География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Путешествие по Африке - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Цель
Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Африки.
Задачи урока
1. Рассмотреть специфику природы и населения материка.
2. Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира материка.
3. Раскрыть причины уникальности природы и населения материка.
4. Сформировать навыки работы с картографическими источниками информации, по преобразованию тематической информации из одного вида в другой.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Особенности природы Африки.
2. Природные “рекордсмены” материка.
3. Закономерности изменения природы на материке.
4. Население Африки.
Опорные знания
1. Размеры материков.
2. Какое озеро является самым глубоким в мире.
3. Путешествия финикийцев, Бартоломеу Диаша, Васко да Гама.
Проблемный вопрос
Бывает ли в Африке холодно?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Какое место по площади занимает Африка среди всех материков Земли?
2. Как называется высочайшая вершина материка?
3. Какая река является самой длинной на материке?
4. Что такое лианы?
5. Как называются тропические степи?
6. Что такое оазис?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Частью каких океанов являются моря, омывающие территорию Африки?
2. Назовите озера-рекордсмены в Африке.
3. Почему на материке жаркий климат?
4. Как изменяется климат на материке с удалением от экватора?
5. По каким внешним признакам можно отличить жителя Африки от жителя Европы?
Практические задания на закрепление теоретических знаний
1. Классификация представителей живой природы Африки, упомянутых в тексте параграфа.
2. Определение по политической карте мира самого южного, северного, западного, восточного государства материка.
Практическая работа на формирование учебных действий
Составление таблицы “Особенности живой природы Африки”.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
• Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
• Находить на карте географические объекты.
• Описывать природные условия материка.
• Объяснять причины разнообразия природных условий на материке.
• Приводить примеры природных рекордсменов материка.
• Проводить простейшую классификацию географических объектов.
• Различать и сравнивать географические объекты.
• Составлять описание природных условий материка.
• Формулировать выводы по тематике урока.
Понятия и термины
Саванна, оазис.
Географическая номенклатура
Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Виктория, Танганьика.
Рекомендации к проведению урока
1. Африка — наиболее интересный для изучения материк, поэтому целесообразно провести урок в нестандартной форме: в виде игры-путешествия (“На воздушном шаре над Африкой”, “Восхождение на Килиманджаро”, “К истокам Нила” и др.). В ходе такого урока рассматриваются основные характеристики материка в занимательной форме. На каждом этапе (остановочном пункте) маршрута изучается какая-либо особенность природы материка. Данный маршрут предложите своим ученикам проложить на контурной карте, по ходу заполнения которой отрабатывается основная географическая номенклатура.
2. В качестве закрепления изученного материала можно использовать разнообразные приемы.
• Викторина “Что это?”. На доске выписываются основные понятия и географические названия, изученные на уроке (Сахара, Мадагаскар, Нил, Виктория, Килиманджаро, Нигер, Конго, Замбези, Танганьика, саванна, оазис и др.), в различной последовательности и задается единственный вопрос: “Что это?” Обучающиеся должны назвать свой вариант ответа и показать данный объект на географической карте.
• Фотозагадка. На экране учителем запускается слайд- шоу с фотографиями африканских животных и растений. Обучающиеся должны отгадать предложенную фотозагадку и ответить на вопрос: “В какой природной зоне они обитают?”
• “Взгляд из космоса”. Подобрать космические снимки географических объектов материка с последующим их определением. Очень важно назвать признаки, по которым школьники определили данный объект.
• “Словесный портрет”. При знакомстве с особенностями населения материка необходимо сформировать представление о типичных представителях африканских народов. Для этого с помощью иллюстраций учебника обучающимся предлагается выявить отличительные внешние признаки жителей Африки и составить их словесный портрет.
3. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.
4. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.
Рекомендации к выполнению практических заданий
1. Классификация представителей живой природы Африки, упомянутых в тексте параграфа, осуществляется на основе работы с текстом. Обучающимся предлагается прочитать раздел параграфа, в котором упоминаются представители органического мира. Затем каждый школьник индивидуально формулирует признак классификации и выписывает в свою тетрадь получившийся список растений и животных. В заключение работы учитель организует в парах взаимопроверку и диалоговое обсуждение полученных классификаций.
2. Определение по политической карте мира самого южного, самого северного, самого западного, самого восточного государств материка возможно после выдачи обучающимся инструкций по работе с картой. Необходимо упомянуть, что самое северное государство на материке имеет наиболее удаленную от экватора точку и т.д. Дополнительно можно дать задание на определение столиц названных государств. Результаты работы заносятся в таблицу.
Название государства |
Столица государства |
|
Самое северное государство |
Тунис |
Тунис |
Самое южное государство |
Южно-Африканская Республика |
Кейптаун |
Самое восточное государство |
Сомали |
Могадишо |
Самое западное государство |
Сенегал |
Дакар |
Рекомендации к выполнению практической работы
Составление таблицы “Особенности живой природы Африки” осуществляется на основе анализа текста параграфа и осуществления выборки тематического материала по заданным позициям.
Природная зона |
Особенности растительного мира |
Особенности животного мира |
Влажные экваториальные леса |
||
Саванна |
||
Пустыня |
При проведении работы могут быть использованы дополнительные материалы. По окончании работы формулируется вывод о причинах разнообразия растительного и животного мира на материке. В качестве домашнего задания обучающимся можно предложить подготовку презентации об одной из природных зон материка или об одном из представителей органического мира.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
Б |
1 |
Б |
2 |
В |
2 |
В |
3 |
А |
3 |
Б |
4 |
Б |
4 |
В |
5 |
А |
5 |
В |
6 |
А |
6 |
АВГ |
7 |
В |
7 |
БГ |
8 |
БГЖ |
8 |
ВАБ |
9 |
1 В 2 Г 3 Б 4 А |
9 |
1 Б 2 А В |
10 |
1 Г 2 В 3 А 4 Б |