Биология Я сдам ОГЭ! - Модульный курс. Практикум и диагностика - 2018 год
Ответы на задания для тренировки части 1 - Ответы
Задания с кратким ответом в виде одной цифры1
По разделам “Биология как наука. Методы биологии”, “Признаки живых организмов”, “Система, многообразие и эволюция живой природы”, “Взаимосвязи организмов и окружающей среды”
ВАРИАНТ 1
№ задания |
№ ответа |
Краткое пояснение |
1 |
2 |
Синтез белка — биохимический процесс |
2 |
1 |
Р. Гук изучал клетку под микроскопом, не воздействуя на объект |
3 |
4 |
Комплекс Гольджи представляет собой стопку блюдцеобразных цистерн, окружённых многочисленными пузырьками |
4 |
3 |
Инсулин — белок, а белки синтезируются в рибосомах |
5 |
3 |
Растения создают органические вещества при фотосинтезе |
6 |
1 |
В ходе естественного отбора сохранившиеся особи вида оставляют потомство с отобранными наследственными признаками, то есть эволюция идёт в определённом направлении |
7 |
3 |
Наземно-воздушная среда имеет наименьшую плотность, поэтому требуется хорошо развитая ОДС |
8 |
3 |
Насекомоопыляемые цветковые растения |
9 |
3 |
У предков кольчатых червей не было только кровеносной системы |
10 |
2 |
Растения производят органические вещества в ходе фотосинтеза |
ВАРИАНТ 2
№ задания |
№ ответа |
Краткое пояснение |
1 |
2 |
Цитология — наука о клетке |
2 |
1 |
Необходимо создать специальные условия для выяснения правильности гипотезы |
3 |
1 |
Под двойной мембраной расположены структуры в форме стопок из плотно уложенных дисков, уходящие вглубь |
4 |
4 |
В митохондриях синтезируется АТФ |
5 |
1 |
Дыхание — энергетический обмен |
6 |
1 |
Возникает в результате нехватки ресурсов, приводит к естественному отбору |
7 |
4 |
Кистепёрые считаются предками древних земноводных |
8 |
1 |
В связи с появлением органа воздушного дыхания — лёгких |
9 |
1 |
Ели — тенелюбивые растения, создающие под своим пологом сумрак |
10 |
4 |
Чем больше видов, тем более устойчив биогеоценоз |
По разделу “Система, многообразие и эволюция живой природы”
ВАРИАНТ 1
№ задания |
№ ответа |
Краткое пояснение |
1 |
3 |
Вирусы — неклеточная форма жизни, способны к размножению только в клетке хозяина |
2 |
4 |
Фотосинтез возможен только в хлоропластах |
3 |
8 |
В одном семени только один зародыш |
4 |
1 |
Придаточные корни отрастают от стебля |
5 |
3 |
Листья через устьица испаряют воду |
6 |
1 |
На любом побеге имеются почки |
7 |
4 |
Инфузории — это группа простейших организмов |
8 |
1 |
Конечность имеет части, характерные для членистоногих |
9 |
3 |
Они обитают там, где пища уже переварена |
10 |
1 |
Этот признак отсутствует у пресмыкающихся |
ВАРИАНТ 2
№ задания |
№ ответа |
Краткое пояснение |
1 |
3 |
Паразиты — организмы, обитающие в организме хозяина |
2 |
3 |
Микориза — это симбиоз мицелия гриба с корнями высших растений |
3 |
2 |
На клубне имеются видоизменённые почки — главный признак побега |
4 |
4 |
Это зона проведения |
5 |
3 |
Лист — вегетативный орган растения |
6 |
3 |
Это запас питательных веществ |
7 |
2 |
У инфузории сократительная вакуоль удаляет воду |
8 |
4 |
У всех членистоногих наружных скелет из хитина |
9 |
4 |
Для успешного существования планарии необходимы все перечисленные системы органов |
10 |
1 |
Он дышит с помощью кожи |
По разделу “Человек и его здоровье” (темы по Кодификатору 4.1, 4.2, 4.12)
ВАРИАНТ 1
№ задания |
№ ответа |
Краткое пояснение |
1 |
2 |
Человек способен передавать информацию при помощи речи |
2 |
3 |
Это признак, характерный для класса Млекопитающие |
3 |
1 |
Это позволяет смягчать толчки при ходьбе |
4 |
3 |
Поскольку является следствием увеличения концентрации углекислого газа в крови |
5 |
4 |
