Английский язык 3 класс - Книга для учителя - И. Н. Верещагина - 2016 год
Обучение чтению
Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации из печатного текста. В чтении выделяется содержательный план, т. е. о чём текст, и процессуальный план, т. е. как его прочитать, озвучить, которые взаимосвязаны. Чтение также является средством лучшего усвоения языкового и речевого материала.
Использование текста в качестве источника получения информации создаёт необходимые условия для стимулирования интереса к изучаемому языку в школе, который можно удовлетворить самостоятельно, поскольку для чтения не требуется ни собеседника, ни слушателя — нужна лишь книга. Овладение умением читать на английском языке делает реальным и возможным достижение воспитательной, образовательной и развивающей целей.
Чтение в процессе обучения выступает в двух формах: чтение вслух и чтение про себя.
Обучение чтению представлено в учебнике разделами Let Us Learn, Let Us Read и Let Us Listen, Read and Learn.
Раздел Let Us Learn каждого урока содержит упражнения, при помощи которых учащиеся учатся читать вслух слова, организованные по “звуковому” принципу (предлагаемые слова либо читаются по одному правилу чтения с ранее прочитанными, либо содержат один и тот же гласный звук в ударном слоге), словосочетания и предложения. Для выработки графемно-фонемных соответствий на сознательной основе мы рекомендуем работать с этими упражнениями в следующей последовательности:
— сначала ученик читает про себя (транскрипционный значок, стоящий в начале строки, и знакомые слова помогают ему в этом);
— ученик читает вслух;
— учитель даёт образцовое чтение;
— класс читает хором после учителя;
— далее следует проконтролировать чтение слабых учащихся.
Как показывают наблюдения, в случае если учитель читает первым, а учащиеся лишь повторяют за ним (иногда даже не давая себе труда смотреть в книгу), у них не вырабатывается сознательное отношение к чтению.
Чтение вслух формируется и на целых текстах. Как правило, не следует один и тот же текст читать многократно, да ещё не меняя при этом задание. Практически на каждом уроке учащиеся читают новый текст. Если один и тот же текст предлагается прочитать дважды, в классе и дома, то задания к нему меняются.
Материалы, представленные в разделе Let Us Listen, Read and Learn, также читаются вслух, перед тем как учащиеся выучивают их наизусть. Новые слова из стихотворений, пословиц и поговорок должны быть объяснены учащимся (можно переводом).
При работе с пословицами и поговорками (после дословного перевода) учащимся предлагается подобрать соответствующие русские эквиваленты.
При чтении вслух важно следить за эмоциональностью и выразительностью. Для этого следует давать учащимся специальные задания типа: представь себе, что ты посылаешь звуковое письмо другу, в котором рассказываешь о... ; представь себе, что ты читаешь сказку своей маленькой сестрёнке; читая диалог по ролям, представь себе, что ты разыгрываешь его на сцене... И т. д.
Для выработки нормативно-выразительного чтения текстов можно рекомендовать разнообразную последовательность в обучении чтению вслух:
— Интонационная разметка текста. Её можно проводить по- разному. Например, небольшой текст или отрывок из текста предъявляется учащимся либо на экране, либо просто пишется на доске. Учитель предлагает учащимся просмотреть текст и вместе выполнить разметку, т. е. поставить ударения, разделить на синтагмы, указать мелодику. Цель такой работы — подготовить учащихся к осознанной имитации.
— Коллективное чтение вслух (хором) размеченного текста. Оно рассматривается как приём акустической наглядности, так как даёт возможность привлечь внимание к ударению, паузации, мелодике. Проводится оно на основе разметки и дирижирования, что способствует осознанной имитации.
— Парное обращённое чтение. Оно направлено на развитие способности наилучшего понимания содержания и передачи его другому лицу.
— Индивидуальное шёпотное чтение. Оно позволяет укрепить артикуляционные навыки. Его хорошо проводить в лингафонном кабинете.
— Контрольное индивидуальное чтение вслух.
В случае если учащиеся группы плохо читают, учитель может воспользоваться описанными приёмами на уроке или лучше во время самостоятельной работы учащихся в лингафонном кабинете.
Эти пять режимов работы дают возможность формировать у учащихся навыки чтения вслух за счёт многократного прочтения одного текста или его отрывка, но с разными заданиями.
