География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Мировой океан и его части - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Цель
Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях.
Задачи урока
1. Рассмотреть географические особенности Мирового океана.
2. Познакомить обучающихся с особенностями вод Мирового океана, его составными частями.
3. Раскрыть особенности природы океанов Земли.
4. Сформировать представление о единстве Мирового океана.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Общие сведения о мировом океане.
2. Свойства вод Мирового океана.
3. Движение вод в Мировом океане.
4. Составные части Мирового океана.
5. Характеристика океанов Земли.
Опорные знания
1. Что такое гидросфера.
2. Состав гидросферы.
Проблемный вопрос
Имеет ли границы Мировой океан?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Что такое Мировой океан?
2. Сколько океанов на Земле?
3. Какой океан самый большой по площади?
4. Какой океан самый холодный?
5. Какой океан самый глубокий?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Что является основной причиной образования волн в Мировом океане?
2. Почему течения называют “реками в океане”?
3. Можно ли материки называть островами?
4. Чем море отличается от залива?
Практические задания на закрепление теоретических знаний
1. Приведение доводов в пользу выделения Южного океана и против такого выделения.
2. Классификация течений Мирового океана.
3. Выделение отличительных черт каждого из четырех океанов Земли на основе анализа карт атласа.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
• Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
• Находить закономерности протекания явлений (образование волн, течений) на основе использования разнообразных источников географической информации.
• Описывать океаны Земли.
• Объяснять особенности Мирового океана и составных его частей.
• Приводить примеры составных частей Мирового океана и показывать их на карте.
• Проводить простейшую классификацию течений Мирового океана.
• Различать и сравнивать части Мирового океана.
• Составлять описания частей Мирового океана, процессов образования волн и течений.
• Формулировать закономерности протекания процессов образования волн и течений.
Понятия и термины
Море, залив, пролив, волна, течение.
Географическая номенклатура
Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Мариинская впадина.
Рекомендации к проведению урока
1. Содержание урока знакомит обучающихся с основными характеристиками Мирового океана как главной части гидросферы. Обучающимся дается общее представление о частях Мирового океана, свойствах его воды, движении вод. При дальнейшем изучении гидросферы в 6 и 7 классах эти знания будут дополнены. Поэтому основная задача урока будет заключаться в расширении географического кругозора пятиклассников. Содержание урока не нужно слишком теоретизировать, необходимо обязательно включить игровые ситуации.
2. Одна из форм проведения урока — урок-путешествие по Мировому океану с обязательным включением в работу географической карты, в том числе и контурной. Так как в предыдущем разделе обучающиеся подробно познакомились с историей географических открытий, то можно им предложить совершить кругосветное плавание в составе какой-либо экспедиции. Тем самым решится одна из воспитательных задач урока: необходимо снова заострить внимание на качествах, которые должны быть присущи настоящему географу-путешественнику. В ходе путешествия одним из главных элементов урока будет работа с текстом учебника, в котором изложены основные характеристики всех океанов Земли. В результате подобного ознакомления со свойствами вод в Мировом океане обучающиеся самостоятельно смогут сформулировать вывод и ответить на вопрос: “Почему же вода во всех океанах отличается по своим свойствам?”
3. В ходе путешествия поэтапно рассматриваются понятия: море, залив, пролив. Эти понятия конкретизируются названиями крупных географических объектов, заданиями-загадками на определение объекта по его словесному описанию, фотографиями или космическими снимками. Желательно при этом использовать описания из художественных произведений (например, из романов Жюля Верна). Все названные географические объекты для лучшего запоминания необходимо показывать на физических картах, разных по масштабу и охвату территории.
4. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.
5. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.
Рекомендации к выполнению практических заданий
1. Приведение доводов в пользу выделения Южного океана и против такого выделения. Перед началом работы обучающиеся должны ознакомиться с физической картой мира, изучив положение и размеры всех океанов Земли. Учителю необходимо заострить внимание на факте различного деления акватории Мирового океана: на четыре или пять океанов; объяснить принцип выделения Южного океана. После вводной части класс можно разделить на группы. Варианты деления: две группы (доводы “за” — доводы “против”), четыре группы (природные предпосылки деления “за” — территориальные предпосылки деления “за” — природные предпосылки деления “против” — территориальные предпосылки деления “против”). По результатам работы с текстом учебника, картами атласа организуется дискуссия по теме практического задания. После завершения дискуссии формулируются индивидуальные выводы по теме задания, которые оглашаются и обсуждаются.
2. Классификация течений Мирового океана осуществляется на основе использования карты учебника или карт атласа. В начале работы повторяется понятие “течения” и причины их образования, что служит основой для первичного закрепления знаний. Далее фронтально вырабатывается критерий деления течений на группы. Итогом выполнения задания служит индивидуальное составление обучающимися схемы классификации течений и приведения примеров для каждого вида. Схема может иметь вид:
Усложнение задания может идти по пути соотнесения названных течений с океанами, в пределах которых они расположены, а также по пути определения закономерности распределения направлений поверхностных, различных по температуре течений.
3. Выделение отличительных черт каждого из четырех океанов Земли на основе анализа карт атласа. Задание выполняется на основе работы с текстом учебника и картами атласа. На начальной стадии урока учитель совместно с обучающимися вырабатывает критерии для сравнения океанов Земли. Перечень критериев и оформление результатов работы может иметь вид:
Тихий океан |
Атлантический океан |
Индийский океан |
Северный Ледовитый океан |
|
Площадь, млн км2 |
||||
Максимальная глубина, м |
||||
Средняя глубина, м |
||||
Омываемые материки |
||||
Моря, входящие в состав океана |
По результатам работы формулируется вывод по следующим позициям:
• самый большой по площади океан;
• самый глубокий океан;
• океан, омывающий наибольшее количество материков.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
Б |
1 |
В |
2 |
А |
2 |
В |
3 |
Б |
3 |
А |
4 |
Б |
4 |
А |
5 |
Б |
5 |
Б |
6 |
АГ |
6 |
БВЕ |
7 |
БВАГ |
7 |
АВ |
8 |
1 В 2 А 3 Г 4 Д |
8 |
ВГ |
9 |
1 АГИ 2 Ж 3 БДЗ 4 ВЕК |
9 |
1 Г 2 В 3 Б 4 А |
10 |
1 В 2 Б 3 А |