БИОЛОГИЯ пособие для поступающих в вузы
Том ІІ ботаника, анатомия и физиология, эволюция и экология - 2018 год
ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ - АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ
Тест 1. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Нервная система человека”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Аксон - отросток нейрона, по которому нервный импульс движется:
1) к телу нейрона
2) от тела нейрона
3) к клеткам нейроглии
4) от рецептора к рецептору
А2. Серое вещество это:
1) совокупность клеток нейроглии
2) совокупность аксонов
3) совокупность синапсов
4) совокупность дендритов и тел нейронов
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов №1 справа от номера задания (В1 - В6). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В2 выберите три правильных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. Для двигательного нейрона характерно:
1) несет возбуждение к центральной нервной системе
2) выходит из передних корешков спинного мозга
3) несет возбуждение в задние корешки спинного мозга
4) несет возбуждение к рабочему органу
5) входит в состав смешанного спинномозгового нерва
6) несет возбуждение от рецептора
В2. Для чувствительного нейрона характерно:
1) несет возбуждение к центральной нервной системе
2) выходит из передних корешков спинного мозга
3) несет возбуждение в задние корешки спинного мозга
4) несет возбуждение к рабочему органу
5) входит в состав смешанного спинномозгового нерва
6) несет возбуждение к рецептору
В заданиях ВЗ - В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между отделом головного мозга и характерной для него функцией.
Отдел головного мозга |
Функция |
А) мозжечок |
1. мышление |
Б) мост |
2. регуляция тонуса мимических мышц |
В) промежуточный мозг |
3. слуховые ориентировочные рефлексы |
Г) продолговатый мозг |
4. сосательный рефлекс |
Д) средний мозг |
5. координация движений |
Е) большие полушария |
6. поддерживает гомеостаз |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В4. Установите соответствие между отделом автономной нервной системы и особенностями его строения и функционирования.
Особенности строения и функционирования |
Отдел автономной нервной системы |
А) ганглии располагаются рядом со спинным мозгом |
1. симпатический |
Б) медиатор ацетилхолин |
2. парасимпатический |
В) доминирует во время опасности |
|
Г) ганглии располагаются рядом с рабочим органом |
|
Д) медиатор норадреналин |
|
Е) короткие предузловые (преганглионарные) и длинные постузловые (постганглионарные) волокна |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
При выполнении заданий В5 - В6 установите последовательность биологических процессов, явлений и практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В5. Установите правильную последовательность передачи возбуждения по трехнейронной рефлекторной дуге.
A) вставочный нейрон
Б) рабочий орган
B) рецептор
Г) двигательный нейрон
Д) чувствительный нейрон
В6. Установите правильную последовательность передачи возбуждения к рабочему органу по элементам симпатической нервной системы.
A) ганглии рядом со спинным мозгом
Б) постузловое волокно
B) центры в грудном и верхнепоясничном отделах спинного мозга
Г) предузловое волокно
Д) рабочий орган
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С2) используйте бланк отпетое №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Перечислите функции продолговатого мозга.
С2. Нарисуйте поперечный срез спинного мозга и дайте названия элементам его строения.
Тест 2. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Эндокринная система человека”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Железы внутренней секреции выделяют:
1) ферменты
2) пигменты
3) гормоны
4) плазму
А2. Для желез внутренней секреции характерно:
1) выделение секретов в полости организма
2) выделение гормонов в кровь
3) выделение секретов на поверхность тела
4) наличие протоков
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов №1 справа от номера задания (В1 - В6). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В2 выберите три правильных ответа из шести. За пишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. К железам внешней секреции относятся:
1) щитовидная железа
2) гипоталамус
3) надпочечники
4) потовые железы
5) слюнные железы
6) железы желудка
В2. К железам внутренней секреции относятся:
1) селезенка
2) надпочечники
3) слезные железы
4) гипофиз
5) щитовидная железа
6) сальник
В заданиях ВЗ - В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между железой и гормоном, который она выделяет.
Железа |
Гормон |
Л) гипофиз |
1. тестостерон |
Б) щитовидная железа |
2. инсулин |
В) корковое вещество надпочечников |
3. тироксин |
Г) мозговое вещество надпочечников |
4. гормон роста |
Д) поджелудочная железа |
5. кортикоиды |
Е) семенники |
6. адреналин |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В4. Установите соответствие между железой и заболеванием, возникающим при нарушении ее функционирования.
Заболевание |
Железа |
А) бронзовая болезнь |
1. щитовидная железа |
Б) базедова болезнь |
2. гипофиз |
В) гигантизм |
3. надпочечники |
Г) микседема |
|
Д) акромегалия |
|
Е) кретинизм |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
При выполнении заданий В5 - В6 установите последовательность биологических процессов, явлений и практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В5. Установите правильную последовательность этапов нарушения функционирования мозгового вещества надпочечников.
A) воздействие адреналина на клетки-мишени
Б) увеличение концентрации адреналина в крови
B) повышенное выделение гормона в кровь
Г) гиперфункция мозгового вещества надпочечников
Д) повышение артериального давления
В6. Установите правильную последовательность этапов нарушения функционирования гипофиза в детском возрасте.
A) воздействие гормона роста на клетки-мишени
Б) уменьшение концентрации гормона роста в крови
B) пониженное выделение гормона роста в кровь
Г) гипофункция гипофиза в детском возрасте
Д) карликовость
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1-С2) используйте бланк ответов№2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Сравните заболевания микседема и базедова болезнь.
С2. Сравните гормоны глюкагон и инсулин.
Тест 3. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Высшая нервная деятельность человека”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Основой высшей нервной деятельности человека являются:
1) стволовая часть головного мозга
2) автономная нервная система
3) кора больших полушарий совместно с подкорковыми ядрами переднего и промежуточного мозга
4) ретикулярная формация
А2. В отличие от животных для человека характерно мышление:
1) практическое
2) абстрактно-логическое
3) наглядно-действенное
4) наглядно-образное
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов №1 справа от номера задания (В1 - В6). Каждую букву или цифру пишите я отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В2 выберите три правильных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их я бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. Безусловные рефлексы отличают признаки:
1) приобретаются в течение жизни
2) характерны для всех особей одного вида
3) сохраняются в течение всей жизни
4) угасают с течением времени
5) закреплены в наследственном материале
6) помогают приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды
В2. Навык отличают признаки:
1) приобретаются в течение жизни
2) характерны для всех особей одного вида
3) сохраняются в течение всей жизни
4) угасают с течением времени
5) закреплены в наследственном материале
6) помогают приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды
В заданиях ВЗ - В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между сигнальной системой и характеризующими ее особенностями.
Особенности |
Сигнальная система |
А) обеспечивает абстрактно-логическое мышление |
1. первая |
Б) имеется только у человека |
2. вторая |
В) обеспечивает наглядно-действенное мышление |
|
Г) осуществляет анализ информации в виде слов, знаков, формул |
|
Д) осуществляет анализ информации от конкретных сигналов, предметов и явлений окружающего мира, идущих от рецепторов органов чувств |
|
Е) обеспечивает наглядно-образное мышление |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В4. Установите соответствие между фазой сна и его характеристикой.
Характеристики |
Фаза сна |
А) мышцы расслаблены |
1. быстрый (парадоксальный) сом |
Б) длится 10 - 30 мин |
2. медленный (ортодоксальный) сон |
В) температура понижается |
|
Г) длится 60 - 90 мин |
|
Д) сокращаются глазодвигательные мышцы, мимические мышцы и мышцы конечностей |
|
Е) температура повышается |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
При выполнении заданий В5 - В6 установите последовательность диалогических процессов, явлений и практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В5. Установите правильную последовательность этапов сна.
А) 90 мин медленного сна
Б) 4 - 5 чередований медленного и быстрого сна (цикл сна)
В) 10 мин быстрого сна
Г) засыпание
Д) просыпание
В6. Установите правильную последовательность этапов формирования условного рефлекса.
A) многократно чередовать раздражители
Б) исключить отвлекающие раздражители
B) подобрать условный раздражитель
Г) поддерживать кору больших полушарий в бодром состоянии
Д) подобрать более сильный безусловный раздражитель
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С2) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Перечислите и охарактеризуйте типы высшей нервной деятельности человека.
С2. Перечислите и охарактеризуйте темпераменты человека.
Тест 4. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Кровеносная и лимфатическая системы человека”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Количество сосудов, отходящих от сердца человека равно:
1) 1
2) 2
3) 4
4) 5
А2. Сосуд, несущий артериальную или венозную кровь к органам, называется:
1) веной
2) капилляром
3) лимфатическим
4) артерией
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов №1 справа от номера задания (В1-В6). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В2 выберите три правильных ответа из шести. За пишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. Для систолы предсердий характерно:
1) длится 0,3 с
2) полулунные клапаны открыты
3) длится 0,1 с
4) створчатые клапаны открыты
5) кровь движется из предсердий в желудочки
6) длится 0,4 с
В2. Для “правого” сердца характерны:
1) венозная кровь
2) артериальная кровь
3) двухстворчатый клапан
4) трехстворчатый клапан
5) отходит левая дуга аорты
6) отходит сосуд, несущий кровь к легким
В заданиях ВЗ - В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между фактором и его действием на работу сердца.
Фактор |
Действие на работу сердца |
А) ацетилхолин |
1. усиление |
Б) ионы калия |
2. ослабление |
В) ионы кальция |
|
Г) адреналин |
|
Д) тироксин |
|
Е) норадреналин |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В4. Установите соответствие между кругом кровообращения и его особенностями.
Особенности |
Круг кровообращения |
А) капилляры в легких |
1. малый |
Б) в артериях кровь артериальная |
2. большой |
В) в артериях кровь венозная |
|
Г) начинается в левом желудочке |
|
Д) оканчивается в левом предсердии |
|
Е) начинается в правом желудочке |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
При выполнении заданий В 5 - В6 установите последовательность биологических процессов, явлений и практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В5. Установите правильную последовательность движения крови по сосудам.
