География 11 класс - Поурочные планы
Индия: территория, ЭГП, населения
Цели:
· Знакомство с территорией, ЭГП Индии, выявление особенностей населения: численности, размещения, этнического и религиозного состава;
· Воспитание толерантности, экологическое воспитание, коллективизма в групповой работе;
· Развитие навыков анализа статданных, экономических карт, текстового материала, навыков сравнения характеристик двух стран.
Оборудование:
· карты атласа,
· политическая карта Азии,
· статистические данные “Динамика численности населения Индии”, “Динамика численности городского населения Индии”,
· учебник Максаковский “География. 10 класс”, 2007, Максаковский “Географическая картина мира”, II том.
Метод обучения: исследовательский
Форма работы: групповая.
Ход урока
I. Орг. момент, постановка цели.
Сегодня мы начнем изучение одной из самых интересных стран мира – Индии, познакомимся с ее территорией, ЭГП и населением страны.
В: Почему взоры западных политиков, экономистов повернуты на Восток, в том числе и к Индии?
(вспомним мировые центры экономики, современные и прогнозируемые)
В III тысячелетии эти страны будут играть несомненно большую роль в мире, поэтому необходимо их знать, прогнозировать развитие экономики этих стран.
Изучать Индию будем в сравнении с Китаем и результаты фиксировать в таблицу, которую начали заполнять на прошлых уроках.
Таблица “Сравнительная характеристика Китая и Индии”
План характеристики |
Китай |
Индия |
Результаты сравнения |
II. Изучение нового материала.
· Территория и ЭГП (работа со всем классом.
В: Используя ПКМ, охарактеризуйте территорию страны
В: Почему выделяют Индийский субрегион?
В: Охарактеризуйте ЭГП страны
· Имеет широкий выход в океан – на З и Юз = Аравийское море, на В и ЮВ – Бенгальский залив.
· Лежит на морских путях из Средиземного моря в Индийский океан, из Юго-Западной Азии в Восточную и Юго-Восточную Азии.
· На севере, СВ – сухопутные границы с большим числом соседей, но граница проходит по горным рубежам.
Вывод: в целом, ЭГП Индии благоприятно для развития экономики страны.
В: Как вы думаете, почему в Китай европейцы попали в средние века, а Индию Александр Македонский завоевал уже в 4 в. до н.э.?
Сравните ЭГП Индии и Китая.
· Государственный стро.
В: Используя форзац учебника, охарактеризуйте форму правления и АТУ страны.
ФП – в 1950 г. Стала республикой, но входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией.
АТУ – федерация
· Изучение населени.
В: Почему характеристика населения является важной часть экономико-географической характеристики любой страны?
III. Работа в группах (7–8 минут).
1 группа. Численность и воспроизводство населения Индии
1. Проследите динамику численности населения Индии. Постройте график роста численности населения Индии
2. Сравните графики численности Индии и Китая
3. Определите естественный прирост населения за последние 50 лет
4. Какую демографическую политику и почему проводит индийское правительство? Добились ли власти Индии таких результатов как в Китае?
5. Какие проблемы возникают в связи с высокой численностью и высоким приростом населения?
Литература: Учебник В. Максаковского “География”, стр. 224, форзац учебника. В. Максаковский “Географическая картина мира”, II том, стр. 280 – 283 таб. 32 “Рост населения Индии в 1901-1991 годах”.
2 группа. Этнический состав населения Индии
1. Охарактеризуйте этнический состав населения Индии. Сколько народов проживает в стране, каким языковым группам они принадлежат?
2. Как этнический состав населения отражен в АТУ?
3. Какие проблемы возникают в связи с пестротой национального состава? В каких штатах ни приводили к национальному конфликту?
Литература: Учебник В. Максаковского “География”, стр. 224-225, В. Максаковский “Географическая картина мира”, II том, стр. 168-169, карта “Этнический состав населения”
3 группа. Религиозный состав населения
1. Какое влияние оказывает религия на жизнь Индии?
2. Сравните влияние конфуцианства и индуизма на быт населения и экономику Китая и Индии
Литература: Учебник В. Максаковского “География”, стр. 224-225, В. Максаковский “Географическая картина мира”, II том, стр. 168-169. карта “Религиозный состав населения”
4 группа. Размещение населения. Городское и сельское население.
1. Как размещено население на территории страны? Почему издавна были заселены низменности в долинах и дельтах рек?
2. Что общего в размещении населения в Китае и Индии?
3. Проследите динамику численности городского населения Индии в 1901, 1951, 1991 годах. К какой группе стран по уровню урбанизации относят Индию?
4. Как изменилось число городов в ХХ веке?
5. Назовите и покажите города Индии с численностью населения более 5 млн. человек.
6. Каков внешний облик большинства городов Индии?
7. Какие проблемы возникают в связи с ростом городов?
Литература: Учебник В. Максаковского “География”, стр. 225, В. Максаковский “Географическая картина мира”, II том, стр. 287–289, табл. 33, 34. карта “Плотность населения”.
IV. Выступления групп, обсуждение.
1. Почему в Индии демографическая политика потерпела крах?
2. Что общего и различного в характеристике численности 2–х стран?
3. Проблема численности стоит перед Китаем и Индией, самыми многочисленными странами мира. Но Китай перешел к 1 типу воспроизводства, а в Индии процесс затухания демографического взрыва в начальной стадии.
4. Почему для Индии характерны конфликты на национальной почве?
И в Китае проживает 56 народов – китайцы, уйгуры, монголы, тибетцы, а там нет национальных конфликтов. Почему? (китайцы – 92%, национальные меньшинства живут обособленно на западе страны. В Индии хиндустанцы - 28% населения)
5. Вспомните, как формировалась территория современной Индии. Английская колония была разделена на 3 государства: Пакистан, Индия, Бангладеш. Часть пенджабцев осталось жить на западе страны, а бенгальцы - на востоке. Истоки национальных и религиозных конфликтов надо искать в истории страны.
6. Сравните влияние конфуцианства и индуизма на консолидацию общества в Китае и Индии.
Конфуцианство заставляет человека подчинить свои личные интересы интересам общества, уважать учителя (отца, начальника), консолидирует общество на решение общих проблем.
Индуизм своим главным догматом разъединяет индийское общество.
· Почему говорят: “Чтобы узнать Индию, надо жить в деревне?”
· Почему Китай и Индия относятся к странам со средним уровнем урбанизации?
Мы видим, что в размещении населения и уровне урбанизации страны имеют много общего.
V. Итог.
1. Какие проблемы выделим при характеристики населения?
2. В чем сходство и различие проблем населения Китая и Индии?
· Сходства: многочисленность, многонациональность, размещение населения.
· Различия: отсутствие в Китае национальных и религиозных конфликтов, решение демографических проблем в Китае.
3. Почему в рекомендации ООН было сказано: “Если в Индии не удастся в ближайшее время остановить рост населения и решить другие проблемы, то она скорее последует за Африкой, нежели за Китаем?”
Индия – страна древней культуры. Классический танец, древний эпос, учение йоги оказало влияние на культуру многих народов мира.
Сообщение - опережающее задание “Традиции Индии”.
Д/з, стр. 224–227, заполнить графу “Результаты сравнения” таблицы.