БИОЛОГИЯ - справочник для старшеклассников и поступающих в вузы
Учение Ч. Дарвина - ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственность, борьба за существование, изменчивость, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции. Искусственный отбор и наследственная изменчивость — основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности. Критерии вида. Видообразование. Микроэволюция. Популяция — единица вида и эволюции. Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов. Значение теории эволюции для развития естествознания. Макроэволюция. Надвидовые таксоны. Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и в деле охраны природы.
Общие указания. Идея эволюции — одна из основополагающих идей биологии. Практически ни один из вопросов не может рассматриваться вне эволюционной идеи. Этим объясняется, с одной стороны, многогранность и важность усвоения этой темы, а с другой — некоторые сложности изложения всех вопросов, касающихся дарвинизма. Приступая к повторению темы «Учение Ч. Дарвина», надо хорошо помнить следующее: идеи изменяемости природы и, в частности, эволюции живого к середине XIX в. уже прочно укоренились в научном сознании и оформились в ряд научных теорий. Поэтому Ч. Дарвину принадлежит отнюдь не честь открытия эволюции или создание учения о виде (как часто приходится слышать от абитуриентов), а честь материалистического объяснения механизмов эволюции вообще и видообразования в частности. С начала XX в. стала бурно развиваться генетика, и к 20-м годам ее результаты перестали сочетаться с классическим дарвинизмом настолько, что в биологии стали говорить о «кризисе дарвинизма» и отрицании его как теории эволюции. Противоречие между дарвинизмом и генетикой преодолела синтетическая теория эволюции (сокращенно называемая СТЭ), которая явилась синтезом классической теории естественного отбора Ч. Дарвина и современной генетики. Синтетическая теория эволюции сформировалась в основном к середине 40-х гг. XX в., после чего она постоянно дополнялась (и продолжает дополняться в наше время) положениями современной эволюционной биологии. От абитуриента требуются знания механизмов видообразования и с точки зрения классического дарвинизма, и с точки зрения СТЭ. Для этого надо четко представлять себе, как сходство, так и различие трактовки этого вопроса данными теориями. Поэтому во многих материалах, помещенных в теме «Учение Ч. Дарвина», проводится сопоставление взглядов на одни и те же проблемы ученых додарвиновского периода, самого Ч. Дарвина и современных эволюционистов, а информация, представленная в этой теме, может (и обязательно должна) быть использована при изучении тем, близких к ней по содержанию. Исходя из всех изложенных соображений, термины и понятия, необходимые для повторения тем «Общая характеристика биологии в додарвиновский период», «Учение Ч. Дарвина» и «Развитие органического мира», объединены в один словарь, приведенный далее. Кроме того, повторяя в рамках темы, посвященной дарвинизму, вопросы, касающиеся микроэволюции и роли популяции в этом процессе, надо обязательно привлекать информацию, изложенную в теме «Закономерности изменчивости».
Пояснение к табл. 1
Приведенная система дана лишь в объеме систематических групп, вошедших в программу, поэтому в ней опущены сведения о некоторых гипотетических, а также некоторых точно установленных предках. Последовательность взаиморасположения систематических групп отражает уровень их развития, что очень важно усвоить, так как в основном в таком порядке они возникали в ходе эволюционного развития.
При повторении ботаники и зоологии рекомендуется обращаться к этой схеме для уточнения положения в системе изучаемой группы растений или животных.
Таблица 1. Система живой природы
Царства |
Отделы (типы) |
Классы |
|
Предклеточные |
Вирусы |
— |
|
Предъядерные (прокариоты) |
Бактерии Сине-зелёные |
— — |
|
Грибы |
Грибы |
— |
|
Надцарство Ядерные (эукариоты) |
Растения |
Водоросли (сборная группа отделов) Лишайники Моховидные Папоротниковидные Хвощевидные Плауновидные Голосеменные Покрытосеменные |
— — — — — — Двудольные Однодольные |
Простейшие |
Корненожки Жгутиковые Инфузории Споровики |
||
Кишечнополостные |
Гидроидные Медузы (сцифоидные) Полипы |
||
Плоские черви |
Ресничные черви Ленточные черви Сосальщики |
||
Животные |
Круглые черви |
Круглые черви |
|
Кольчатые черви |
Малощетинковые Многощетинковые Пиявки |
||
Моллюски |
Брюхоногие Двустворчатые Головоногие |
||
Членистоногие |
Ракообразные Паукообразные Насекомые |
||
Хордовые |
Ланцетники Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие |
Таблица 2. Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина
Область науки (или направление биологии) |
Научный труд или теория, автор |
Вклад в формирование эволюционных взглядов |
I. Научные предпосылки |
||
Космогония |
И. Кант (1724-1804) «Всеобщая естественная история и теория неба» |
Идея о происхождении космических тел естественным путем (а не в результате Божественного творения) и возможности их эволюции |
П. Лаплас (1749-1827) «Изложение системы мира» |
Идея развития во времени Земли и всей Солнечной системы |
|
Геология |
Ч. Лайель. «Основы геологии», 1830 |
Геологическая эволюция поверхности Земли непрерывна и продолжается в настоящее время. Она происходит постоянно под действием повседневных факторов — ветра, дождя, колебаний температуры, морского прибоя, жизнедеятельности растений и животных |
Химия |
Ф. Веллер — впервые осуществил синтез органических веществ, 1824 |
Показал, что образование органических веществ происходит без участия особой «жизненной силы» |
Й. Берцелиус (1779-1848) показал общность элементного состава живой и неживой природы |
Идея о единстве всей природы |
|
Морфология |
Трансформизм XVIII в. — Д. Дидро, Ж. Ламетри, П. Гольбах, Ж. Бюффон |
Изменяемость форм растений и животных под влиянием естественных причин |
Работы И. В. Гёте (1749-1832), A. Декандойля (1806-1893), B. Гофмейстера (1824-1877) |
Единство плана строения растений |
|
Систематика |
К. Линней. «Система природы», 1735 |
Классификация растений и животных. Бинарная номенклатура. Определение вида. Идея иерархичности (соподчинения) таксонов |
Ж.-Б. Ламарк. «Философия зоологии», 1809 |
Первое эволюционное учение. Доказательство факта прогрессивной эволюции, разработка классификации животных, построенной на принципе родственности организмов, а не только их сходства |
|
Первая половина XIX в. Результаты исследований О. Декандойля, П. Латрейля, П. С. Палласа, Г. Р. Тревирануса и др. |
Разнообразие видов в пределах более крупных таксонов трактовалось данными учеными как результат изменчивости этих видов. Поэтому их исследования дали материал для обоснования мысли об общности происхождения живых существ на основании сходства строения |
|
Палеонтология |
Теория катастроф, Ж. Кювье (1762-1832) |
Показана последовательная смена форм животных на Земле; нарастание сходства строения вымерших животных с современными по мере приближения к более поздним геологическим напластованиям; усложнение организации животных во времени |
Сравнительная анатомия |
Принцип корреляций, Ж. Кювье |
Соответствие строения органов животных друг другу. (Каждая часть тела отражает принципы строения всего организма. Ни одна часть тела не может измениться без соответствующего изменения других частей.) |
Теория типов, Ж. Кювье |
Сходство строения животных в пределах типа объективно указывало на их возможное родство и общее происхождение* |
|
Э. Ж. Сент-Илер (1772-1844) Положение о «едином плане строения всех животных» |
Сходство строения органов, выполняющих одинаковые функции, и сохранение основных черт строения при изменении функции органа. Понятие гомологичных органов |
|
Цитология |
М. Шлейден, Т. Шванн. Клеточная теория, 1839 |
Идея общности строения всех организмов, поскольку основой их строения является единообразный структурный элемент — клетка |
Эмбриология |
К. Ф. Вольф |
Идея развития — впервые (1759) привел данные о постепенном формировании органов в ходе зародышевого развития (в определенном порядке) |
И. Ф. Меккель (1781-1833) «Закон параллелизма» |
Впервые сформулировал положение о том, что «взрослые формы низших животных подобны зародышам высших животных» |
|
X. И. Пандер. Открытие зародышевых листков и универсальности их закладки (1818) |
Показал сходное течение развития зародышей животных различных систематических групп |
|
К. М. Бэр. Закон зародышевого сходства** («История развития животных», 1828-1837) |
Показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки. При этом наблюдаются следующие закономерности, общие для всех позвоночных: на ранних этапах развития обнаруживается поразительное сходство в строении зародышей животных, относящихся к разным классам (при этом эмбрион высшей формы похож не на взрослую животную форму, а на ее эмбрион); у зародышей каждой большой группы животных общие признаки образуются раньше, чем специальные; в процессе эмбрионального развития происходит расхождение признаков от более общих к специальным |
|
Биогеография и экология |
Исследования А. Гумбольдта (1769-1859), К. Ф. Рулье |
Показали зависимость географического распространения организмов от условий их существования; взаимосвязь организмов с окружающей средой |
Н. А. Северцов (1827-1885) |
Предположение о том, что образование новых видов — приспособительный (адаптивный) процесс |
|
II. Социально-экономические предпосылки |
||
Сельское хозяйство |
Выведение огромного количества пород животных и сортов растений |
Было показано, что путем отбора можно создавать новые формы организмов. Это явилось наглядным опровержением представлений о неизменности видов |
Политэкономия |
А. Смит (1723-1790), учение о «свободной конкуренции» |
Устранение неприспособленных в процессе свободной конкуренции |
Т. Мальтус (1766-1834) «Опыт о законе народонаселения» |
Ограничение роста численности группы организмов (нарастающей в геометрической прогрессии) нехваткой ресурсов для ее существования (нарастающих в арифметической прогрессии). (Именно Т. Мальтусу принадлежит выражение «борьба за существование».) |
Таблица 3. Изменение представлений о виде и его эволюции в XVIII-XIX вв.
Представления |
К. Линней (1707-1778) |
Ж.- Б. Ламарк (1744-1829) |
Ч. Дарвин (1809-1882) |
Реальность существования вида |
Вид существует и не изменяется. Видов существует столько, сколько разных форм было создано Творцом |
Виды постоянно изменяются и поэтому реально не существуют |
Вид реально существует, обладает комплексом признаков и в то же время изменяется под действием естественного отбора |
Причина приспособленности видов к среде обитания |
Изначальная, согласно замыслу Творца |
Прямое воздействие среды на каждый организм и наследование приобретенных организмом признаков |
Опосредованное воздействие среды на вид в целом — через действие естественного отбора, устраняющего неприспособленных особей |
Единица эволюции |
Отсутствует, так как отсутствует сама эволюция |
Особь |
Вид |
Факторы эволюции |
Отсутствуют |
Внутреннее стремление к совершенству; адаптация к условиям среды; наследование приобретенных признаков |
Ненаправленного действия: наследственность, изменчивость, борьба за существование. Направляющий — естественный отбор |
Принцип систематизации видов |
Сходство строения (на основании отдельных произвольно взятых признаков) |
Выделение градаций — последовательных ступеней усложнения организации — с учетом анатомо-физиологических особенностей основных систем организма |
Единство происхождения данных видов |
* При этом сам Ж. Кювье отрицал возможность изменения видов и эволюции (т. е. исторического развития) живой природы.
** Термин «закон зародышевого сходства» принадлежит Ч. Дарвину. Он считал этот закон одним из основных доказательств эволюции.
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина
1) Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда и никем не были созданы.
2) Возникнув естественным путем, виды медленно и постепенно преобразовывались, и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.
3) Факторами создания сортов и пород являются наследственная изменчивость и искусственный отбор.
4) Понимание происхождения культурных форм дает ключ к объяснению происхождения видов. Наследственная изменчивость, на основе которой ведется искусственный отбор, проявляется и в природе. Причинами, аналогичными творчеству человека, ведущего искусственный отбор, в природе являются борьба за существование и естественный отбор.
5) Борьба за существование — сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. Неизбежность борьбы за существование вытекает из противоречия между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью жизненных ресурсов.
6) Следствием борьбы за существование является естественный отбор — выживание наиболее приспособленных особей. Естественный отбор сохраняет особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями и устраняет особей, не имеющих этих изменений. В результате особи, обладающие полезными наследственными изменениями, оставляют плодовитое потомство, и их численность возрастает.
7) Таким образом, из поколения в поколение в результате взаимосвязанного действия наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении все большей приспособленности к условиям среды обитания. Приспособленность организмов не абсолютна, она носит относительный характер.
8) Естественный отбор вызывает расхождение (дивергенцию) признаков внутри вида и может привести к видообразованию. Образование новых видов обусловливает многообразие живого.
9) Способность организмов выживать в борьбе за существование не обязательно связана с более высокой организацией, поэтому наряду с высокоорганизованными формами жизни существуют и низкоорганизованные.
Значение эволюционного учения Ч. Дарвина
Дарвин дал научное объяснение органической целесообразности как исторически возникающей относительной приспособленности организмов к условиям жизни; открыл движущую силу эволюции — естественный отбор; привел доказательства животного происхождения человека.
Дарвинизм также доказал, что движущие силы развития природы находятся в ней самой, т. е. живой природе присуще самодвижение и саморазвитие. В этом заключается философское (мировоззренческое) значение этого учения.
Таблица 4. Формы изменчивости
Формы изменчивости |
Причины появления |
Значение |
Примеры |
|
Ненаследственная, модификационная (фенотипическая), групповая, определенная |
Изменение условий среды, в результате чего организм изменяется в пределах нормы реакции, заданной генотипом |
Адаптация — приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства |
Белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана. Породы лошадей и коров, завезенных в горы, становятся низкорослыми |
|
Наследственная (генотипическая), индивидуальная, неопределенная |
Мутационная |
Влияние внешних и внутренних мутагенных факторов, в результате чего происходит изменение в генах и хромосомах |
Материал для естественного и искусственного отбора, так как мутации могут быть полезные, вредные и безразличные; доминантные и рецессивные |
Появление полиплоидных форм в популяции растений или у некоторых животных (насекомых, рыб) приводит к их репродуктивной изоляции и образованию новых видов — микроэволюции |
Комбинативная |
Возникает стихийно в рамках популяции при скрещивании, когда у потомков появляются новые комбинации генов |
Распространение в популяции новых наследственных изменений, которые служат материалом для отбора |
Появление розовых цветков при скрещивании белоцветковой и красноцветковой примул. При скрещивании белого и серого кроликов может появиться черное потомство |
|
Соотносительная (коррелятивная) |
Возникает в результате способности генов влиять на формирование не одного, а двух и более признаков |
Постоянство взаимосвязанных признаков, целостность организма как системы |
Длинноногие животные имеют длинную шею. У столовых сортов свеклы согласованно изменяется окраска корнеплода, черешков и жилок листа |
Таблица 5. Формы борьбы за существование
Формы борьбы |
Результат борьбы |
Примеры из царства животных |
Примеры из царства растений |
Внутривидовая (состязание) |
Сохранение популяции и вида за счет гибели слабых. Победа более жизнеспособной популяции над менее жизнеспособной, занимающей ту же экологическую нишу |
Состязание между хищниками одной популяции за добычу; внутривидовой каннибализм — уничтожение молодняка при избыточной численности популяции; борьба за главенство в стае |
В одновозрастном хвойном лесу одни деревья широко раскинули крону и больше улавливают света, их корни проникают глубже и достают воду и питательные вещества, нанося ущерб слабым; преимущества в возобновлении и размножении имеют более развитые особи |
Межвидовая |
Использование одного вида другим в качестве пищи, расселение на новой территории |
Вытеснение жалоносной европейской пчелой местной австралийской; борьба за пищу между видами одного рода — серой и черной крысами; поедание хищниками жертв |
Ели в лиственном лесу хорошо развиваются под пологом деревьев, а затем перегоняют в росте лиственные деревья, всходы которых в глубокой тени гибнут; сорные растения (аборигены данной местности) угнетают культурные растения; растения-паразиты питаются за счет растения-хозяина |
Борьба с неблагоприятными условиями |
Выживание в крайних или изменившихся условиях наиболее приспособленных форм |
Зимой животные меняют окраску, густоту шерсти, впадают в спячку |
Редукция листьев и образование длинных корней у растений пустыни, летний покой у эфемероидов, ловля насекомых у болотных растений (восполнение недостатка азота), огромная семенная продуктивность и способность к вегетативному размножению у истребляемых видов (сорняки), обильное спорообразование у грибов-паразитов |
Таблица 6. Формы отбора (по Ч. Дарвину)
Показатели |
Искусственный отбор |
Естественный отбор |
Исходный материал для отбора |
Индивидуальные признаки организма |
Индивидуальные признаки организма |
Отбирающий фактор |
Человек |
Условия среды (живая и неживая природа) |
Путь изменений: |
||
благоприятных |
Отбираются, становятся производительны- мим |
Остаются, накапливаются, передаются по наследству |
неблагоприятных |
Отбираются, бракуются, уничтожаются |
Уничтожаются в борьбе за существование |
Характер действия |
Творческий — направленное накопление признаков на пользу человеку |
Творческий — отбор приспособительных признаков на пользу особи, популяции, вида, приводящий к возникновению новых форм |
Результат отбора |
Новые сорта растений, породы животных, штаммы микроорганизмов |
Новые виды |
Формы отбора |
Массовый; индивидуальный; бессознательный (стихийный); методический (сознательный) |
Движущий, поддерживающий уклонения в изменяющихся условиях среды |
Таблица 7. Основные формы естественного отбора (согласно синтетической теории эволюции)
Признак |
Движущий отбор |
Стабилизирующий отбор |
Дизруптивный отбор |
Условия действия |
При постепенном и нерезком изменении условий существования организмов |
В неизменных, постоянных условиях существования |
При резких изменениях существования |
Направленность |
В пользу особей, имеющих отклонения от средней нормы признака, благоприятствующие для выживания в новых условиях |
Против особей с крайними значениями признака |
Против особей со средними значениями признака |
Изменения, вызываемые в генетической структуре популяции |
Отсев группы мутантов с одним средним значением признака и замещением группой мутантов с другим средним значением признака |
Замещение группы мутантов с широкой нормой реакции группой мутантов с более узкой нормой реакции (при сохранении прежнего среднего значения признака) |
Отсев группы мутантов с прежним средним значением признака. Формирование двух отдельных популяций с новыми средними значениями признака |
Результат действия |
Возникновение новой средней нормы признака, более соответствующей изменившимся условиям |
Сохранение и поддержание значения средней нормы признака |
Формирование двух новых средних норм (вблизи прежних крайних значений признака) вместо одной |
Примеры |
Возникновение у насекомых и грызунов устойчивости к ядохимикатам, у микроорганизмов — к антибиотикам. Индустриальный меланизм |
Сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка, так как цветки должны соответствовать размерам тела насекомого-опылителя. Сохранение реликтовых видов |
При частых сильных ветрах на океанических островах сохраняются насекомые либо с хорошо развитыми крыльями, либо с рудиментарными |
Таблица 8. Микро- и макроэволюция
Признаки |
Микроэволюция |
Макроэволюция |
Результат эволюционных преобразований |
Формирование новых видов |
Формирование надвидовых таксонов — родов, семейств, отрядов и др. |
Механизмы |
Действие ненаправленных факторов микроэволюции (мутационной и комбинативной изменчивости, популяционных волн, дрейфа генов, изоляции), направляющего фактора — естественного отбора |
Не имеет специфических механизмов и осуществляется только посредством процессов микроэволюции, являясь их интегративным выражением |
Длительность |
Происходит внутри вида на уровне популяций. Может происходить в исторически короткое время и быть доступной непосредственному наблюдению |
Идет на надвидовом уровне. Требует исторически больших промежутков времени и недоступна непосредственному наблюдению |
Таблица 9. Дальнейшее развитие эволюционных взглядов в XX в.
Признаки |
Эволюционная теория Ч. Дарвина |
Синтетическая теория эволюции (СТЭ), дополненная положениями современной эволюционной биологии |
Результат эволюции |
Повышение приспособленности к условиям среды, повышение уровня организации и увеличение многообразия организмов |
|
Единица эволюции |
Вид |
Популяция |
Факторы эволюции |
Наследственность, изменчивость, борьба за существование |
Мутационная и комбинативная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов. Изоляция усиливает действие этих факторов |
Движущие факторы |
Естественный отбор — следствие борьбы за существование |
Естественный отбор — следствие борьбы за существование; основан на накоплении мелких случайных мутаций. (В отдельных случаях также дрейф генов, крупные хромосомные мутации или полиплоидия.) |
Смысл термина «естественный отбор» |
Выживание наиболее приспособленных и гибель менее приспособленных форм |
Избирательное воспроизводство различных генотипов. (Поскольку отбор по фенотипам в ряду поколений сводится к отбору генотипов с нормой реакции, соответствующей условиям данной среды.) |
Формы естественного отбора |
Движущий (и половой как его разновидность) |
Движущий, стабилизирующий, дизруптивный |
Задание 2
• Повторить имеющийся по теме материал.
• Ответить на вопросы для самоконтроля.
• Выполнить контрольную работу № 1, сверив правильность ответов с приведенными в конце книги ответами на вопросы контрольных работ.
• Повторить основные термины по словарю, общему для тем «Учение Ч. Дарвина» и «Развитие органического мира».
• Проанализировать таблицы 1-9.
Вопросы для самоконтроля
• В какой период исторического развития общества начинает бурно развиваться биология и с чем это связано?
• Каковы предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина?
• Назовите главные труды Ч. Дарвина.
• Каковы основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина?
• Что является движущими силами эволюции в учении Дарвина?
• Что понимают под изменчивостью?
• Что такое определенная, или групповая, изменчивость?
• Что такое неопределенная, или индивидуальная, изменчивость?
• Какая из форм изменчивости является наследственной?
• Что такое борьба за существование и какие у нее формы?
• Какую роль в борьбе за существование играет интенсивность размножения организмов?
• Чем отличается естественный отбор от искусственного?
• Что такое стабилизирующий отбор, движущий отбор, дизруптивный отбор?
• Каким образом получают новые породы животных? Приведите примеры.
• Каким образом выводят новые сорта растений? Приведите примеры.
• Какую роль в эволюции растений и животных играет искусственный отбор?
• Какой смысл заложен в понятие «приспособительный характер эволюции» у Ж.-Б. Ламарка и у Ч. Дарвина?
• Почему приспособительный характер эволюции носит относительный характер? Приведите примеры.
• Что такое дивергенция?
• В результате чего происходит дивергенция у видов?
• На какие более элементарные структуры подразделяется вид?
• Какие признаки целостности характеризуют вид?
• Как объяснить реальность существования вида?
• Как оценивают значение работ Ч. Дарвина для биологической науки современные ученые?
• Какие признаки позволяют объединить организмы в систематические группы?
• Какие систематические единицы (таксоны) приняты в классификации растений и животных?
• Как должны быть расположены таксономические единицы в системе, чтобы эта система отражала эволюционное развитие мира?
Контрольная работа № 1
1. Признаки какой изменчивости наследуются (групповая, индивидуальная, соотносительная, комбинативная)?
2. При какой форме изменчивости изменяется лишь фенотип (групповая, индивидуальная, соотносительная, комбинативная)?
3. Какая форма изменчивости приводит к дивергенции (определенная, неопределенная)?
4. Почему неопределенная изменчивость представляет основу эволюции (признаки наследуются, признаки не наследуются)?
5. Что является главной движущей силой эволюции (изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор)?
6. В чем заключается приспособительный характер эволюции (организмы приспосабливаются под влиянием внешних условий; организмы побеждают в борьбе за существование в данных условиях; организмы подвергаются естественному отбору)?
7. В чем выражается относительность приспособительных признаков в данных условиях существования (полезные признаки всегда полезные, вредные признаки всегда вредные, относительность пользы и вреда признаков)?