География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.
Культура Японии
Цели: сформировать представление о культуре Японии; познакомиться с образами Японии; представить географическую картину страны.
Оборудование: наглядные материалы, инструктивные карточки, подручный материал для кимоно, икебаны, элементы чайной церемонии. Пейзажи в японском стиле, фрагменты видеофильмов, записи национальной японской музыки.
Тип урока: урок-игра.
Ход урока
I. Подготовительный этап
Несколько активных учеников заранее вместе с учителем готовят все необходимое для проведения урока-игры. Они же являются помощниками в процессе игры. Остальные учащиеся делятся на команды.
II. Проведение конкурсов
Конкурс 1. Разминка.
Что такое?
1. Фукуяма.
2. Фукусима.
3. Синкасен.
4. Хитати.
5. Никко.
6. Татами.
7. Фудзияма.
Командам по очереди задают вопросы. Один из членов команды дает ответ. Если ответ верен, команда получает 1 балл.
Конкурс 2. Бег за лидером.
Представители команд по очереди достают из шляпы карточки с вопросами. На обсуждение дается 30 секунд. За верный ответ команда получает 1 балл.
1. Мегалополис, который протягивается на 100 км от Токийского до Оскакского залива.
2. Ураганы, приходящие во время осенней смены муссонов...
3. 1% населения Японии составляют...
4. Религия, проникшая сюда из Китая...
5. Какая религия с 1663 года была официально запрещена в Японии?
6. Крупнейший город Хоккайдо...
7. Пролив, отделяющий Хоккайдо от Курильских островов...
8. Название циновок, покрывающих пол...
9. Высота горы Фудзиямы ... (3776 м.)
10. Что такое танка?
11. Что такое хокку?
Танка (япон. — короткая песня) — жанр японской поэзии, нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью.
Хокку (хайку) - жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.
Конкурс 3. Японская поэзия.
1. Какие направления японской поэзии вы знаете? (Танка, хокку.)
О, как долго, как долго
Томился я
В ожидании!
И вот мы вместе...
О чем еще мечтать?
Что останется
После меня?
Цветы — весной,
Кукушка — в горах,
И листья клена — осенью.
2. Какое дерево чаще всего упоминается в японской поэзии? (Сакура.)
(После правильного ответа учащихся им зачитывается японское стихотворение, в котором упоминается сакура.)
3. Про какую гору японцы чаще всего писали в своих стихах? (Фудзияма.)
(После правильного ответа учащихся им зачитывается японское стихотворение, в котором упоминается гора Фудзияма.)
Конкурс 4. Черная Лошадка.
(Для проведения этого конкурса можно пригласить на урок гостя, который совершил путешествие в Японию, или любого подготовленного старшеклассника. Ведущий читает подсказки по одной с интервалом в 10-15 секунд. Чем быстрее команда отгадает загаданное, тем больше баллов она получит. Если команда дает не только правильный ответ, но и показывает знание дополнительного материала, она получает дополнительные баллы).
1) Это пришло из Китая в X веке. Здесь доминируют чисто белые цвета. Чисто японское — белое с синим, иногда черное. С росписью в виде цветов, птиц, бабочек. Среди них школы бонсэки Хосокава, Сэкисю и Эндзан действуют и поныне.
(Фарфор. Открытие месторождения каолина в начале XVII века в Японии привело к возникновению первой японской фарфоровой мануфактуры, которая стала выпускать бело-голубой фарфор, а также изделия с черной и бурой глазурями. Особенно прославились изделия в стиле имари с тончайшей полихромной подглазурной росписью эмалями по белому фону и в стиле какиэмон (с оригинальной надглазурной росписью в виде цветов, птиц, бабочек. Широко известны западноевропейские изделия в стиле какиэмон, созданные по японским образцам и пользовавшиеся большим спросом.)
2) Это также пришло из Китая. Он бывает лунный, бывает новогодний. Совершают это в специальном помещении.
(Чай и чайная церемония.)
После того как прозвучал правильный ответ, заранее подготовленные ученики показывают чайную церемонию.
Новогодняя чайная церемония
Новогодняя церемония состоит из набора последовательных действий. Называемых «ката». Можно обойтись и всего несколькими ката, но если овладеть многими появится легкость и естественность.
