Изображение неровностей земной поверхности на плане - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс

Изображение неровностей земной поверхности на плане - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Цели: сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах; познакомить учащихся с понятиями «абсолютная высота», «относительная высота», «бергштрихи», «горизонтали»; научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

Оборудование: карточки с терминами, раздаточный топографический материал, уменьшенная копия (модель) нивелира, альбомные листы с изображением холмов и ям с разной крутизной склонов.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Изучение нового материала

Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы. Все неровности земной поверхности называются рельефом. Как показать рельеф на плоской бумаге? Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?

Конечно, вы затрудняетесь ответить на эти вопросы, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.

(На доске — тема урока: «Изображение неровностей рельефа на топографической карте».)

Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколько метров, до точки 2 м.

— Заливает ли дом, который вам предложили купить?

(Учитель рисует на доске.)



(У учеников есть две версии: 1) заливает; 2) не заливает.)

— Почему вы не можете дать точный ответ? (Не знаем, на какой высоте находится домик по отношению к реке.)

Вам поможет нивелир.

Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1 м с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середину планки вбивают гвоздь и привязывают к нему отвес — тонкую, но крепкую нить с небольшим грузом.

(Учитель показывает уменьшенную модель нивелира и объясняет принцип его использования.)



Чтобы измерить высоту склона, нивелировщик устанавливает нивелир у его подошвы, в данном случае у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, нивелировщик замечает, в какую точку она направлена. В эту точку помощник нивелировщика вбивает кол. Поскольку высота нивелира 1 м, вбитый колышек показывает превышение в 1 м над уровнем воды. Затем нивелировщик переносит транспортир в место первого колышка и указывает помощнику, куда вбить второй колышек, так до тех пор, пока не достигнут домика.

— Какая высота получилась в нашем случае? (3 м.)

— Зальет ли домик весеннее половодье? (Нет.)

— Мы нашли высоту домика относительно реки. Прочитайте материал в учебнике (с. 17) и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли: относительную или абсолютную? Ответ поясните. (Относительную высоту — превышение одной точки над другой.)

(Учитель рисует на доске или вывешивает готовое изображение другого холма с асимметричными склонами)



(К доске выходят два ученика. Первый вычисляет с помощью нивелира относительную высоту западного склона, а второй — восточного.)



Итак, у западного склона относительная высота 5 м, а у восточного — 2,5 м. Так какая же все-таки высота этого холма?

Чтобы разрешить этот спор, мы должны узнать еще и о втором типе высоты — абсолютной высоте. Прочитайте в учебниках.

Абсолютная высота — превышение точки над уровнем океана.

— Чего не хватает на этом рисунке? (Уровня Мирового океана.)

— В чем возникает проблема? (Мировой океан далеко, и каждый раз измерять относительно него очень трудоемко.)

— А вам и не надо этого делать, достаточно взглянуть на топографическую карту. За вас всю работу сделали топографы. Как изображается высота? (Коричневыми линиями и точками отметок высот.)

— Посмотрите на следующий рисунок. Определите абсолютную высоту холма. (159,3 м.)



— Определите относительную высоту относительно западной подошвы. (159,3 — 127 = 32,3 м.)

— А теперь относительно восточной подошвы. (159,3 — 140 = 19,3 м.)

— Итак, подводим итог. Чем различаются абсолютная и относительная высота? (Абсолютная высота измеряется относительно уровня моря. Относительная высота холма измеряется относительно его подошвы.)

— Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? (Относительная высота холма равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы.)

— Как вы определяете абсолютную высоту? (По отметкам высот на карте.)

(Учитель рисует на доске или вывешивает готовое изображение.)


image39


— Какова абсолютная высота холма? (159,3 м.)

— А какова абсолютная высота точки А?

Для определения абсолютной высоты любой точки на карте необязательно всю карту заполнить отметками высот, а можно показать с помощью горизонталей — линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.

(Учитель вывешивает на доске табличку с термином.)

Горизонтали на топографических картах проводят через 1, 5, 10, 25, 50 м. Как же их строят?

Представьте, что вы пошли на экскурсию и вам предложили разделиться на четыре группы. Одна измеряет высоту северного склона, другая — южного, третья — восточного, четвертая — западного. Все группы вбивали колышки. Один ученик взял ведро с краской (или клубок с черной нитью) и пробежал от колышка до колышка по всей окружности холма. Затем второй ряд, третий и т. д. Затем вы поднялись на воздушном шаре.

— Что вы увидите на месте холма?

Обратите внимание на то, что одна линия соединяла колышки с высотой 1 м, т. е. на всей линии высота 1 м, у второй линии высота 2 м и т. д. Про такие горизонтали говорят, что они проведены сечением в 1 м.

— Подпишите высоту горизонталей.



— Если бы сечение было 5 м, как бы вы подписали горизонтали? (5, 10, 15, 20, 25.)

— Какой склон холма круче? (Западный.)

— Сделайте вывод о связи расстояний между горизонталями и крутизной склона. (Чем чаще расположены горизонтали, тем круче склон; чем расстояние между горизонталями больше, тем склон более пологий.)

(Учитель вывешивает на доске две таблицы с изображением холма и ямы и просит определить, где яма, а где холм.)



— Чем отличаются эти рисунки? (На первом черточки на горизонталях направлены наружу, а на втором — внутрь.)

Эти черточки называют бергштрихами. Это короткие линии, показывающие направление склона.

— Так в каком случае изображен холм? (В первом.)


III. Закрепление нового материала

Вариант 1

— Какая форма рельефа изображена? (Холм.)



— Какова абсолютная высота этого объекта? (49 м.)

— Через сколько метров проведены горизонтали? (Через 10 м.)

— Определите относительную высоту объекта (39 м.)

— Какой склон объекта крутой? (Северо-западный.)


Вариант 2

— Какая форма рельефа изображена на рисунке? (Впадина.)

— Какова абсолютная высота объекта? (37 м.)

— Определите относительную глубину объекта. (18 м.)



— Через сколько метров проведены горизонтали? (Через 5 м.)

— Какой склон объекта пологий? (Юго-восточный.)


Вариант 3

— Начертите холм, абсолютная высота которого 23 м, относительная — 17 м. Северный склон пологий, а южный — крутой. Сечение горизонталей 5 м.

— Начертите яму, абсолютная высота которой 152 м, относительная — 77 м. Сечение — 25 м. Северный склон крутой.


Вариант 4

(Работа с раздаточным материалом.)

— Определите абсолютную высоту объекта.

— Определите относительную высоту объекта.

— Виден ли из точки А объект В?

— С каким сечением проведены горизонтали?


Домашнее задание

§ 7, задание по рис. 11 на с. 20, задания 5, 6 к параграфу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]