Биология Я сдам ОГЭ! - Модульный курс. Практикум и диагностика - 2018 год
ВАРИАНТ 3 - Варианты для самостоятельной подготовки к экзамену
Часть 1
При выполнении заданий 1—22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. При изучении строения тканей растения используется
1) микроскопический метод .
2) экспериментальный метод
3) генеалогический метод .
4) моделирование
Ответ: [ ]
2. Фотосинтез — это процесс, протекающий в
1) клетках листьев .
2) древесном стебле
3) главном корне .
4) лепестках цветков
Ответ: [ ]
3. Ущерб растениеводству наносит
1) острица .
2) аскарида .
3) картофельная нематода
4) печёночный сосальщик
Ответ: [ ]
4. Роль стебля в жизни растения состоит в
1) укреплении растения в почве
2) образовании органических веществ
3) передвижении веществ по растению
4) поглощении воды и минеральных солей
Ответ: [ ]
5. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?
1) Голосеменные
2) Плауновидные
3) Покрытосеменные
4) Моховидные
Ответ: [ ]
6. У рыб и пресмыкающихся сходное строение имеет
1) скелет .
2) кровеносная система
3) пищеварительная система .
4) дыхательная система
Ответ: [ ]
7. Пищеварительная система отсутствует у
1) человеческой аскариды
2) белой планарии
3) бычьего цепня
4) печёночного сосальщика
Ответ: [ ]
8. Что происходит в результате оплодотворения?
1) объединяется генетическая информация родителей в зиготе
2) увеличивается вдвое количество клеточных органоидов зиготы
3) приумножается запас питательных веществ зиготы
4) возрастает объём зиготы
Ответ: [ ]
9. Центры, координирующие движения танцора, гимнаста, находятся в
1) среднем мозге .
2) коре мозга и мозжечке
3) промежуточном мозге .
4) спинном и продолговатом мозге
Ответ: [ ]
10. Производительность физического труда будет выше, а утомление наступит позже, если работу выполнять в
1) медленном ритме и с малой нагрузкой
2) среднем ритме и со средней нагрузкой
3) среднем ритме с большой физической нагрузкой
4) медленном ритме с большой физической нагрузкой
Ответ: [ ]
11. С помощью ложноножек активно передвигается
1) эритроцит
2) лимфоцит .
3) тромбоцит
4) фагоцит
Ответ: [ ]
12. В какую камеру сердца поступает кровь из вен большого круга кровообращения?
1) левое предсердие .
2) левый желудочек
3) правое предсердие .
4) правый желудочек
Ответ: [ ]
13. Кислород используется организмом человека в процессе
1) превращения глюкозы в гликоген
2) окисления минеральных веществ
3) биосинтеза белков, жиров и углеводов
4) окисления органических веществ с выделением энергии
Ответ: [ ]
14. Для возникновения мышечного сокращения необходимы ионы
1) калия
2) кальция
3) железа
4) магния
Ответ: [ ]
15. Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки кортиева органа?
1) свет
2) звук
3) запах
4) вкус
Ответ: [ ]
16. Безусловным раздражителем при образовании слюноотделительного условного рефлекса у подопытной собаки является
1) свет включаемой лампочки .
2) подаваемая пища
3) учёный, проводящий эксперимент .
4) станок, в котором закрепляется собака
Ответ: [ ]
17. При каком заболевании помогают двояковыпуклые линзы?
1) дальтонизм .
2) дальнозоркость
3) близорукость .
4) “куриная слепота”
Ответ: [ ]
18. Какая экологическая группа птиц питается исключительно насекомыми?
1) птицы леса
2) птицы степей и пустынь
3) птицы открытых воздушных пространств
4) птицы болот, пресных водоёмов и побережий
Ответ: [ ]
19. Что из перечисленного относят к результатам эволюции?
1) естественный отбор .
2) борьбу за существование
3) наследственную изменчивост.
4) приспособленность организмов к среде обитания
Ответ: [ ]
20. Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3—4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — количество проросших семян от общего их числа (в %).
Сколько семян от общего количества прорастёт в 7-й день?
1) 10%
2) 12%
3) 15%
4) 17%
Ответ: [ ]
21. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных.
Группа 1 |
Группа 2 |
Корова |
Крокодил |
Собака |
Слон |
Овца |
Лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных на группы?
1) покров тела .
2) источник питания
3) одомашнивание .
4) характер передвижения
Ответ: [ ]
22. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. В результате дыхания растений выделяется углекислый газ.
Б. При дыхании растений энергия освобождается.
1) верно только А .
2) верно только Б
3) верны оба суждения .
4) оба суждения неверны
Ответ: [ ]
Ответом к заданиям 23—28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность в поле ответа в тексте работы.
23. Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных признака и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Органы дыхания представлены лёгкими и кожей.
2) Имеется внутреннее и среднее ухо.
3) Головной мозг состоит из пяти отделов.
4) Имеется плавательный пузырь.
5) Сердце трёхкамерное.
6) Имеется один круг кровообращения.
Ответ: [ ] [ ] [ ]
24. Виноградная улитка — это раковинный брюхоногий моллюск, в природе обитающий в зарослях кустарника и на светлых лесных опушках. Питается растительной пищей: листьями винограда, крапивы, подорожника.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Дышит атмосферным воздухом.
2) Имеет спиральную, закрученную в несколько оборотов раковину.
3) Передвигается с помощью подошвы.
4) Размножается яйцами.
5) Служит одним из объектов питания хищных лесных животных.
6) Употребляется человеком в пищу.
Ответ: [ ] [ ] [ ]
25. Установите соответствие между действием гормона на организм человека и видом гормона: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ДЕЙСТВИЕ ГОРМОНА |
ВИД ГОРМОНА |
A) превращает избыток глюкозы в гликоген Б) усиливает и учащает сокращение сердца B) суживает кровеносные сосуды Г) повышает кровяное давление Д) превращает гликоген в глюкозу |
1) адреналин 2) инсулин |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
26. Установите последовательность таксономических единиц в классификации тигра, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Хищные .
2) Кошачьи .
3) Животные
4) Хордовые
5) Млекопитающие .
6) Пантеры
Ответ: [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]
27. Вставьте в текст “Пищеварение у плоских червей” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённое ниже поле ответов.
ПИЩЕВАРЕНИЕ У ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ
Свободноживущие плоские черви по образу жизни, как правило, ____ (А). Пища, поступившая в их организм, переваривается в клетках стенок кишечника и в ____ (Б). Непереваренные остатки пищи удаляются через ____ (В). Некоторые паразитические черви не имеют кишечника, поступление пищи у них происходит через ____ (Г).
Перечень терминов:
1) полость кишки
2) ротовое отверстие
3) анальное отверстие
4) желудок
5) поверхность тела
6) глотка
7) симбионт
8) хищник
Ответ:
28. Рассмотрите фотографии собаки породы бультерьер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи
(пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Впишите цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
Ответ:
Часть 2
Для выполнения заданий 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задание 29.
КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ
Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения. Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.
Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов — рыжий и чёрный — конкурируют друг с другом за место обитания — жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы. Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.
Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной — от временных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).
Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу — раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.
Пример симбиоза — взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.
29. Используя содержание текста “Конкуренция, кооперация и симбиоз”, ответьте на вопросы.
1) Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкий характер, чем внутривидовая?
2) Чем характер контактов между партнёрами в кооперации отличается от контактов в симбиозе?
3) Какое влияние на деревья оказывает их сожительство со шляпочными грибами?
30. Пользуясь таблицей “Время, которое человек может прожить в пустыне без помощи извне”, ответьте на вопросы.
Таблица
Время, которое человек может прожить в пустыне без помощи извне
Температура, °С |
Время, ч, при запасе воды |
|||
0 л |
2 л |
4 л |
10 л |
|
49 |
2 |
2 |
2 |
3 |
38 |
5 |
6 |
7 |
9 |
32 |
7 |
9 |
10 |
14 |
26 |
9 |
11 |
13 |
18 |
1) Сколько литров воды нужно человеку, оказавшемуся в пустыне, если средняя температура воздуха составляет 32 °С, а время пребывания равно 9 ч?
2) В состав каких продуктов выделения входит вода?
3) Какова роль воды в поддержании постоянной температуры тела в условиях пустыни?
31. Гарик активно занимается настольным теннисом. После утренней тренировки он решил перекусить в ресторане быстрого питания.
Используя данные таблиц к пункту “Инструкция выполнения задания, требующего рассчитать рацион питания”, предложите Гарику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня блюд и напитков, для того чтобы компенсировать энергозатраты во время тренировки, если её продолжительность составила 130 минут.
При выборе учтите, что Гарик обязательно закажет омлет с ветчиной и один напиток.
В ответе укажите: энергозатраты спортсмена во время тренировки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность завтрака, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки, и количество углеводов в нём.
32. Какие профилактические меры существуют против инфекционных заболеваний системы пищеварения? Назовите не менее четырёх мер.