Обычно чайная церемония продолжается свыше 4 часов. За это время полается два чая: жидкий и густой. Перед густым чаем гостям подают разную еду, а потом чай.
Выпитые подряд 3-4 чашки чая могут вызвать сердечный приступ, настолько он крепок. Получив обратно последнюю чашку, хозяин ополаскивает се. В это время гость должен произнести вежливую фразу с просьбой закончить угощение. Хозяин наклоняется в знак согласия и произносит ответную учтивость. Пока хозяин занимается другими гостями, окончивший чаепитие, рассматривает рисунок на чайной чашке, отдавая дань мастерству художника.
Конкурс 5. Творческие задания.
Группам дается задание по инструктивным карточкам. Команды тянут жребий, кому какое задание выполнять.
Задание 1: Икебана.
Из заранее подготовленных материалов выполнить икебану. Следует предупредить детей, что этому искусству учатся много лет. Пока команды выполняют задание, болельщикам можно рассказать о истории этого вида искусства и основных элементах этого жанра.
Икебана (живые цветы; второе рождение цветов) — японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений. Задача икебаны — создать собственный микромир, подчеркнуть красоту и совершенство природы, внести гармонию в помещение, где стоит композиция, и повлиять на настроение людей. Для того чтобы заниматься икебаной, надо иметь хороший вкус (как считают японцы, «абсолютное зрение», по аналогии с абсолютным слухом), умение видеть красоту в изгибах ветвей, слышать музыку цветов. Мастера икебаны учатся всю жизнь.
Искусство икебаны возникло из индийского обычая подносить богам цветы и появилось в Японии в VI веке. Первые композиции подносились к алтарю Будды в больших роскошных вазах и отличались некоторой помпезностью. Основу первых икебан составляли две ветки, символизирующие свет и тьму, противостояние земли и неба. Затем был добавлен и третий элемент, символизирующий человека. В икебане до XV века господствовав стиль «стоящие цветы» — большие композиции, в которых линии растений устремлялись вверх, причем стебли ни в коем случае не должны были касаться стенок сосуда. Для создания этих композиций применялись ветви бамбука, деревьев хвойных пород, для чего требовались большие усилия, поэтому этим стилем икебаны занимались мужчины. Сейчас такими икебанами украшают большие помещения.
Второй стиль «одного цветка». Для него требуется всего 1-2 цветка и лист. Такие композиции сопровождали чайную церемонию. В конце XIX века искусство икебаны стало обязательным для женского образования. В 1897 появляется совершенно новый стиль — композиции из растений в плоских вазах, удерживаемые с помощью специальных наколок. В Европе этот стиль более известен, чем другие.
В XX веке в икебане стали использовать для композиций камни, металл, пластик, бумагу, перья, а от растений берут не только цветы и ветви, но и корни, коряги, обрубки стволов, лозы лиан.
Композиции можно построить в высоких вазах или в низких, причем материал ваз может быть любым. В старину это был в основном бамбук с отверстиями для крепления, а также изумительные по своей изысканной простоте керамические сосуды. В чисто японских композициях цвет сосуда для выбора цветов композиции даже более важен, чем сочетание цветов друг с другом. Икебана не использует хрустальные вазы, крайне редко — стеклянные. Ваза часто дополняется подставкой или глубоким подносом.
Между созданием композиций в высоких и низких сосудах нет принципиальной разницы, но при этом используют разные способы крепления веток. Для установки композиции в глубокой вазе создают самодельные конструкции из обрезков или (как это допускаются теперь) используют мотки проволоки. Для фиксации растений в низких сосудах используют специальные металлические наколки или держатели с открытыми отверстиями. Композиции по желанию можно дополнить камнями, причудливыми кусками дерева, создающими впечатление маленького кусочка природы. Мастера икебаны нередко сами делают сосуды для композиций.
Основой композиций являются три элемента: Син, длина которого в полтора-два раза больше сложенных вместе высоты и диаметра вазы; Соэ, чья длина составляет 3/4 от Син, и Тай, который по длине составляет половину от Син. В некоторых школах длина Тай может быть измерена по Соэ (3/4 или 1/2).
Композиции могут быть прямостоячие, наклонные и свисающие. Для прямостоячей композиции Син отклоняется от центра не более чем на 30° в любую сторону. Другие ветки должны зрительно гармонировать с Син. Вершины веток обычно образуют равносторонний треугольник, но могут быть и другие геометрические фигуры.
В наклонном стиле Син отклоняют от вертикали примерно на 45°, остальные элементы отклоняются так, чтобы композиция была соответствующей. В свисающем виде Син имеет угол наклона 90° и более, так что почти падает вниз.
Готовая композиция должна иметь высоту, ширину и глубину. В качестве Син и Соэ обычно используют ветви каких-либо деревьев и кустарников, а в качестве Тай (Хикаэ) - обычно цветок, но это не является строгим правилом. Тай придает акцент всей композиции, подобно тому, как человек увеличивает красоту неодушевленной природы. Особо умелые мастера в качестве Син и Соэ используют два ответвления одной ветви соответствующей длины.
К трем главным элементам прилагаются дополнительные. В современных нестрогих композициях их количество в основном регламентируется вкусом. Каждому главному элементу можно придать дополнительный, причем он должен быть короче основного, но направлен в ту же сторону. Они могут быть той же природы, что и основные, но может быть и наоборот: к цветам добавляют нежные веточки, а к ветвям — цветы. Несколько мелких цветов вроде незабудок создают одно цветовое пятно и считаются одним элементом. Некоторые композиции строятся на контрасте или дополнении таких цветовых пятен (метод масс).
Отправной частью для создания композиции является та, которая по замыслу создателя должна больше всего притягивать внимание зрителей: это может быть цветок, цветовое пятно, красивый крупный лист или необычно искривленная ветка, причудливый корень. Акцент всегда один, другие компоненты не должны его затмевать. Икебана всегда асимметрична, в этом ее отличие от европейских букетов, но она никогда не должна быть плоской.
Материал для композиции может быть представлен в естественном виде, но чаще его изменяют: убирают лишние веточки, обрывают бутоны. В старых школах ветви специально искривляют. Стебли и ветви очищают на 10-15 см.
В Японии избегают присутствия в композиции нескольких слишком ярких цветов, но это не является догмой. Есть лишь одно довольно строгое правило: в композициях для чайной церемонии икебана одного цветка не используют желтый цвет. Избегают и одного белого, так как в Японии он считается траурным. В Европе это вполне допустимо.
Более крупные цветы располагают ближе к основанию сосуда, темные цветы также ставят внизу, но если ваза слишком темная, то темные цветы могут быть и наверху.
В японском доме икебана ставится традиционно в специальной нише - токономе. Фон и освещение имеют важнейшее значение. Выставки композиций нередко проходят в помещениях с наглухо закрытыми шторами.
Задание 2: Национальная одежда.
Из подготовленных кусков ткани сконструировать кимоно. Группам выдается описание конструирования кимоно, а если возможно, то и картины или фотографии.
Пока группа готовится, болельщики рассказывают о кимоно, показывают картины и фотографии, изображающие японцев в национальном костюме.
Японская женщина ассоциируется с кимоно, как японский пейзаж - с горой Фудзи. Однако увидеть на улицах современного города японку в кимоно сложно. Кимоно сейчас исключено из повседневного обихода, но не из сердца японцев.
Покрой кимоно (сложился 14 веков назад) способен привести в ужас модельеров своим постоянством. Японка кимоно не шьет, она его конструирует, складывая из кусков ткани, вырезанных в виде прямоугольников. 10 лет учатся японки искусству конструировать кимоно. Самые простые кимоно можно начинать «шить» через два года учебы.
И хотя за 10-ти летний курс берут в школе немалые деньги, японки каждый гол ежевечерне заполняют классы до отказа. Можно с уверенностью сказать, что кимоно еще не скоро поселится в музеях.
Кимоно — традиционная не только женская, но и мужская одежда японцев. Он представляет из себя прямой халат (запах слева направо), с поясом и широкими рукавами. У женского кимоно очень широкий пояс (уложенный в бант на спине) и длинные рукава, внутренний край которых остается, как и пройма, незашитым. Так как на костюме не было пуговиц и карманов, японцы придумали нэцкэ, заменяющие пуговицы.