В этом положении работают мышцы, позволяющие держать предмет |
6 |
1 |
Поскольку требует повторения уже заученных движений |
7 |
3 |
Поскольку передаёт импульс на рабочий орган (мышцу) |
8 |
2 |
Барабанная перепонка начинает колебаться в ответ на звуковые колебания воздуха |
9 |
3 |
Эти рецепторы отвечают за сумеречное зрение |
10 |
2 |
Язык — орган вкуса |
ВАРИАНТ 2
№ задания |
№ ответа |
Краткое пояснение |
1 |
1 |
Только человек способен передавать информацию с помощью речи |
2 |
3 |
Это признак, характерный для класса Млекопитающие |
3 |
2 |
Это позволяет меньше беспокоить внутренние органы при ходьбе |
4 |
2 |
Кожа защищает организм от внешних воздействий |
5 |
2 |
Там расположены рецепторы центра глотания |
6 |
1 |
Сложный условный рефлекс состоит из нескольких простых |
7 |
4 |
Этот нейрон соединяет чувствительный и двигательный нейроны |
8 |
3 |
Колебания жидкости возбуждают волосковидные клетки улитки |
9 |
3 |
Хрусталик — линза, преломляющая световые лучи |
10 |
2 |
Это главное химическое свойство любого вещества |
По разделу “Человек и его здоровье” (темы по Кодификатору 4.3—4.11)
ВАРИАНТ 1
№ задания |
№ ответа |
Краткое пояснение |
1 |
1 |
Это обязательная часть пояса верхних конечностей у млекопитающих |
2 |
3 |
В процессе переваривания пищи в кровь поступает глюкоза |
3 |
2 |
Пылинки легко впитывают воду и оседают под её тяжестью |
4 |
4 |
Это позволяет безболезненно увеличивать и снижать её объём |
5 |
3 |
Для этого имеются специальные приспособления — ворсинки |
6 |
1 |
Соляная кислота губительна для бактерий и яиц гельминтов |
7 |
1 |
Вторичная моча выводится из организма |
8 |
4 |
Это универсальный источник энергии в клетке |
9 |
2 |
В лёгких происходит газообмен: удаляется углекислый газ, поступает кислород |
10 |
1 |
Она обладает запасом питательных веществ |
ВАРИАНТ 2
№ задания |
№ ответа |
Краткое пояснение |
1 |
4 |
Это скелетная мускулатура |
2 |
1 |
Через них осуществляется обмен между плазмой крови, тканевой жидкостью и лимфой |
3 |
2 |
Это трубка, разветвляющаяся на два бронха |
4 |
1 |
Данным путём воздух попадает в лёгкие |
5 |
3 |
Под действием ферментов слюны начинается расщепление крахмала |
6 |
1 |
В кишечнике в кровь всасываются глюкоза и аминокислоты |
7 |
2 |
Фильтрация крови происходит в почках |
8 |
1 |
В ходе этого процесса выделяется энергия |
9 |
4 |
Створки способны открываться только в одну сторону |
10 |
2 |
Это происходит при закладке органов в органогенезе |
По разделу “Человек и его здоровье” (темы по Кодификатору 4.13—4.15)
ВАРИАНТ 1
№ задания |
№ ответа |
Краткое пояснение |
1 |
3 |
Поскольку иммунитет возникает после перенесённого заболевания |
2 |
1 |
Так ликвидируется воздействие, вызвавшее удар |
3 |
2 |
Неспециалист может нанести дополнительные травмы |
4 |
1 |
Так удаляются ещё не попавшие в кровь яды |
5 |
1 |
Адреналин — гормон надпочечников |
6 |
1 |
В ней содержатся вещества, отрицательно воздействующие на состояние сосудов |
7 |
1 |
Это заболевание возникает как следствие нехватки данного витамина |
8 |
2 |
Собака не реагирует на данный раздражитель |
9 |
2 |
Это первый, ознакомительный рефлекс |
10 |
2 |
Этот вид торможения возникает при неиспользовании рефлекса |
ВАРИАНТ 2
№ задания |
№ ответа |
Краткое пояснение |
1 |
3 |
Он является источником заражения |
2 |
3 |
Это позволит уничтожить бактерии, попавшие в рану, и предотвратить нагноение |
3 |
3 |
Это позволит смыть вещество, вызывающее ожог |
4 |
1 |
Только в этом случае будет обеспечен газообмен |
5 |
4 |
Этот вид спорта требует постоянной задержки дыхания при активной мышечной работе, а также выдоха в плотную среду |
6 |
2 |
Бульон омывает стенки желудка, вызывая дополнительное отделение пищеварительных ферментов |
7 |
3 |
Операции, как правило, связаны с кровопотерей |
8 |
3 |
Это определение сангвиника |
9 |
1 |
Они носят приспособительный характер и не передаются потомству |
10 |
2 |
В основе данного вида памяти лежит деятельность мышц |
Задания проверяющие умения интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме, определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, оценивать правильность биологических суждений
ВАРИАНТ 1
№ задания |
№ ответа |
Краткое пояснение |
1 |
3 |
Скорость возрастает с 12,5 до 30,5 у.е., а затем падает до 8 у.е. |
2 |
2 |
Скорость возрастает с 8 до 36 особей/см3, и это высший показатель |
3 |
4 |
На 25-й минуте этот показатель выше 60% |
4 |
4 |
Это часть популяции, так же как жаберный лепесток — часть жабр |
5 |
2 |
Это пример плода, так же как метёлка — пример соцветия |
6 |
3 |
Это функция лёгкого, так же как функция клеточного центра — обеспечение деления клетки |
7 |
3 |
Нервная ткань отличается от прочих тканей организма двумя названными свойствами; чувствительные нейроны передают сигнал в ЦНС, поэтому их тела, как правило, лежат на пути к ней |
8 |
4 |
Оба суждения относятся к вегетативной нервной системе |
9 |
3 |
Описаны функция сократительной вакуоли и процесс её образования у простейших |
10 |
3 |
Даны правила описания цепей питания |
ВАРИАНТ 2
№ задания |
№ ответа |
Краткое пояснение |
1 |
1 |
С повышением на 5 “С скорость возрастает с 17 у.е. до 29 у.е. |
2 |
1 |
Скорость возрастает в диапазоне 0,01—0,06, а затем выходит на плато |
3 |
1 |
За первый час доля снижается со 100 до 40%, а потом за 44 часа снижается с 40 до 25% |
4 |
4 |
Биоценоз — часть биосферы, так же как черешок — часть листа |
5 |
2 |
Цветок — часть соцветия, так же как боковой корень — часть корня |
6 |
1 |
Нейрон обладает способностью проведения, так же как сперматозоид способен к перемещению |
7 |
1 |
По аксону нервные импульсы поступают в тело самой нервной клетки |
8 |
2 |
Дана характеристика гладкой мышечной ткани |
9 |
3 |
Дыхание растений не отличается от дыхания организмов других царств |
10 |
2 |
В пункте “А” описан нейтрализм, а не нахлебничество |
Задания с выбором и записью трёх верных ответов из шести
Умение проводить множественный выбор исходя из имеющихся знаний
ВАРИАНТ 1
Задание 1
№ |
Краткое пояснение правильности выбранного ответа |
3 |
Экология изучает взаимоотношения организмов со средой обитания |
4 |
Экология изучает взаимоотношения групп организмов (популяций вида) между собой |
6 |
Экология изучает взаимоотношения групп организмов (видов) между собой и со средой обитания |
Задание 2
№ |
Краткое пояснение правильности выбранного ответа |
1 |
В состав нуклеотида ДНК входит остаток фосфорной кислоты |
2 |
В состав нуклеотида ДНК входит азотистое основание аденин |
5 |
В состав нуклеотида ДНК входит углевод дезоксирибоза |
Задание 3
№ |
Краткое пояснение правильности выбранного ответа |
1 |
Углекислый газ фиксируется в темновой фазе как источник углерода для синтезируемого органического вещества |
3 |
Глюкоза синтезируется в темновой фазе |
6 |
На процессы темновой фазы расходуется энергия АТФ |
Задание 4
№ |
Краткое пояснение правильности выбранного ответа |
2 |
Кора больших полушарий имеет борозды и извилины |
5 |
Кора больших полушарий отвечает за условно-рефлекторную деятельность |
6 |
Кора больших полушарий представлена телами нейронов и дендритами — серым веществом |
Задание 5
№ |
Краткое пояснение правильности выбранного ответа |
2 |
Белки расщепляются до полипептидов |
3 |
Начинается расщепление крахмала |
5 |
Расщепляются белки, жиры и углеводы |
ВАРИАНТ 2
Задание 1