Так как чтение — это информативный поиск, то тексты для чтения снабжены специальными предтекстовыми заданиями, которые направляют внимание учащихся в нужное русло. Прочитав текст, учащиеся должны выполнить задание. Детальная проверка понимания прочитанного осуществляется с помощью послетекстовых заданий. В текстах могут встретиться незнакомые учащимся слова, значение которых дано в сносках. Учителю нужно научить учащихся пользоваться сносками, а также словарём, данным в конце каждой части учебника.
При работе с текстом лучше придерживаться такой последовательности:
1. Учитель даёт установку на работу с текстом и в случае необходимости помогает учащимся понять предтекстовое задание (советует им заглянуть в сноску или в словарь); убеждается, что задание понято; просит обратить внимание на заголовок текста и подумать, о чём может быть этот текст.
2. Учащиеся прочитывают текст про себя и выполняют предтекстовое задание.
3. Учитель проверяет понимание прочитанного с помощью заданий, предлагаемых в учебнике после текста или составленных им самим.
4. Учащиеся читают вслух либо весь текст, либо выбранный учителем отрывок, который затем задаётся им на дом для контрольного чтения.
Неотъемлемой частью работы в 3 классе над английским языком является домашнее чтение, проводимое по специально составленной к этому учебнику “Книге для чтения”. Всего за год планируется провести 16 уроков домашнего чтения. Материал уроков домашнего чтения тесно увязан с уроками учебника.
Чтение дополнительных текстов для домашнего чтения различной тематики даёт возможность осуществлять воспитательную, образовательную и развивающую цели обучения.
Главной практической задачей домашнего чтения является дальнейшее совершенствование чтения как процесса извлечения информации из печатного текста. Оно также способствует дальнейшему развитию навыков и умений устной речи. Этому служат разнообразные способы проверки понимания прочитанного.
Уроки домашнего чтения способствуют развитию неподготовленной речи учащихся. Специально составленные задания стимулируют учащихся на высказывание собственного мнения, своего отношения к прочитанному. Кроме того, в процессе домашнего чтения обогащается лексический запас учащихся.
Немаловажным фактором является и то, что домашнее чтение способствует повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка. Рекомендуется проводить уроки домашнего чтения в особой, отличной от обычных уроков обстановке. Например, можно предложить всем учащимся сесть за один общий стол или, если не позволяет обстановка, поставить стулья в кружок, т. е. постараться придать этому уроку особо доверительный, “интимный” характер. Такая неформальная атмосфера является важным условием осуществления процесса общения.
Следует обратить особое внимание на методику выставления оценок на уроках домашнего чтения, чтобы не нарушать атмосферу доверительного общения. При выставлении оценки следует учитывать заинтересованность учащихся, их желание высказать своё личное отношение, своё мнение, оригинальность высказывания, их активность и т. д.
Мы не даём подробных методических разработок каждого урока домашнего чтения, так как характер таких уроков определяется целым рядом факторов, которые может предусмотреть только сам учитель. Такими факторами являются: подготовленность класса, взаимоотношения учителя и учащихся, самих учащихся, индивидуальные особенности личности учителя и учащихся и т. д.
Особенно уроки домашнего чтения требуют от учителя творческого подхода к их планированию и проведению.
Ниже перечисляются некоторые формы и приёмы работы, которые могут быть использованы на уроках домашнего чтения:
Ответъ на вопросы (которые предлагаются до чтения текста и после чтения текста). Найди в тексте и прочитай вслух ответы на вопросы. Найди в тексте и прочитай вслух предложения, в которых говорится о... Исправь неправильные утверждения. Согласись или опровергни. Поставь данные предложения в логическом порядке. Прослушай предложение на русском языке, найди его английский эквивалент и прочитай его вслух. Выбери и прочитай вслух предложения, которые передавали бы основное содержание текста. Составь план к... Придумай заголовок к рассказу (сказке). Опиши... Сравни... Расскажи о... Скажи, понравился (не понравился) ли тебе... Почему? Что ты думаешь о...? Что ты можешь сказать о...? Придумай конец. Придумай другой конец. Докажи, что... И т. д.
Кроме того, все ситуации прочитанного должны быть соотнесены с реальной действительностью и носить воспитывающий характер.
Так, следует задавать вопросы типа:
— А ты любишь свой город (школу, семью, друзей и т. д.)?
— А как ты помогаешь друзьям (по дому, школе и т. д.)?
— Есть ли у тебя настоящий друг?
— Как ты считаешь, каким должен быть настоящий друг?
— Что ты любишь (должен) делать?
— А как это обычно бывает в вашей семье? И т. д.