме «Мировой океан».
2. Нарисовать океанские глубины, как вы их себе представляете.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о пещерах мира и карстовых явлениях.
Дополнительный материал
Первый водолазный аппарат появился в XVI в. Это был водолазный колокол бездна, в который по трубам поступал воздух. В 1690 г. Э. Галлеем был построен колокол, который вмешал более одного человека. Такие аппараты применяются и в настоящее время при спасательных работах и строительстве портов. Первый водолазный костюм с металлическим шлемом сконструировал англичанин А. Зибе в 1837 г. Состоит он из металлического шлема с нагрудником, плотного водонепроницаемого комбинезона, утяжеленных ботинок и гибкого шланга, по которому поступает воздух.
В 1943 г. Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг. Воздух из баллонов должен поступать в акваланг под тем же давлением, что и окружающая его вода, иначе тело водолаза будет раздавлено. На глубине 10 м давление воды равно атмосферному, но с увеличением глубины давление через каждые 10 м возрастает на 1 атмосферу. При вдыхании воздуха, имеющего давление выше атмосферного, азот, которого в воздухе содержится около 80%, накапливается в крови и тканях организма. При резком подъеме водолаза с глубины азот, растворенный в крови и лимфе, не выходит через легкие, а скапливается в виде пузырьков, в результате чего жидкость не может нормально циркулировать в организме — начинается кессонная болезнь. Чтобы избежать этой болезни, водолаз должен подниматься медленно, делая остановки на определенных глубинах, либо его должны поместить в декомпрессионную камеру, в которой скорость снижения давления тщательно контролируется и постепенно доводится до нормального уровня.
Азот, растворенный в организме, на глубине 40 м действует как наркотик. Водолаз впадает в состояние эйфории, он не в состоянии контролировать свои действия и может, например, отключить подачу воздуха. Чтобы избежать наркотического действия азота, для дыхания применяют смесь кислорода и гелия. Но и эта смесь имеет свои минусы: изменяется голос водолаза, речь становится непонятной, к тому же, организм быстро теряет тепло, а в холодной воде потеря тепла очень опасна.
В 1968 г. человек с помощью дыхательного аппарата погрузился на глубину 133 м. В 1970 г. два водолаза английского военно-морского флота провели 10 ч в условиях, соответствующих глубине 475 м. Погружение и декомпрессия заняли 15 дней.
Неприятностей, связанных с декомпрессией и необходимостью ее преодоления, удалось избежать при погружении в режиме насыщения. Водолаза перед погружением сутки держат в искусственном воздухе под давлением (воздух состоит из смеси гелия и кислорода или содержит свободный кислород). Организм насыщается газом, давление которого уравновешивает давление среды. Водолаз может оставаться под таким давлением в течение нескольких недель. Отпадает необходимость в декомпрессии, а работоспособность значительно возрастает. Водолазы, работающие в режиме насыщения, живут в большой палубной декомпрессионной камере, перед спуском под воду их помещают под давлением в меньшую камеру, а по возвращении они проходят путь через камеры в обратном порядке.
Позднее для ведения подводных работ были сконструированы специальные подводные дома. Это жилые камеры, которые опускают на дно. Водолазы входят в них и выходят через специальный люк. Такие подводные дома используются для работ на глубине до 100 м.
Первая подводная лодка была сконструирована в 1620 г. Корнелиусом Ван Дреббелем. Она приводилась в движение двадцатью гребцами и плавала по Темзе на глубине 5 м.
За последние 20 лет было построено более 50 подводных лодок, которые могут погружаться на глубину до 2000 м. На борту современных подводных судов, используемых для биологических и геологических исследований, работают лоцман и два наблюдателя. Проникают в такую лодку через люк, когда она находится на базовом судне. При погружении на лодке вокруг исследователей поддерживается нормальное атмосферное давление.
Такие суда используются также при подводной добыче нефти и газа — для осмотра трубопроводов, при ремонте платформ.
В 1930 г. в районе Бермудских островов Отис Бартон и Уильям Биб погрузились на глубину 425 м в батисфере — стальном шаре, привязанном тросом к кораблю.
В 1960 г. Жак Пикар и Дональд Уолш в батискафе «Триест» опустились на глубину 10 917 м в Марианском желобе.
Первые исследования Мирового океана
2 тыс. лет тому назад (384—322 гг. до н. э.) Аристотель описал 180 видов морских животных — это были первые известные науке исследования моря.
В 1670 г. Роберт Бойль опубликовал свою работу по исследованию солености морской воды. Он предложил определять содержание хлора в морской воде с помощью азотнокислого серебра. Этот метод используется до сих пор.
Первым океанографом по праву считается итальянец Луиджи Фернандо Марсильи (XVII в.). Он изучал все, что касается моря: флору и фауну, течения, соленость, он изобрел пропеллерный измеритель течений и обнаружил в проливе Босфор глубоководное течение. Марсильи правильно объяснил его происхождение разницей в солености Черного и Средиземного морей. Черное море получает речной воды больше, чем испаряет, поэтому основное, поверхностное течение в нем направлено в Средиземное море.
В XVIII в. Бенджамин Франклин опубликовал карту течения Гольфстрим. Интерес к Гольфстриму был вызван тем, что почтовые суда из Америки в Европу приходили быстрее, чем из Европы в Америку.
Джеймс Кук развеял миф о существовании большого материка в южной части Тихого океана.
Александр Гумбольдт (XIX в.) открыл Перуанское течение, которое переносит холодные водные массы от западных берегов Южной Америки к Галапагосским островам.
Чарлз Дарвин наблюдал жизнь в океане, находясь во время путешествия на этих же островах. Он выдвинул теорию происхождения коралловых рифов.
В середине XIX в. лейтенант ВМС США Мори издал атлас «Карты ветров и течений» — это были первые лоцманские карты.
В 1872 г. английское правительство выделило средства на организацию кругосветной научной экспедиции на корабле «Челленджер». Плавание продолжалось с 1872 по 1876 г. под руководством Чарлза Томсона. Корабль прошел за это время 69 000 морских миль. Были измерены глубины океана и течения, взяты для анализа пробы воды, изучались живые организмы океана. Судно было оборудовано специальными лабораториями. Экспедиция исследовала океаническое дно, донные осадки, открыла 4417 новых видов животных и планктона. Во время экспедиции было установлено существование живых организмов на больших глубинах.
Норвежец Фритьоф Нансен изобрел прибор для отбора проб воды на глубине — батометр. В начале XX в. был изобретен эхолот, с помощью которого можно рисовать профиль глубин.
Суда с буровыми установками позволили расширить знания о морском дне и подтвердить теорию о расширении морского дна в районе срединно-океанических хребтов.
В настоящее время большой интерес вызывает поиск новых минеральных, пищевых и энергетических ресурсов Мирового океана. Искусственные спутники Земли, специальные суда с ЭВМ позволили вести контроль за уровнем загрязнения Мирового океана.