Морской путь в Индию - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год

Морской путь в Индию - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

Цель

Формирование представлений об эпохе Великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территории Земли.

Задачи урока

1. Рассмотреть причины интенсивного освоения территории Земли в начальный период эпохи Великих географических открытий.

2. Познакомить обучающихся с путешественниками и историческими деятелями эпохи Великих географических открытий.

3. Раскрыть роль личности в освоении и исследовании Земли.

4. Сформировать представление о практическом значении путешествий Бартоломеу Диаша, Васко да Гама.

5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Краткое содержание урока

1. Эпоха Великих географических открытий: причины выделения, периодизация.

2. Открытие морского пути в Индию и его значение для стран Европы.

3. Общие сведения о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама.

4. Роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации экспедиций по поиску морского пути в Индию.

Опорные знания

1. О европейцах, совершивших путешествия по Азии.

2. Об особенностях Индии.

3. Что такое мыс.

Проблемный вопрос

Эпоха Великих географических открытий — миф или реальность?

Вопросы на репродукцию знаний

1. Почему европейцы искали морской путь в Индию?

2. Кто явился организатором поисков морского пути в Индию?

3. Почему Бартоломеу Диаш не закончил свое путешествие к берегам Индии?

4. Почему Б. Диаш не совершил повторную попытку достичь берегов Индии?

5. Кто из европейцев совершил первое плавание к берегам Индии?

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

1. Почему от замысла до реализации путешествия к берегам Индии вокруг Африки прошло длительное время?

2. С какой целью португальцы на побережьях открытых земель устанавливали большие кресты?

3. Почему арабские купцы противились плаванию Васко да Гама к берегам Индии?

4. Почему имя Васко да Гама не пользуется уважением у жителей Индии?

Практическое задание на закрепление теоретических знаний

Подготовка ответа на вопрос на основе анализа текста параграфа: “Можно ли считать принца Генриха Мореплавателя первооткрывателем морского пути в Индию?”

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе.

• Использовать текстовый источник географической информации для анализа тематического содержания.

• Описывать по картам маршруты путешествий.

• Объяснять особенности природы и жизнедеятельности человека на отдельных территориях.

• Приводить примеры географических объектов и показывать их на карте.

• Различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

• Составлять описания путешествий с использованием разных источников географической информации.

• Формулировать причинно-следственные связи между событиями.

Понятия и термины

Эпоха Великих географических открытий.

Географическая номенклатура

Китай, Индия, Африка, Средиземноморье, Индийский океан, мыс Доброй Надежды, Каликут.

Персоналии

Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама.

Рекомендации к проведению урока

1. Урок начинается с постановки проблемного вопроса об эпохе Великих географических открытий. Целью использования данного вопроса является создание ситуации, в которой обучающийся должен критически осмыслить периодику освоения и изучения Земли и осознать важность географических открытий для жизни человека.

2. Говоря о причинах поиска морского пути в Индию, необходимо опираться на текст учебника как основной источник информации. На основе тематического содержания параграфа обучающимся можно предложить выбрать не менее двух причин.

3. Результаты учебной деятельности по изучению процесса поиска морского пути в Индию представляются в виде таблицы, часть сведений из которой учитель предлагает обучающимся, а часть они находят в тексте параграфа. При высоком уровне сформированности общеучебных навыков деятельности обучающимся можно предложить расширить таблицу за счет внесения в нее дополнительных позиций по деятельности указанных персоналий или за счет внесения новых персоналий с использованием дополнительных источников информации на бумажной и электронной основе. При работе по изучению нового тематического материала использование картографического материала возможно с целью определения географической номенклатуры по теме. Иллюстрация учебника (рис. 35) может служить для постановки проблемных вопросов типа: “Почему плавание Васко да Гама проходило вдоль береговой линии Африки?” или “Чем схожи и чем отличаются маршруты путешествий финикийцев и Васко да Гама? Назовите не менее одной общей и одной отличительной черты”. При использовании вопроса второго вида дополнительно используется рис. 22.


Генрих Мореплаватель

Бартоломеу Диаш

Васко да Гама

Даты жизни

1394— 1460 годы

ок.1450—1500 годы

1460(1469?)—1524 годы

Общие сведения

Португальский принц

Мореплаватель, командир корабля

Путешественник, морской офицер, губернатор Португальской Индии

Роль в процессе поиска морского пути в Индию

Организатор экспедиций

Открытие южной оконечности Африки и прохода в Индийский океан

Прокладка морского пути в Индию вокруг южной оконечности Африки

Значение деятельности

Явился вдохновителем экспедиций

Доказал возможность прокладки пути в Индию морским путем вокруг южной оконечности Африки

Проложил морской путь в Индию вокруг южной оконечности Африки для последующих торговых и иных плаваний

4. Рефлексия проводится на тематическом и деятельностном уровнях.

5. Домашнее задание учитель дозирует в зависимости от специфики ученического коллектива и целеполагания собственной деятельности.

Рекомендации к выполнению практического задания

При выполнении задания можно воспользоваться результатами заполнения таблицы. В процессе работы обучающимся необходимо привести не менее двух доводов в защиту своей позиции по теме задания. Учителю следует обратить внимание на логику построения ответов обучающихся и на наличие доказательной базы. В качестве одного из условий работы можно предложить прочтение выдержки из текста учебника в пользу своей позиции.

Ответы на задания тестовой части тетради-практикума

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля

1

В

1

Б

2

Б

2

А

3

Б

3

Б

4

А

4

В

5

В

5

Б

6

Б

6

А

7

А

7

В

8

БГ

8

В

9

1 Б 2 В 3 А

9

АВ

10

1 В 2 Б






Для любых предложений по сайту: [email protected]