A) артериолы
Б) венулы
B) левая дуга аорты
Г) артерии
Д) капилляры
В6. Установите правильную последовательность работы сердца.
A) систола желудочков
Б) полулунные клапаны открыты
B) створчатые клапаны открыты
Г) кровь движется из предсердий в желудочки
Д) систола предсердий
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С2) используйте бланк ответов№2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Изобразите схематично проводящую систему сердца с указанием элементов ее строения.
С2. Сравните артериальное и венозное кровотечение.
Тест 5. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Пищеварительная система человека”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Количество крупных слюнных желез человека равно:
1) 3
2) 2
3) 4
4) 6
А2. Центр слюно- и сокоотделения находится в мозге:
1) промежуточном
2) продолговатом
3) спинном
4) среднем
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов №1 справа от номера задания (В1 - В6). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В2 выберите три правильных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. К тонкому отделу кишечника относят кишки:
1) прямую
2) двенадцатиперстную
3) ободочную
4) подвздошную
5) прямую
6) тощую
В2. В состав желудочного сока входят:
1) амилаза
2) слизь
3) желчь
4) пепсин
5) соляная кислота
6) лизоцим
В заданиях ВЗ - В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между ферментом и питательным веществом, которое он расщепляет.
Фермент |
Питательное вещество |
А) амилаза |
1. белок |
Б) пепсин |
2. жир |
В) липаза |
3. углевод |
Г) трипсин |
|
Д) химотрипсин |
|
Е) мальтаза |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В4. Установите соответствие между веществом и местом его образования.
Вещество |
Место образования |
А) лизоцим |
1. ротовая полость |
Б) пепсин |
2. желудок |
В) желчь |
3. печень |
Г) трипсин |
4. тонкий отдел кишечника |
Д) химотрипсин |
|
Е) слюна |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
При выполнении заданий В5 - В6 установите последовательность биологических процессов, явлений и практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В5. Установите правильную последовательность передвижения пищи по пищеварительному каналу.
А) ободочная кишка
Б) тощая кишка
В) слепая кишка
Г) двенадцатиперстная кишка
Д) подвздошная кишка
В6. Установите правильную последовательность передвижения пищи по пищеварительному каналу.
A) пищевод
Б) глотка
B) двенадцатиперстная кишка
Г) желудок
Д) тощая кишка
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С2) используйте бланк отчетов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Нарисуйте внутреннее строение зуба и укажите его элементы.
С2. Сравните условный и безусловный слюноотделительные рефлексы.
Тест 6. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Дыхательная система человека”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, но мер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Центр вдоха находится в:
1) промежуточном мозге
2) спинном мозге
3) продолговатом мозге
4) среднем мозге
А2. Автоматический вдох происходит с частотой каждые:
1) 20 с
2) 4 с
3) 40 с
4) 60 с
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов № 1 справа от номера задания (В1 - В6). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В2 выберите три правильных ответа из шести. За пишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенеси те их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. К воздухоносным путям относятся:
1) трахея
2) плевральная полость
3) гортань
4) легкие
5) носовые ходы
6) пищевод
В2. Для левого легкого характерно:
1) состоит из трех долей
2) окружено двумя листками плевры
3) поддерживается хрящевыми полукольцами
4) состоит из двух долей
5) поддерживается межреберными мышцами
6) находится в грудной полости
В заданиях ВЗ - В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между органом дыхания и особенностями его строения.
Орган дыхания |
Особенность строения |
А) плевра |
1. заполнена жидкостью под отрицательным давлением |
Б) легкие |
2. образована хрящевыми полукольцами |
В) носовая полость |
3. состоит из долей, имеет альвеолярное строение |
Г) гортань |
4. содержит большое количество кровеносных сосудов и обонятельных рецепторов |
Д) трахея |
5. состоит из парных и непарных хрящей |
Е) плевральная полость |
6. состоит из двух листков |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В4. Установите соответствие между органом дыхания и его функцией.
Орган дыхания |
Функция |
А) плевра |
1. очищение, согревание и оценка качеств воздуха |
Б) легкие |
2. образование звуков и речи |
В) носовая полость |
3. растяжение легких и уменьшение трения |
Г) гортань |
4. газообмен |
Д) трахея |
5. защита легких |
Е) плевральная полость |
6. проведение воздуха |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
При выполнении заданий В5 - В6 установите последовательность биологических процессов, явлений и практических действий. Запишите в тип лицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов
В5. Установите правильную последовательность процесса вдоха.
A) сокращение межреберных мышц
Б) возбуждение центра вдоха в продолговатом мозге
B) растяжение легких
Г) уплощение купола диафрагмы
Д) увеличение концентрации углекислого газа в крови
В6. Установите правильную последовательность этапов образования звука.
A) колебание голосовых связок
Б) вдох
B) движение воздуха на выдохе
Г) звук
Д) голосовая щель
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С2) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Перечислите парные и непарные хрящи гортани.
С2. Сравните понятия “жизненная емкость легких” и “общий объем легких”.