Нэцкэ — распространенные в японском искусстве конца XVII-XIX веков, произведения миниатюрной пластики из дерева, слоновой кости или металла. С помощью нэцкэ (обычно фигурка со сквозным отверстием) к поясу кимоно прикреплялись трубка, кисет и т. д.
Кимоно японцев практически не показывает материальную обеспеченность и социальную принадлежность хозяина. С этой целью появилась японская геральдика. Японская геральдика появилась примерно в одно время с европейской, в XII веке, и преследовала одну цель: отличить членов самых знатных и благородных семейств. Для этого употреблялись знаки мон.
Обязательность ношения мон связывают с грандиозной борьбой между домами Токугава и Минамото. Знаки мон носились на одежде слуг и самураев. К концу 13 века расположение их было строго определено: мон изображался на рукавах, спине и дважды на груди. Позднее стали изображать мон на спине под воротником и на каждом рукаве. В результате реформы 17 века все аристократические семейства страны официально зарегистрировали, по меньшей мере, 2 мона: полный (йомон) и повседневный (кайемон). Реставрация Мэйдзи предоставила возможность многим японским семействам взять себе мон. Строгие правила запрещают японцам надевать кимоно с мон на свадьбу, похороны и при совершении харакири. Мон наносят на семейную мебель, предметы декоративно-прикладного искусства.
Мон императорского дома (стилизованная хризантема) имеется на японском флаге, японские ордена представляют собой вариации на тему мон.
Задание 3. Национальная прическа.
Учащимся выдается инструктивная карточка по моделированию прически, а также все необходимые приспособления (шпильки, заколки, паралоновые подушечки, гребни и т. д. Необходимо заранее найти «модель» для конструирования прически.
Пока группа готовится, слушается доклад:
Женские прически состоят из нескольких элементов. Для устойчивости в высокие прически подклады вали бархатные валики, подушечки, применяли овальные гребни, на которые наматывали волосяные пряди. Мастера часто использовали мягкий картон. Законченную прическу покрывали растопленным маслом или воском для того, чтобы волосы блестели, имели здоровый вид.
Для сохранения прически голову на ночь клали на специальные подставки — подголовники, чтобы прически оставались на весу.
Главное требование для красавицы японки — длинные прямые волосы. В особых случаях волосы украшались с помощью золотых жгутов, а знатные дамы посыпали их фиолетовой пудрой.
Волосы могли украшаться цветами, шпильками, которые лежали крест накрест. Если шпильки имели маленькие вееры на концах, то это был знак гейши.
При подведении итогов этого конкурса желательно всех детей похвалить и оценить равнозначно, так как это творческий конкурс.
III. Подведение итогов
При подведении итогов игры победитель выбирается по количеству баллов, набранных во время игры. Учитываются преимущественно первые конкурсы, направленные на знания материала. Творческий конкурс является дополнением, но может оказать влияние на общий результат.
Дополнительные материалы
Бонсай («плоский поднос», «выращивать») - японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья.
Считается, что традиция бонсай возникла в Китае более тысячи лет назад и сохранилась гам до сих пор, как и во Вьетнаме и Таиланде. На стенах императорских погребений VIII века в провинции Шанси изображены мини-сады в керамической посуде, которые уже в те времена среди аристократов считались особо ценными подарками. Однако только в Японии практика выращивания и ухода за единичными растениями (иногда в течение нескольких поколений) была доведена до уровня искусства. Бонсай был популярен во всех слоях японского общества, а не только среди аристократов. Как многие другие культурные заимствования, искусство бонсай было доведено в Японии до высочайшего уровня совершенства.
В бонсай отдают предпочтение вечнозеленым деревьям (сосна, кедр, кипарис), а также листопадным (вишня, клен, бук). Невозможно привести точные размеры идеального бонсай, хотя в качестве некоторого ориентира, можно указать, что бук, который в природе достигает 30 м в высоту и 2 м в диаметре, можно уменьшить в 60-80 раз. Пяти игольчатая сосна, самая популярное дерево бонсай, редко достигает в естественных условиях 20 м в высоту, в бонсай может быть уменьшена в 30 раз.
Бонсай растет в специальном контейнере, обычно его держат вне дома, хотя часто по особым случаям выставляют в токонома, специальной нише в комнате, которая служит для показа произведений искусства. Контейнер для классического типа бонсай выбирают темного цвета без глазури. Как правило, листопадные деревья помещают в контейнеры овальной формы, вечнозеленые — прямоугольной.
При правильном уходе бонсай может жить несколько сотен лет, переходя от одного поколения к другому.
В бонсай существуют два основных стиля: классический и «литературный» («поэтический»). В первом стиле ствол дерева у основания толще, чем у вершины, а во втором — все наоборот. Стиль бундзин намного более сложен для выращивания. В бонсай добиваются не просто копирования природы, а выражения определенного настроения и даже создания сложного образа (например, большой и дружной семьи или даже какого-либо гротескного фольклорного персонажа). В любом случае бонсай должен выглядеть естественно и не показывать вмешательство рук своего создателя.
Различают несколько типов бонсай. «Прямой» и «наклонный» типы отражают вид ствола дерева, «каскадный» предполагает свисание растения с одной стороны контейнера, при «полукаскадном» растение не опускается ниже уровня контейнера, при «скрученном» ствол перекручен, у «раздвоенного» единственный ствол дерева делится у основания, придавая вид пары деревьев. «Лесной» - используются растения одного вида разного размера, помещенные в общий контейнер. «Скальный» - растение обвивает камень, обнажая корни.
Бонсай в контейнере представляет собой независимую от почвы цельную систему, как бы целый микрокосмос. Именно в этом смысле говорят «небо и земля в одном контейнере». Растение в бонсай всегда должно быть несколько сдвинуто от центра контейнера. Это делается не только для лучшего зрительного восприятия. Центральная точка символизирует место соединения неба и земли, и ничто не может занимать это место. Другой важный принцип эстетики бонсай — треугольная структура, необходимая для визуального баланса и для выражения взаимоотношения трех полюсов или сил: универсальной (дающей жизнь) силы, человека и самого растения.
Бонсэки — построенный из песка, гравия и камней миниатюрный «сад камней». Разновидность миниатюрных японских пейзажных садов («хаконива», то есть «сад в коробке»). Традиция создания миниатюрных пейзажей, по-видимому, сложилась в Японии в эпоху Муромати (1333-1568), а в эпоху Эдо (1600-1868) возникли школы «миниландшафтного дизайна» со своими техниками и правилами.
Боевые искусства Японии
Дзюдо возникло на основе джиу-джитсу, приемы которой пришли в Японию из Китая. Основателем дзюдо является выдающийся японский педагог, просветитель и тренер Д. Кано (1860-1938). В 1882 году он основал свою школу дзюдо «Кодокан», ставшую впоследствии крупнейшим в мире центром подготовки специалистов по борьбе дзюдо. Признанными лидерами современного дзюдо являются японские, корейские, канадские, английские, российские дзюдоисты.
Айкидо (яп. aykido, от ау — гармония; ki - внутренняя сила, душа; do - путь, дорога) - японская разновидность восточных единоборств, назначение которой — подготовка к самозащите. Отличие от других боевых искусств заключается в принципе несопротивления: мастер не дает активного отпора, а мягко и спокойно заставляет атакующего отказаться от своих намерений. В процессе занятий айкидо совершенствуются броски в сочетании с болевыми приемами, основная цель которых — вывести партнера из равновесия. Соревнования по этому виду спорта не проводятся.
Основателем айкидо считается О'Сэнсэй Уэсиба Морихэй (1883-1969). В основу айкидо было положено айки-джитсу, большинство приемов, которого, базируется на принципе рационального использования ресурсов тела и защитного оружия, атакже приемов джиу-джитсу, кен-джитсу (сабля), яри-джитсу (копье) и др.
С середины 1950-х годов в Токио со всего мира начали съезжаться желающие осваивать это боевое искусство. Айкидо стали изучать в японских университетах, промышленных компаниях, правительственных учреждениях.
Уровень мастерства в айкидо выражается цветом пояса (от белого до коричневого). Продвижение в системе айкидо осуществляется по результатам экзаменов: каждому цвету пояса соответствует определенное время, длительность тренировок на татами, а также практические и теоретические знания.
Немаловажным элементом айкидо является его форма одежды, которая состоит из свободных брюк из легкой ткани белого цвета; запахивающейся куртки без пуговиц из более плотной белой ткани; пояса, цвет которого зависит от уровня мастерства (пояс дважды оборачивается вокруг талии и завязывается плотным узлом); хакамы (традиционная юбка-брюки), надеваемой поверх брюк на бедра; специальные японские сандалии.
Каратэ (япон. — «голыми руками») — разновидность самозащиты без оружия, основана на ударах рукой или ногой по наиболее уязвимым местам человеческого тела. Современная система карате создана в начале XX века путем отбора и модернизации приемов джиу-джицу.
Сумо - вид японской национальной борьбы, поединок борцов-тяжеловесов. В схватке принимают участие двое спортсменов; победителем считается тот, кто сумеет вытолкнуть соперника за пределы арены или заставить его коснуться земли любой частью тела, кроме ступни. Спортсмены одеты в специальную одежду — пояса маваси. В случае потери маваси борца ждет дисквалификация.
Международная федерация сумо основана в 1992 году. Чемпионаты мира проводятся с 1992, Европы — с 1995. Первые упоминания относятся к 642 н. э., когда при дворе японского императора начали устраивать турниры в честь окончания осенних полевых работ. Поединки сопровождались ритуальными танцами и молитвами. Современное сумо зародилось в начале XVIII века, когда окончательно оформились около 70-ти канонических приемов (броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. Самый массивный борец сумо весит 233 кг, а самый легкий — 104 кг.
Ниндзя (япон. nindzia — лазутчик) — японский разведчик и диверсант. Боевое искусство японских разведчиков включает в себя не только владение любым видом холодного оружия и рукопашного боя, но и умение маскироваться, преодолевать самые разнообразные препятствия, решать сложнейшие диверсионные задачи. Ниндзя должен был пройти исключительно сложную физическую и психологическую подготовку.
Первые упоминания о ниндзя относят к 592-628 годам, позднее произошел процесс оформления ниндзя в особое воинское сословие. Из разрозненных групп постепенно выросли секретные кланы ниндзя, скрепленные узами кровного родства, строгой иерархической структурой и присягой на верность. Во главе такой общины стоял руководитель — дзенин, чье имя порой не было известно рядовым ниндзя.
Ниндзя разработали для себя специальные системы простого, экономичного и эффективного скрытого оружия. Вооружение ниндзя никогда не служило одной цели. Типичным примером являются сайя — ножны меча. Они имеют металлический снимающийся наконечник и могут быть использованы для рытья ямок, пробуравливания отверстий, метания. Кроме того, в гнезде сайя имеется место д ля хранения секретных документов. Ножны после удаления металлического наконечника представляют собой полую трубку, которая может быть использована в качестве духового ружья, а также как трубка для скрытого перемещения под водой.
Классический меч ниндзя называется ниндзя-то. Это универсальное клинковое оружие с прямым длинным клинком из стали, имеющим скошенное острие и полированную поверхность; ширина его - 2,5 см, толщина — 0,5 см в самой толстой части. Полую ручку меча ниндзя заполняли смесью пыли и пороха для ослепления противника в бою, а головка рукояти меча имела иглу с отравленным острием.
На клинке ниндзя-то обычно хорошо видна волнистая или прямая линия закалки. Черная квадратная гарда меча с длиной стороны 8 см и толщиной 0,5 см служит как для защиты рук, так и ступенькой, если меч используется вместе с ножнами в качестве лесенки. Длинная рукоять ниндзя-то рассчитана на хват одной и двумя руками. Рукоять меча обтянута кожей, имеет насечку или винтовую намотку проволокой. Длина клинка 50-60 см, полная длина меча — 90 см. Часто сайя можно скрепить с головкой рукояти меча и ниндзя-то превращается в длиннодревковое оружие типа нагинаты. Ниндзя носит меч в ножнах за спиной.
II. Домашнее задание
Подготовиться к уроку по теме «Китай», сделать доклады о населении и истории Китая.