Биология - Учебно-практический справочник
Человек. Основы высшей нервной деятельности - Организменный уровень организации жизни
Психика — свойство головного мозга человека (и других животных), которое обеспечивает способность отражать влияние предметов и явлений реального мира. К психике относятся чувства. мысли, переживания, намерения человека — они составляют его внутренний субъективный мир. Этот внутренний мир, в свою очередь, внешне проявляется в действиях и посыпках, которые составляют поведение человека. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера. темперамента, его потребности, вкусы; проявляется его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Поведение способствует оптимальному приспособлению к условиям окружающей среды.
Психические процессы человека связаны с деятельностью высших отделов ЦНС: коры больших полушарий, подкорковых ядер переднего мозга и некоторых образований промежуточного мозга.
Высшая нервная деятельность — совокупность взаимосвязанных нервных процессов, которые происходят в головном мозге и обеспечивают поведенческие реакции животных и человека.
Инстинктивное (врожденное) поведение — совокупность сложившихся в ходе филогенеза, наследственно закрепленных, врожденных, общих для всех представителей вида компонентов поведения, которые составляют основу жизнедеятельности организма. Не является полностью детерминированным и в ходе онтогенеза формируется в тесной связи с процессами обучения, однако является очень устойчивым и мало изменяющимся.
Инстинктивное поведение обеспечивает максимальную приспособляемость в обычной среде и при обычных обстоятельствах.
Безусловные рефлексы — врожденные, относительно постоянные реакции организма на воздействие внешней и внутренней среды, они осуществляются с помощью нервной системы. Нервные центры безусловных рефлексов лежат в разных отделах спинного и головного мозга. Таким образом происходит регуляция и согласование деятельности различных органов и их систем, поддерживается существование организма.
У человека небольшое количество подобных рефлексов, в основном они необходимы для выживания: отдергивание руки или ноги при воздействии, которое причиняет боль, моргание, чихание, слюноотделение и т. д. На основе безусловных формируются условные рефлексы.
Условные рефлексы возникают в результате формирования связи между специфическим стимулом, вызывающим определенный безусловный рефлекс, и каким-нибудь условным стимулом. При выработке рефлекса условный раздражитель должен предшествовать безусловному; после формирования условный рефлекс запускается при появлении только одного условного раздражителя. Условные рефлексы вырабатываются в процессе жизнедеятельности организма, они индивидуальны и непостоянны, легко развиваются и исчезают при изменении условий среды.
В основе образования условных рефлексов лежит установление связи между нервными центрами анализаторов безусловного и условного раздражителей. Рефлекторная дуга условного рефлекса включает рецепторы, воспринимающие условное раздражение; чувствительный нерв; участок коры, который воспринимает раздражения; другой участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса; двигательный нерв и рабочий орган.
Образование условных рефлексов позволяет вырабатывать целесообразные реакции организма на внешние раздражители, а это важно для приспособления к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
При изменении условий существования в организме вырабатываются новые условные рефлексы, а выработанные ранее угасают или исчезают благодаря процессу торможения. Выделяют два вида торможения: внешнее (происходит в случае стороннего действия раздражителя, не связанного с данным условным рефлексом) и внутреннее (развивается постепенно в случае многократного условного раздражителя, не подкрепленного безусловным). Значение первого заключается в обеспечении реакции на основной, самый важный в данной ситуации стимул, второго — в обеспечении угасания биологически нецелесообразных реакций. Образование новых условных рефлексов и исчезновение старых позволяет организму изменять свое поведение, приспосабливая его к новым условиям окружающей среды.
При повторении определенной последовательности действий в течение длительного времени возникает единая система последовательных условных рефлексов — динамический стереотип (например, разнообразные двигательные навыки: ходьба, бег, умение писать, пользоваться ложкой и др.). Они облегчают выполнение многократно повторяющихся действий; освобождают отделы мозга для творческой работы.
Навыки — выработанные в процессе обучения и тренировки последовательности действий, оптимальные для данной деятельности; они выполняются автоматически (подсознательно). В основе навыков лежит формирование динамического стереотипа. Сформированные навыки очень трудно поддаются изменению, но облегчают работу мозга, повышают его работоспособность; могут переноситься на другие (подобные) виды деятельности.
Привычки — типичные действия или черты поведения человека, которые стали его потребностью; вместе с навыками они составляют основу поведения. Их фундамент также составляет динамический стереотип. Различают положительные и отрицательные (вредные) привычки.
В отличие от животных, у человека есть не только первая, но и вторая сигнальная система. Первая сигнальная система заключается в деятельности коры головного мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей внешней среды. Вторая сигнальная система связана с функцией речи. Она лежит в основе способности к обобщению понятий и представлений, к абстрактному мышлению.
Мышление — вид умственной деятельности, которая заключается в познании сути вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Благодаря мышлению человек может не только приспосабливаться к условиям среды, но и предвидеть их изменения и учитывать это в своем поведении.
Сознание — специфическая человеческая форма отражения действительности в виде знаний, которые с помощью второй сигнальной системы могут быть сообщены и переданы другим людям (в том числе и другим поколениям). Ведущую роль в формировании сознания играет левое полушарие, где расположены центры, обеспечивающие восприятие и анализ различных форм речевых сигналов и их звуковое воспроизведение.
Познание окружающего мира связано с восприятием объектов и явлений. Восприятие определяется внешними причинами, при которых явления окружающего мира отображаются в виде ощущений, образов или словесных символов. Выделяют восприятия пространства, движения времени. Выбором информации для восприятия управляет внимание — избирательная направленность познавательной деятельности на определенный объект, значимый в данный момент. Непроизвольное внимание не зависит от воли и сознания человека, в его основе лежит ориентировочный рефлекс. Произвольное внимание возникает в результате постановки цели и требует волевых усилий. Вниманием же часто руководит необходимость сделать — мотивация — эмоционально окрашенное состояние, возникающее на основе определенной потребности, которое формирует поведение, направленное на удовлетворение этой потребности.
Память — способность живых систем к получению и использованию опыта. Все, с чем сталкивается человек в течение своей жизни, оставляет в коре больших полушарий памятные следы; на них основывается память. Память неразрывно связана с обучением, обеспечивающим постоянное пополнение и изменение знаний, приобретение новых навыков.
В зависимости от срока хранения информации выделяют несколько типов памяти.
• Сенсорная память — прямое нарушение в сенсорной системе от внешнего воздействия. Ее продолжительность составляет доли секунды, часть информации поступает в более длительную память, остальная затирается новыми сигналами.
• Кратковременная память — запоминание и сохранение информации на короткий срок (несколько секунд или минут) после однократного и непродолжительного восприятия. Используется для решения сиюминутных задач.
• Промежуточная память имеет больший объем, чем краткосрочная, и сохраняет информацию в течение нескольких часов; в ней фиксируются пространственно-временные отношения.
• Долговременная память обеспечивает наиболее длительное сохранение информации; в ней фиксируются персональные данные, способности к чтению, письму, профессиональные навыки. Этот тип памяти наиболее устойчив при повреждениях мозга.
Эмоции — субъективные реакции на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые проявляются в виде удовлетворения или неудовлетворенности, радости, страха и т. д. Физиологический механизм связан с активацией специализированных мозговых структур: передние отделы коры, лимбическая система, центральное серое вещество, гипоталамус.
Эмоции проявляются в виде эмоциональных реакций, аффектов (сильных, неконтролируемых эмоций), эмоциональных состояний (настроений). эмоциональных отношений (чувств). Влияют на другие психические процессы.
Каждый человек, подобно многим живым существам, является индивидуумом — целостным неделимым субъектом, имеющим присущие ему особенности. Многие из этих особенностей заложены генетически, однако они могут изменяться под влиянием среды. Индивидом человек является с момента рождения.
Личность — совокупность черт, которые формируются в течение жизни и определяют способ мышления данного человека, форму его чувств и поведения. Личность возникает в результате культурного и социального развития. Важную роль в формировании личности играет социальная среда, в которой растет человек; причем ее влияние бывает как целенаправленным (например обучение и воспитание). так и непреднамеренным. Состоит из связанных и взаимодействующих между собой относительно устойчивых компонентов: темперамента, характера, способностей, мотиваций, интересов и склонностей.
Тип высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственными особенностями данного организма и приобретенных в процессе индивидуальной жизни. Свойства характеризуются силой (способностью клеток коры головного мозга сохранять адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители), подвижностью (скоростью перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот) и уравновешенностью (соотношением процессов возбуждения и торможения) нервных процессов.
Темперамент — характеристика индивида с точки зрения динамических особенностей его психической деятельности. Основные компоненты темперамента: общая активность индивида, его подвижность и эмоциональность.
Различные комбинации свойств ВНД позволили выделить четыре типа темперамента.
• Холерический - сильный, неуравновешенный тип. Процесс возбуждения преобладает над торможением, поведение агрессивное. Холерики — энергичные, смелые в своих суждениях и склонны к решительным действиям, но иногда опрометчивы.
• Меланхоличный — слабый, тормозной тип. Преобладает процесс торможения; плохо приспосабливаются к условиям окружающей среды, склонны к невротическим расстройствам, пассивные, уязвимые, подавленные.
• Сангвинический — сильный, уравновешенный, подвижный тип. Возбуждение легко сменяется торможением и наоборот. Высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях тяжелых жизненных ситуаций. Эмоционально уравновешенны, энергичны, любознательны, с большим самообладанием и сдержанностью в характере.
• Флегматичный — сильный, уравновешенный, инертный тип. Процессы возбуждения и особенно торможения сменяются медленно; имеют трудности при переключении с одного вида деятельности на другой. Эмоционально сдержанные, спокойные, настойчивые, постоянные в привычках и наклонностях.
Типы темперамента:
1 — флегматик; 2 — меланхолик; 3 — холерик; 4 — сангвиник
Эти типы редко встречаются в «чистом виде», большинство людей имеет черты всех типов с преобладанием одного из них. На формирование типа ВНД большое влияние оказывает социальная среда.
Характер — целостный и устойчивый индивидуальный состав психической жизни личности, который возникает в результате взаимодействия наследственных задатков с окружающей средой и проявляется в деятельности, общении и типичных способах 4 поведения. Это одна из важнейших характеристик индивидуальности. Знание характера индивида позволяет прогнозировать его поведение и корректировать ожидаемые действия и поступки. Несмотря на относительную устойчивость, характер может изменяться под влиянием социального воспитания, окружающей среды.
Интерес — это тенденция личности, которая заключается в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Высокий уровень развития интереса возможен лишь в результате постоянного повторения определенной деятельности, определенной ситуации, но это повторение должно сопровождаться эмоциональным подкреплением. На основе развития устойчивых интересов формируются склонности.
Склонности — избирательная направленность личности на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Основа склонностей — глубокая стойкая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. Знание индивидуальных интересов и склонностей позволяет оптимально подобрать профессиональную деятельность.
Способности — совокупность психофизиологических свойств, необходимых для успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков; различия в задатках связаны с анатомо-физиологическими и функциональными особенностями нервной системы.
Одаренность — проявление естественных возможностей организма человека, которые значительно превышают средний уровень. Высокая степень специальной одаренности — талант (способность к достижению высшего порядка) и гениальность (способность создавать нечто принципиально новое). Хотя материальной основой способностей и одаренности являются особенности нервной системы, очень важны для их развития условия среды, воспитания и обучения. Способности необходимо выявлять и развивать.
Жизнь человека состоит из двух различных функциональных состояний: бодрствования и сна; эти состояния тесно связаны друг с другом. Бодрствование — состояние, насыщенное активной деятельностью, взаимодействием организма с внешней средой, целенаправленным поведением. Важнейшие признаки бодрствования — сознание и мышление. Сон — состояние, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности и отключением от сенсорных воздействий внешнего мира. Это важное защитное приспособление организма от переутомления нервной системы и истощения нервных клеток. Продолжительность сна взрослого человека — 7-8 часов в сутки (у новорожденных детей — 20 ч в сутки). Регуляция сна связана с ретикулярной формацией ствола головного мозга, на нее влияют и подкорковые ядра промежуточного мозга.
Во время сна мозг проходит пять различных стадий активности, которые повторяются с определенной цикличностью. В течение первых четырех фаз сна снижается электрическая активность коры, скелетные мышцы расслабляются, отсутствуют движения глаз, снижается обмен веществ и активность различных физиологических систем; продолжительность 1-1,5 ч. Все эти признаки характерны для медленного сна. Пятая фаза сна (быстрый сон) напоминает состояние бодрствования: повышенная электрическая активность коры, происходят быстрые движения глаз, наблюдается напряжение мимических и некоторых скелетных мышц, активизируется деятельность внутренних органов. Быстрый сон длится 10-25 мин. Именно в этот период человек видит сновидения, его нервная система может решать творческие задачи, требующие применения нетривиальных алгоритмов обработки информации.
Существуют различные виды нарушений сна. Наиболее распространенным нарушением сна является бессонница, при которой может нарушаться засыпание, поддержание сна или наблюдается преждевременное пробуждение. Причинами бессонницы являются эмоциональные конфликты, стрессы, некоторые заболевания, нарушение режима, кофеин и др. Нередко бессонница возникает в процессе старения человека. Лунатизм и ночные страхи возникают в фазе медленного сна, они обычно длятся несколько минут. Эти расстройства чаще всего бывают у детей. При некоторых нарушениях сна наблюдается патологическая сонливость.
Психическое здоровье человека — это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, позволяющих человеку адаптироваться к окружающей среде. Человек, который значительно отклоняется от стандартов своего окружения, рискует быть признанным психически больным. Психические расстройства, в зависимости от их тяжести, делят на психозы и непсихические расстройства. При психозах человек может терять способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни; серьезно нарушается восприятие реальности, возникают бред и галлюцинации. Типичный пример психоза — шизофрения. При непостоянных психотических расстройствах контакт с реальностью теряется в меньшей степени, они характеризуются большей вероятностью улучшения. К ним относятся неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга.