Настольная книга учителя по химии 9 класс - поурочные разработки
Общие рекомендации к изучению темы «Металлы» - Металлы
Изучение темы представляет широкие возможности для методических новаций учителя и в первую очередь для таких, которые позволят изыскать резервы времени при более обобщенном изучении темы, нежели это предполагают программа и учебник.
Например, мы можем предложить не изучать отдельно кальций, железо и алюминий, а включить отдельные фрагменты химии этих металлов в содержание общих тем химии металлов (свойства каждого металла — простого вещества дать при рассмотрении общих свойств металлов, природные соединения — при рассмотрении нахождения металлов в природе, получение этих металлов — при прохождении темы «Общие способы получения металлов») или при изучении введения и характеристики элементов на основании их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева (основные и амфотерные свойства оксидов и гидроксидов этих металлов).
При таком подходе поурочное распределение времени на изучение общей темы «Металлы» может быть, например, следующим.
1-й урок. Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов и кристаллов. Общие физические свойства металлов.
2—3-й уроки. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
4-й урок. Металлы в природе. Общие способы получения металлов.
5-й урок. Сплавы.
6-й урок. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
7-й урок. Общая характеристика щелочных металлов.
8-й урок. Генетические ряды металлов.
9-й урок. Решения задач и упражнений по теме. Подготовка к контрольной работе.
10-й урок. Контрольная работа по теме «Металлы».
Учитель может включить в тему «Металлы» также и урок,
посвященный рассмотрению жесткости воды и способам ее устранения, перенеся его из темы «Углерод». Это позволит более полно рассмотреть химию кальция и его генетический ряд.
Высвободившиеся часы можно будет передать на рассмотрение биологической роли металлов и неметаллов, на обобщение знаний по курсу неорганической химии, на отработку более сложных тем курса и т. д.
Мы предлагаем поурочные разработки, созданные именно под такой обобщенный подход изучения темы «Металлы». Приводим методику обобщающих уроков, а также уроков межпредметного содержания, изучение которых стало возможным в силу появившегося резерва времени.