Географические координаты. Широта - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс

Географические координаты. Широта - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Цели: сформировать представление о географической широте; научить определять географическую широту; подготовиться к практической работе.

Оборудование: атласы, карта полушарий, физическая карта России, карточки с терминами «параллель», «широта», контурные карты, раздаточные материалы.

Ход урока

I. Организационный момент

На доске

ВСПОМНИ! Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс.

УЗНАЙ! Что такое долгота, широта.


II. Повторение. Проверка домашнего задания

Комментарий. Если предыдущий урок был модульным, то лучше проводить устный опрос, в другом случае можно провести и тестовый опрос.

1. Фронтальный опрос

— Что называется полюсом? Как называется самая северная точка на Земле?

— Из чего состоит градусная сеть?

— Какую условную линию называют экватором? параллелью? меридианом?

— Перечислите существенные признаки меридианов.

— Укажите главные признаки параллелей.

— Чем отличается меридиан от параллели?

— В чем сходство параллели и экватора?

— Какой меридиан самый длинный?

— Как определить, сколько километров в одном градусе по (меридиану) экватору?

— На каком расстоянии от экватора находится Северный полюс?

— Какие континенты находятся и в Северном, и в Южном полушариях?

— Можно ли совершить кругосветное путешествие вокруг Земли, двигаясь с запада на восток по экватору?

— Можно ли пройти вокруг Земли, двигаясь по меридиану все время на север?


2. Тест

1. Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются:

а) меридианы;

б) экватор;

в) полюсы;

г) параллели.

2. Кратчайшая линия, проведенная по поверхности Земли от одного полюса до другого, называется:

а) меридиан;

б) экватор;

в) полюс;

г) параллель.

3. Назовите самую длинную параллель.

4. Длина параллелей от экватора к полюсам:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не изменяется.

5. Найдите соответствие:

1) экватор;

2) меридиан;

3) параллель.

а) дуга;

б) окружность;

в) 360°.

г) 180°.

6. Найдите соответствие:

1) экватор;

2) меридиан;

3) параллель;

а) 20 000 км;

б) 40 000 км;

в) различной длины.

7. Направление север — юг указывает:

а) экватор;

б) меридиан;

в) параллель.

Ответы: 1 — в; 2 — а; 3 — экватор; 4 — а; 5 — 1) б, в; 2) а, г; 3) б, в; 6 - 1) б, 2) а, 3) в; 7 - б.


III. Изучение нового материала

Корабль, оказавшийся в бедственном положении, в конце каждого часа имеет 3 мин, в течение которых радист подает в эфир сигналы SOS — «Спасите наши души!». Радист должен сообщить место нахождения корабля, т. е. его географические координаты. Только тогда моряки могут надеяться на помощь проходящих поблизости кораблей.

Что же такое координаты и как их определить, как найти корабль на карте по координатам и что для этого нужно?

Сегодня мы узнаем, как определить одну из двух географических координат — широту.

Широта — это длина дуги меридиана в градусах от экватора до параллели, проходящей через эту точку. Более простое определение широты - расстояние от экватора до любой точки на Земле, выраженное в градусах.

— Как мы будем отличать одну параллель от другой? (Ученики выдвигают версии. Учитель предлагает обратиться к поясняющему рисунку (рис. 18 на с. 30).)

Широта определяется по параллелям. Поскольку главная параллель — экватор — делит Землю на Северное и Южное полушария, то все точки, расположенные в Северном полушарии, имеют северную широту, а все точки Южного полушария — южную широту.

Точки, расположенные на экваторе, имеют широту 0°. Параллели пронумерованы на карте полушарий по краю полушария.

(Тренинг по рис. 18 на с. 30 учебника.)

— Определите широту городов Лондона, Санкт-Петербурга, Москвы, Владивостока и мыса Челюскин.

(Учащиеся должны не только правильно указать величину широты в градусах, но и ее расположение в полушарии: с. ш.

Необходимо показать правило записи широты, например: 60° с. ш.)

— Определите широту точек: мыса Игольный, поселка Мирный в Антарктиде. (35° ю. ш. и 69° ю. ш. соответственно.)

Самое большое значение широты — 90°.

— Чему равна широта Северного и Южного полюсов? (90° с. ш. и 90° ю. ш. соответственно.)

(Задание в учебнике на с. 31.)

— Пользуясь картой полушарий в атласе, определите широту городов Каира (Африка) и Мехико (Южная Америка).

— Как определить широту объекта, расположенного между указанными параллелями? Прочитайте в учебнике текст на с. 31 на рис. 19. Ответьте на вопрос к рис. 19.

(Учитель рисует на доске.)



— Определите широту точек на рисунке.

— А теперь посмотрите на следующий рисунок.



— Как отличить расположение точек А и Б, ведь и у той и у другой широта 20°?

— Какие широты у точек А и Б? (А - 20° с. ш., Б - 20° ю. ш.)

— Назовите точку, расположенную ближе всех к Северному полюсу.

— Назовите точку, расположенную ближе всех к экватору.

— Расположите точки по мере удаленности от Северного полюса к Южному:

а) 33° ю. ш.;

б) 10° с. ш.;

в) 44° ю. ш.;

г) 8° ю. ш.

— Посмотрите на рисунок. Что вы можете сказать о широте точек N и Р? (Они находятся на 20° с. ш.)



— А в одной ли точке находятся эти объекты? (Нет.)

— Можем ли мы точно определить местоположение объектов, находящихся в этих точках? (Нет.)

— Можно ли спасти моряков, терпящих бедствие в океане, зная одну координату? (Нет.)

Необходимо знать еще одну координату — долготу. Определять ее мы научимся на следующем уроке.


Домашнее задание

§ 12, вопросы к параграфу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]