География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
От плоской Земли к земному шару - ЗЕМЛЯ И ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Цель
Формирование представлений о форме Земли.
Задачи урока
1. Рассмотреть историю формирования представления о форме и размерах Земли.
2. Познакомить обучающихся с эволюцией представлений о форме и размерах Земли.
3. Раскрыть причины изменения представлений о форме Земли.
4. Сформировать представления о доказательствах шарообразности Земли.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Особенности представления формы Земли в древности.
2. Почему в древности люди считали, что Земля плоская.
3. Изменения представлений людей о форме Земли.
Опорные знания
1. Состав Солнечной системы.
2. Форма небесных тел, в том числе планет.
3. Линия горизонта.
Проблемный вопрос
Когда был сделан последний шаг в ряду доказательств о шарообразности Земли?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Почему люди в древности считали, что Земля плоская?
2. Как в Древней Индии представляли строение и форму Земли?
3. Кто из учёных древности рассчитал размеры земного шара?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Какие доказательства шарообразности Земли привел Аристотель?
2. При какой еще форме Земли возможно постепенное исчезновение корабля за горизонтом?
3. Какое событие XX века окончательно доказало шарообразность Земли?
Практическое задание на закрепление теоретических знаний
Постановка опыта по получению тени, отбрасываемой различными фигурами.
Практическая работа на формирование учебных действий
Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде в параграфе.
• Использовать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде, для решения учебных задач.
• Описывать ход проведения опытов.
• Объяснять результаты опытов.
• Приводить примеры географических объектов и явлений, связанных с получением доказательств о форме и размерах Земли.
• Различать и сравнивать результаты опытов.
• Составлять описание опытов, доказательств шарообразности Земли.
• Формулировать вывод об эволюции знаний о форме и размерах Земли.
Понятия и термины
Планета, шарообразность.
Персоналии
Пифагор, Аристотель, Эратосфен.
Рекомендации к проведению урока
1. Содержание данного урока носит межпредметный характер. Оно опирается на имеющиеся знания обучающихся по истории, астрономии. Поэтому целесообразно провести данный урок в нетрадиционной форме. Один из вариантов — путешествие во времени, в ходе которого можно перевести стрелки исторических часов на несколько тысячелетий назад и погрузить их в эпоху античного мира. В ходе такого путешествия учитель познакомит своих ребят с великими учеными древности, их вкладом в развитие знаний о нашей планете. В то же время урок носит ярко выраженную научную направленность. Формирование представлений о шарообразности Земли можно осуществить в ходе проведения простейшего эксперимента — опыта по получению тени, отбрасываемой различными фигурами. Данный опыт позволит обучающимся убедиться в правильности суждений древнегреческих философов. Алгоритм действий изложен в тематическом практикуме рабочей тетради.
2. Рефлексию можно проводить по двум направлениям: тематическому и деятельностному. В первом случае фронтально выполняется практическая работа. Во втором случае учитель предлагает обучающимся назвать глаголы, которые характеризовали бы виды учебной деятельности, используемые на уроке.
3. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.
Рекомендации к выполнению практического задания
В рамках выполнения практического задания обучающиеся самостоятельно выбирают фигуры и проделывают опыты по получению тени. Результаты работы оформляются в виде таблицы.
Форма фигуры |
Форма тени |
По результатам выполнения практического задания обучающиеся должны сформулировать вывод о соответствии формы фигуры и формы отбрасываемой ею тени.
Рекомендации к выполнению практической работы
Практическая работа проводится под руководством учителя в урочное время. Учитель задает обучающимся фигуры и их положение в пространстве относительно лампы и экрана. Результаты оформляются в виде таблицы.
Форма фигуры |
Форма тени |
При проведении работы необходимо обратить внимание обучающихся на то, что ряд тел (куб, пирамида и т.д.) при разном положении относительно лампы отбрасывают разные по форме тени. По результатам проведения практической работы обучающиеся должны выбрать фигуру, у которой форма отбрасываемой тени не меняется при изменении положения самого тела относительно лампы.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||||
1 |
Б |
1 |
А |
||
2 |
А |
||||
3 |
В |
2 |
В |
||
4 |
Б |
||||
5 |
А |
3 |
В |
||
6 |
В |
||||
7 |
Б |
4 |
1 Б 2 А 3 В |
||
8 |
В |
||||
9 |
А |
5 |
АБ |
||
10 |
1 Б 2 В 3 А |