География - Конспекты уроков 10 класс В. А. Ковалёв
Альтернативные источники энергии. Океанические и рекреационные ресурсы
ЦЕЛИ:
выявить географию и перспективы использования альтернативных энергетических, океанических и рекреационных ресурсов земного шара.
ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:
1. Классификация и география альтернативных источников энергии, океанических и рекреационных ресурсов.
2. Актуальность использования данных ресурсов.
ХОД КОНФЕРЕНЦИИ:
1. Классификация и география альтернативных источников энергии, океанических и рекреационных ресурсов.
(Выступления учащихся, по итогам которых основные сведения можно вынести в таблицу).
А) Нетрадиционная энергетика.
Виды ресурсов |
Использование |
География |
|
Преимущества |
Проблемы |
||
Энергия Солнца (развитие гелиоэнергетики) |
Колоссальное количество солнечной энергии |
Слабая плотность солнечной энергии |
Япония, Индия, Италия, Бразилия, Австралия, Израиль, преуспели: США (Флорида, Калифорния) и Франция. |
Энергия ветра |
Велик ветровой энергетический потенциал |
Рассеянность и непостоянство ветровой энергии |
Древние установки: Китай, Индия, Египет, современные: Франция, Германия, Дания, США, Великобритания, Италия |
Геотермальная энергия (два типа – горячие воды и тепло горячих горных пород) |
Запасы практически неисчерпаемы, широко распространены (10% площади земного шара), использование геотермальной энергии не требует больших издержек, геотермальная энергия безвредна и не загрязняет окружающую среду |
Слабая концентрация геотермальной энергии |
Россия, Италия, Исландия, Новая Зеландия и Япония |
Энергия морских приливов |
Огромен энергетический потенциал, превышает энергию всех рек мира |
Возможности для сооружения приливных электростанций имеются только в 25 местах земного шара |
Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США |
Б) Ресурсы Мирового океана.
Классификация ресурсов |
Использование |
География |
|
Преимущества |
Проблемы |
||
Морская вода |
Колоссальные запасы - 94%, содержит 70 химических элементов |
Малое содержание тех или иных элементов в морской воде и отсутствие технологий для их излечения, нецелесообразность их добычи |
Около 40 стран мира не имеют выхода к морю |
Биологические ресурсы |
Возможность обеспечить продуктами питания 20 млрд человек, корм для животноводства Возможность искусственного разведения (марикультура, аквакультура) |
Распределены неравномерно, являются исчерпаемыми |
Устричные плантации: Япония, Китай, США, Нидерланды, Франция, Австралия. Мидии: Европа. |
Минеральные ресурсы (ресурсы шельфовой зоны и ресурсы глубоководного ложа) |
Добыча нефти и газа, железомарганцевые конкреции, прибрежно-морские россыпи, отложения фосфоритов и т.д. |
Значительная часть залегает в глубоководных районах и шельфовых зонах, сложности извлечения на поверхность |
Нефть и газ – Мексиканский залив, Северное море, Персидский залив, Гвинейский залив, касситерит – Индонезия, Таиланд, Малайзия, фосфориты – Тихий океан, подводные угольные шахты – Великобритания, Канада, Япония, Китай |
Марикультура – искусственное разведение водных организмов в морской воде.
Аквакультура – искусственное выращивание водных организмов в морской и пресной воде.
Касситерит – залежи оловянной руды в прибрежной зоне.
В) Рекреационные ресурсы (классификация разнообразна):
- оздоровительный туризм (горные, бальнеологические, озерные и другие районы),
- экскурсионный туризм (сочетает отдых с познавательными интересами),
- научный туризм,
- деловой туризм,
- религиозное паломничество.
Разделяется туризм и по видам транспорта.
Страны с наибольшим развитием международного туризма в 90-х годах: Франция, США, Испания, Италия, Венгрия, Австрия, Великобритания, Мексика, Германия, Канада, Швейцария, Португалия.
2. Актуальность использования данных ресурсов.
- В какую отрасль вы бы в первую очередь направили свои капиталовложения? Почему?
- Почему для развития альтернативных источников энергии необходимо международное сотрудничество?
- Какие страны мира могут ежегодно получать прибыть только за счет развития рекреационного хозяйства?
- Конкретными примерами перспективы развития морских отраслей промышленности.
3. Оценка и самооценка работы учащихся.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовка к тестированию.