№ |
Краткое пояснение правильности выбранного ответа |
3 |
Эксперимент состоит в изменении нагрузки |
4 |
Эксперимент включает контрольную (здоровые) и экспериментальную (гиподинамия) группы |
6 |
Эксперимент состоит в изменении влияния безучастного раздражителя |
Задание 2
№ |
Краткое пояснение правильности выбранного ответа |
1 |
Состоит из многочисленных остатков глюкозы |
3 |
Состоит из многочисленных остатков глюкозы |
5 |
Состоит из многочисленных остатков глюкозы |
Задание 3
№ |
Краткое пояснение правильности выбранного ответа |
1 |
В ходе энергетического обмена образуется энергия |
3 |
В митохондриях протекает последний — окислительный — этап |
5 |
Образование АТФ — главная задача энергетического обмена |
Задание 4
№ |
Краткое пояснение правильности выбранного ответа |
1 |
Слюна смачивает пищу и превращает её в пищевой комок |
3 |
В слюне содержатся ферменты, расщепляющие крахмал |
5 |
В слюне содержатся вещества, губительные для бактерий |
Задание 5
№ |
Краткое пояснение правильности выбранного ответа |
3 |
Жидкая соединительная ткань |
4 |
Жидкая соединительная ткань |
6 |
Жидкая среда, обеспечивающая обмен веществ между клетками |
Умение проводить множественный выбор исходя из текста задания
ВАРИАНТ 1
Задание 1
№ |
Цитата из текста, подтверждающая выбор |
2 |
из-за красивых цветков |
3 |
кустарник |
5 |
декоративный кустарник, используемый в озеленении |
Задание 2
№ |
Цитата из текста, подтверждающая выбор |
1 |
кустарник, используемый в зелёных насаждениях |
3 |
своих плодов |
5 |
кустарник |
Задание 3
№ |
Цитата из текста, подтверждающая выбор |
1 |
отряд паукообразных |
5 |
конечности легко отламываются, оставаясь у хищника |
6 |
отряд паукообразных |
Задание 4
№ |
Цитата из текста, подтверждающая выбор |
2 |
грызун |
3 |
питающийся сочными плодами |
4 |
грызун |
Задание 5
№ |
Цитата из текста, подтверждающая выбор |
1 |
создатель единой системы классификации растительного и животного мира |
3 |
креационист |
5 |
выдающийся ботаник |
ВАРИАНТ 2
Задание 1
№ |
Цитата из текста, подтверждающая выбор |
1 |
декоративный кустарник, используемый в озеленении |
3 |
из-за красивых цветков |
5 |
кустарник |
Задание 2
№ |
Цитата из текста, подтверждающая выбор |
1 |
плодами |
2 |
декоративный кустарник |
4 |
со сладкими, богатыми витаминами плодами |
Задание 3
№ |
Цитата из текста, подтверждающая выбор |
3 |
относятся к кольчатым червям |
4 |
питаются кровью позвоночных животных, нападая на них в водоёме |
6 |
относятся к кольчатым червям |
Задание 4
№ |
Цитата из текста, подтверждающая выбор |
3 |
мелкий грызун |
4 |
имеющий защёчные мешки |
5 |
мелкий грызун |
Задание 5
№ |
Цитата из текста, подтверждающая выбор |
3 |
иммунолог |
4 |
микробиолог |
6 |
разработавший технологию пастеризации |
Задания на установление соответствия элементов двух информационных рядов
ВАРИАНТ 1
Задание 1
№ п/п |
Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции |
|
А |
1 |
У клеток грибов клеточная стенка из хитина |
Б |
2 |
Только у растительных клеток есть пластиды |
В |
2 |
У растительных клеток клеточная стенка из целлюлозы |
Г |
2 |
Клетки растений накапливают запасные углеводы в виде крахмала |
Д |
1 |
Грибная клетка накапливает запасные углеводы в виде гликогена |
Задание 2
№ п/п |
термин |
Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции |
|
А |
3 |
химическое |
под действием ферментов происходят химические реакции |
Б |
5 |
крахмал |
ферменты слюны расщепляют углеводы |
В |
6 |
сахар |
в результате расщепления крахмала образуется мальтоза (солодовый сахар) |
Г |
1 |
слабощелочную |
слюна окрашивает лакмус в синий цвет |
Задание 3
№ п/п |
Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции |
|
А |
1 |
Окрас шерсти собаки — однотонный |
Б |
1 |
Глаза перпендикулярны линиям морды и лба |
В |
4 |
Ушные раковины свисают ниже уровня глаз |
Г |
3 |
Угол около 60° |
д |
4 |
Конец хвоста не свисает, а направлен в сторону от тела |
ВАРИАНТ 2
Задание 1
№ п/п |
Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции |
|
А |
1 |
Растения способны к росту в течение всей жизни |
Б |
2 |
Животные имеют приспособления для перемещения в среде обитания |
В |
2 |
Животные питаются только готовыми органическими веществами |
Г |
1 |
Для растений характерен процесс фотосинтеза |
Д |
2 |
Для ориентации в пространстве животным необходимы органы чувств |
Е |
1 |
В ходе фотосинтеза образуется кислород |
Задание 2
№ п/п |
термин |
Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции |
|
А |
2 |
крахмал |
ферменты слюны расщепляют углеводы |
Б |
3 |
аминокислота |
это мономер белковой молекулы |
В |
4 |
желчь |
секрет печени |
Г |
7 |
жир |
желчь разрушает крупные капли жира |
Задание 3
№ п/п |
Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции |
|
А |
1 |
Имеется черешок |
Б |
4 |
Жилки отходят в стороны по всей длине центральной жилки |
В |
4 |
Цельная форма листовой пластинки |
Г |
2 |
Относительно равномерная форма, где длина в 1,5 раза больше ширины |
Д |
1 |
Край листовой пластинки цельный |
Задания на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов
ВАРИАНТ 1
Задание 1
№ |
Пояснение, подтверждающее выбор позиции в последовательности |
3 |
Первичные потребности, без которых организм не может функционировать |
1 |
Возникают при условии удовлетворения первичных потребностей |
2 |
Необходимость в общении с другими людьми |
5 |
Потребность в самоуважении и уважении со стороны других |
4 |
Потребность в познании себя и мира |
Задание 2
№ |
Пояснение, подтверждающее выбор позиции в последовательности |
5 |
Подготовка объекта исследования |
2 |
Расположение объекта в приборе |
6 |
Условие, необходимое для протекания активного дыхания |
4 |
Расположение прибора с объектом в месте проведения опыта |
1 |
Контрольный объект для сравнения |
3 |
Проверка гипотезы исследования |
Задание 3
№ |
Пояснение, подтверждающее выбор позиции в последовательности |
3 |
Признак типа Кишечнополостные |
4 |
Признак типа Кольчатые черви |
2 |
Признак типа Членистоногие |
5 |
Признак подтипа Позвоночные |
1 |
Признак класса Млекопитающие |
ВАРИАНТ 2
Задание 1
№ |
Пояснение, подтверждающее выбор позиции в последовательности |
5 |
Считается, что первые одноклеточные организмы были гетеротрофами |
1 |
Первые клетки, способные к фотосинтезу |
2 |
Характерно для водорослей и моховидных |
4 |
Имеются у папоротникообразных |
3 |
Есть у цветковых |
Задание 2
№ |
Пояснение, подтверждающее выбор позиции в последовательности |
4 |
Прикрепление прибора на теле испытуемого |
2 |
Прибор необходим для измерения |
1 |
Создание условия для прекращения кровотечения в конечность |
6 |
Начинается медленное выравнивание давления в сосудах конечности |
5 |
Сначала показывается максимальное давление |
3 |
Затем появляется минимальное давление |
Задание 3
№ |
Пояснение, подтверждающее выбор позиции в последовательности |
1 |
Организмы, которым не требуется почва |
3 |
Моховидные способны выживать при минимальном количестве гумуса |
2 |
Семена травянистых растений прорастают в образовавшемся гумусе |
4 |
Кустарники менее требовательны к почвенному покрову, чем деревья |
5 |
Наиболее требовательны к почвенному покрову |
1 В ответах предложено лишь направление верного рассуждения, которое следует дополнить доводами, допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла.