ВАРИАНТ 3 - Варианты для самостоятельной подготовки к экзамену

Биология Я сдам ОГЭ! - Модульный курс. Практикум и диагностика - 2018 год

ВАРИАНТ 3 - Варианты для самостоятельной подготовки к экзамену

Часть 1

При выполнении заданий 1—22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. При изучении строения тканей растения используется

1) микроскопический метод .

2) экспериментальный метод

3) генеалогический метод     .

4) моделирование

Ответ: [ ]

2. Фотосинтез — это процесс, протекающий в

1) клетках листьев      .

2) древесном стебле

3) главном корне      .

4) лепестках цветков

Ответ: [ ]

3. Ущерб растениеводству наносит

1) острица      .

2) аскарида      .

3) картофельная нематода

4) печёночный сосальщик

Ответ: [ ]

4. Роль стебля в жизни растения состоит в

1) укреплении растения в почве

2) образовании органических веществ

3) передвижении веществ по растению

4) поглощении воды и минеральных солей

Ответ: [ ]

5. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

1) Голосеменные

2) Плауновидные

3) Покрытосеменные

4) Моховидные

Ответ: [ ]

6. У рыб и пресмыкающихся сходное строение имеет

1) скелет      .

2) кровеносная система

3) пищеварительная система .

4) дыхательная система

Ответ: [ ]

7. Пищеварительная система отсутствует у

1) человеческой аскариды

2) белой планарии

3) бычьего цепня

4) печёночного сосальщика

Ответ: [ ]

8. Что происходит в результате оплодотворения?

1) объединяется генетическая информация родителей в зиготе

2) увеличивается вдвое количество клеточных органоидов зиготы

3) приумножается запас питательных веществ зиготы

4) возрастает объём зиготы

Ответ: [ ]

9. Центры, координирующие движения танцора, гимнаста, находятся в

1) среднем мозге      .

2) коре мозга и мозжечке

3) промежуточном мозге     .

4) спинном и продолговатом мозге

Ответ: [ ]

10. Производительность физического труда будет выше, а утомление наступит позже, если работу выполнять в

1) медленном ритме и с малой нагрузкой

2) среднем ритме и со средней нагрузкой

3) среднем ритме с большой физической нагрузкой

4) медленном ритме с большой физической нагрузкой

Ответ: [ ]

11. С помощью ложноножек активно передвигается

1) эритроцит

2) лимфоцит      .

3) тромбоцит

4) фагоцит

Ответ: [ ]

12. В какую камеру сердца поступает кровь из вен большого круга кровообращения?

1) левое предсердие      .

2) левый желудочек

3) правое предсердие      .

4) правый желудочек

Ответ: [ ]

13. Кислород используется организмом человека в процессе

1) превращения глюкозы в гликоген

2) окисления минеральных веществ

3) биосинтеза белков, жиров и углеводов

4) окисления органических веществ с выделением энергии

Ответ: [ ]

14. Для возникновения мышечного сокращения необходимы ионы

1) калия

2) кальция

3) железа

4) магния

Ответ: [ ]

15. Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки кортиева органа?

1) свет

2) звук

3) запах

4) вкус

Ответ: [ ]

16. Безусловным раздражителем при образовании слюноотделительного условного рефлекса у подопытной собаки является

1) свет включаемой лампочки .

2) подаваемая пища

3) учёный, проводящий эксперимент .

4) станок, в котором закрепляется собака

Ответ: [ ]

17. При каком заболевании помогают двояковыпуклые линзы?

1) дальтонизм      .

2) дальнозоркость

3) близорукость      .

4) “куриная слепота”

Ответ: [ ]

18. Какая экологическая группа птиц питается исключительно насекомыми?

1) птицы леса

2) птицы степей и пустынь

3) птицы открытых воздушных пространств

4) птицы болот, пресных водоёмов и побережий

Ответ: [ ]

19. Что из перечисленного относят к результатам эволюции?

1) естественный отбор     .

2) борьбу за существование

3) наследственную изменчивост.

4) приспособленность организмов к среде обитания

Ответ: [ ]

20. Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3—4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — количество проросших семян от общего их числа (в %).

Сколько семян от общего количества прорастёт в 7-й день?

1) 10%

2) 12%

3) 15%

4) 17%

Ответ: [ ]

21. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных.

Группа 1

Группа 2

Корова

Крокодил

Собака

Слон

Овца

Лев

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных на группы?

1) покров тела      .

2) источник питания

3) одомашнивание      .

4) характер передвижения

Ответ: [ ]

22. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. В результате дыхания растений выделяется углекислый газ.

Б. При дыхании растений энергия освобождается.

1) верно только А      .

2) верно только Б

3) верны оба суждения     .

4) оба суждения неверны

Ответ: [ ]

Ответом к заданиям 23—28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность в поле ответа в тексте работы.

23. Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных признака и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Органы дыхания представлены лёгкими и кожей.

2) Имеется внутреннее и среднее ухо.

3) Головной мозг состоит из пяти отделов.

4) Имеется плавательный пузырь.

5) Сердце трёхкамерное.

6) Имеется один круг кровообращения.

Ответ: [ ] [ ] [ ]

24. Виноградная улитка — это раковинный брюхоногий моллюск, в природе обитающий в зарослях кустарника и на светлых лесных опушках. Питается растительной пищей: листьями винограда, крапивы, подорожника.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Дышит атмосферным воздухом.

2) Имеет спиральную, закрученную в несколько оборотов раковину.

3) Передвигается с помощью подошвы.

4) Размножается яйцами.

5) Служит одним из объектов питания хищных лесных животных.

6) Употребляется человеком в пищу.

Ответ: [ ] [ ] [ ]

25. Установите соответствие между действием гормона на организм человека и видом гормона: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ДЕЙСТВИЕ ГОРМОНА

ВИД ГОРМОНА

A) превращает избыток глюкозы в гликоген

Б) усиливает и учащает сокращение сердца

B) суживает кровеносные сосуды

Г) повышает кровяное давление

Д) превращает гликоген в глюкозу

1) адреналин

2) инсулин

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

26. Установите последовательность таксономических единиц в классификации тигра, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Хищные      .

2) Кошачьи      .

3) Животные

4) Хордовые

5) Млекопитающие      .

6) Пантеры

Ответ: [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]

27. Вставьте в текст “Пищеварение у плоских червей” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённое ниже поле ответов.

ПИЩЕВАРЕНИЕ У ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ

Свободноживущие плоские черви по образу жизни, как правило, ____ (А). Пища, поступившая в их организм, переваривается в клетках стенок кишечника и в ____ (Б). Непереваренные остатки пищи удаляются через ____ (В). Некоторые паразитические черви не имеют кишечника, поступление пищи у них происходит через ____ (Г).

Перечень терминов:

1) полость кишки

2) ротовое отверстие

3) анальное отверстие

4) желудок

5) поверхность тела

6) глотка

7) симбионт

8) хищник

Ответ:

28. Рассмотрите фотографии собаки породы бультерьер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи

(пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Впишите цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

Ответ:

Часть 2

Для выполнения заданий 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 29.

КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения. Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов — рыжий и чёрный — конкурируют друг с другом за место обитания — жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы. Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной — от временных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу — раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

Пример симбиоза — взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

29. Используя содержание текста “Конкуренция, кооперация и симбиоз”, ответьте на вопросы.

1) Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкий характер, чем внутривидовая?

2) Чем характер контактов между партнёрами в кооперации отличается от контактов в симбиозе?

3) Какое влияние на деревья оказывает их сожительство со шляпочными грибами?

30. Пользуясь таблицей “Время, которое человек может прожить в пустыне без помощи извне”, ответьте на вопросы.

Таблица

Время, которое человек может прожить в пустыне без помощи извне

Температура, °С

Время, ч, при запасе воды

0 л

2 л

4 л

10 л

49

2

2

2

3

38

5

6

7

9

32

7

9

10

14

26

9

11

13

18

1) Сколько литров воды нужно человеку, оказавшемуся в пустыне, если средняя температура воздуха составляет 32 °С, а время пребывания равно 9 ч?

2) В состав каких продуктов выделения входит вода?

3) Какова роль воды в поддержании постоянной температуры тела в условиях пустыни?

31. Гарик активно занимается настольным теннисом. После утренней тренировки он решил перекусить в ресторане быстрого питания.

Используя данные таблиц к пункту “Инструкция выполнения задания, требующего рассчитать рацион питания”, предложите Гарику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня блюд и напитков, для того чтобы компенсировать энергозатраты во время тренировки, если её продолжительность составила 130 минут.

При выборе учтите, что Гарик обязательно закажет омлет с ветчиной и один напиток.

В ответе укажите: энергозатраты спортсмена во время тренировки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность завтрака, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки, и количество углеводов в нём.

32. Какие профилактические меры существуют против инфекционных заболеваний системы пищеварения? Назовите не менее четырёх мер.






Для любых предложений по сайту: [email protected]