Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год
Контрольно-обобщающий урок Игра Морской бой
Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке.
Оборудование: общее поле сражения для морского боя; жетоны — мины, жетоны — спасательные круги; жетоны — снаряды; квадраты, обозначающие корабли, фишки “Взрыв” — по общему количеству кораблей; уменьшенные карты секторов для команд и руководителей
игры; карточки-снаряды с заданиями; карточки-задания для индивидуальной работы с выбывшими игроками.
Оформление класса: кабинет можно оформить различными картинами, изображающими морской пейзаж, корабли и т.д.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель объявляет тему занятия, цели, объясняет правила игры. Класс делится на две группы. Из числа учащихся выбирается помощник учителю для проведения игры.
II. Игра “Морской бой”
Для игры “Морской бой” необходимо оформить на листе ватмана общее поле сражения, разделенное на пронумерованные квадраты. Кроме того, поле еще поделено на два сектора, в которых будут располагаться корабли игроков. Каждому номеру соответствуют задания — снаряды.
Кроме этого, для игры необходимы:
• жетоны — мины, жетоны — спасательные круги; жетоны — снаряды;
• квадраты синие — 10 шт., квадраты красные — 10 шт., которые будут символизировать обнаруженные корабли противников;
• фишки “Взрыв” — 10 шт. (по общему количеству кораблей);
• карты секторов в уменьшенном виде для каждой команды.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
В начале игры класс делится на две эскадры-команды. Из числа успевающих учащихся учитель подбирает помощников.
I этап игры — Стратегический. На карте своего сектора игроки распределяют свои корабли — один трехпалубный, два — двухпалубные и три однопалубных корабля.
Выбирают командира эскадры, придумывают название своей команды. Копию карты-сектора с расположенными своими кораблями отдают учителю или помощнику.
II этап игры - Разведка. Каждая команда получает задания- снаряды с номерами противоположного сектора, которые распределяются между всеми игроками. За определенный промежуток времени (10—12 минут) игроки просматривают свои вопросы, обдумывают ответы. В это же время слабые ученики имеют возможность проконсультироваться у более сильных, командира эскадры.
III этап — Сражение. Жеребьевкой определяется, какая эскадра начнет атаку первой. По произвольному выбору один из игроков командира называет квадрат, зачитывает вопрос и дает на него ответ. Если ответ верный, то при наличии в этом квадрате корабля или его части, засчитывается попадание. На этот квадрат прикрепляется квадрат цвета эскадры противника, если корабль многопалубный, или фишка “Взрыв”, если корабль однопалубный. При отсутствии корабля противника в данном квадрате засчитывается промах, ход игры передается другой эскадре, а промахнувшийся участник получает жетон в виде спасательного круга. Участник, попавший в цель, получает жетон в виде снаряда.
В случае неправильного ответа, право ответа на вопрос и ход игры передается другой команде. Неверно ответившему участнику выдается жетон-мина, и игрок считается раненным. Игрок, давший три неправильных ответа подряд, считается убитым; он выбывает из игры и получает от учителя карточку-задание для повторения соответствующих тем.
Для потопления двухпалубных и трехпалубных кораблей соответственно необходимо попадание 2 или 3 снарядов.
Игра сводится к тому, чтобы поразить все корабли противника. Выигрывает та эскадра, которая добьется этого раньше.
Примерные задания для игры:
1. Что такое мономер?
2. Что называется полимером?
3. Перечислите уровни организации живой материи.
4. Назовите три признака, которые характеризуют живое вещество.
5. Закончите фразу: “Вирусы являются ... формой жизни”.
6. Назовите вещество, являющееся носителем информации о признаках организма.
7. Назовите среди перечисленных ниже функций те, которые характерны для белков: а) строительная; б) среда, в которой протекают биохимические процессы; в) энергетическая; г) каталитическая; д) растворитель.
8. Мономер нуклеиновых кислот — ....
9. Назовите универсальный аккумулятор энергии в клетке.
10. Перечислите элементы, которые относятся к макроэлементам по содержанию их в клетке.
11. Вода обладает способностью растворять вещества, потому что: а) ее молекулы полярны; б) атомы в ее молекуле соединены ионной связью; в) между ее молекулами образуются водородные связи.
12. Закончите фразу: “Мономерами белков являются ...”.
13. Наиболее энергоемкими являются: а) жиры; б) нуклеиновые кислоты; в) белки; г) углеводы.
14. Перечислите азотистые основания, которые характерны для ДНК.
15. Назовите соединения, которые относятся к полимерам.
16. От чего зависят свойства биополимеров?
17. О чем свидетельствует наличие, одних и тех же химических элементов в телах живой и неживой природы?
18. Из перечисленных углеводов выберите моносахариды: гликоген, рибоза, сахароза, целлюлоза, глюкоза.
19. В состав каких органических веществ входит рибоза?
20. Какое соединение является мономером крахмала?
21. Каковы биологические функции липидов?
22. К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды?
23. Чем образована первичная структура белка?
24. Что такое ферменты?
25. Какими связями поддерживается вторичная структура белка?
26. Что такое денатурация?
27. Состав ДНК от РНК отличается содержанием: а) сахара; б) азотистых оснований; в) сахара и азотистых оснований.
28. Перечислите уровни организации белка.
29. Что такое витамины?
30. Какова роль ферментов в клетке?
31. Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается?
32. От каких факторов зависит скорость ферментативных реакций?
33. Используя знания о функциях белков в клетке, объясните утверждение о том, что основу жизни составляют белки.
34. Вторичная структура белка поддерживается: а) пептидными связями; б) водородными связями; в) дисульфидными ковалентными связями.
35. Какое из перечисленных химических соединений не является биополимером: а) белок; б) глюкоза; в) ДНК; г) целлюлоза?
36. Исключите лишнее: целлюлоза, крахмал, гликоген, глюкоза.
37. Перечислите важнейшие функции белка.
38. Какие соединения входят в состав одного нуклеотида ДНК?
39. Перечислите разновидности РНК.
40. Из каких соединений состоит АТФ?
41. Какой нуклеотид отсутствует в макромолекуле РНК: а) нуклеотид адениловый; б) нуклеотид тимидиловый; в) нуклеотид уридиловый; г) нуклеотид гуаниловый; д) нуклеотид цитидиловый?
42. Какие нуклеотиды комплиментарны цитидиловому нуклеотиду: а) адениловый; б) гуаниловый; в) уридиловый; г) тимидиловый?
43. Некоторые ферменты активны только в присутствии витаминов. Почему?
44. В каком центре фермента работают витамины?
45. Какая связь называется макроэргической?
46. В организме моржей, тюленей и других северных животных накапливается толстый слой подкожного жира. Какие функции он выполняет в организме этих животных?
47. Какие связи поддерживают вторичную структуру ДНК?
48. Расшифруйте полное название ДНК.
49. Что представляет собой третичная структура белка?
50. Выявите определенную взаимосвязь между первым и вторым словом; такая же связь существует между третьим словом и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите его.
целлюлоза: глюкоза = белок:...
а) нуклеотид; б) глицерин; в) аминокислота; г) липид.
51. Из каких соединений образован нуклеотид РНК?
52. Каковы функции m-ДНК?
53. Где локализуется ДНК в клетке?
54. Какой нуклеотид комплементарен адениловому в молекуле ДНК:
а) гуаниловый;
б) уридиловый;
в) тимидиловый;
г) цитидиловый?
55. Назовите места локализации РНК в клетке.
56. На какие группы подразделяются витамины?
57. Как называются вирусы, поражающие бактерии?
58. Чем отличаются вирусы от неживой материи?
59. Почему вирусы не могут существовать вне клетки?
60. Что такое капсид?
61. Из каких элементов состоят углеводы?
62. Каков химический состав молекулы жира?
63. Какие полисахариды характерны для растений (целлюлоза, крахмал, гликоин, хитин)?
64. Какие из углеводов нерастворимы в воде (сахароза, глюкоза, целлюлоза, молочный сахар)?
65. Перечислите углеводы, которые являются полимерами.
66. Какие углеводы характерны для животных (целлюлоза, крахмал, хитин, гликоген)?
67. Исключите лишнее: гемоглобин, миоглобин, инсулин, амилаза, сахароза.
68. Какие аминокислоты участвуют в образовании первичной структуры белка?
69. Какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга?
70. Какие структуры молекул белка способны нарушаться при денатурации, а потом вновь восстанавливаться?
71. Назовите полное название АТФ.
72. Какой нуклеотид комплементарен тимидиловому в молекуле ДНК (адениловый, гуаниловый, цитидиловый, уридиловый)?
73. Каковы функции m-РНК?
74. Мономером гликогена является (сахароза, рибоза, глюкоза).
75. Чем отличается АТФ от обычных нуклеотидов?
76. Какое количество энергии освобождается при разрыве одной макроэргической связи в молекуле АТФ?
77. Расшифруйте название АДФ.
78. Какие вещества вырабатываются железами внутренней секреции?
79. Как называются вещества, которые организм сам не синтезирует, но нуждается в них для нормальной жизнедеятельности?
80. Какие витамины относятся к жирорастворимым?
81. Причиной какого заболевания является недостаток витамина С?
82. Какие объекты относятся к молекулярному уровню организации живого:
а) клевер;
б) гемоглобин;
в) амеба;
г) болото;
д) бактерия?
83. Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: клеточный; биосферный; организменный; молекулярный; популяционно-видовой; биогеоценотический.
84. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из перечисленных ниже понятий. Найдите его: “Клеточный : нейрон = молекулярный”. 1 — заяц-беляк; 2 — луг; 3 — витамин С; 4 — эпителий.
85. Какие полимеры называются нерегулярными?
86. Каковы функции р-РНК?
87. От чего зависят свойства биополимеров?
88. Назовите элементы, которые называются микроэлементами.
89. Какой элемент в органических соединениях способен вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, различные по составу, строению, длине и форме?
90. Кто открыл вирусы?
91. Какой вирус вызывает заболевание СПИДом?
92. Расшифруйте название СПИД.
93. Какими путями передается вирус СПИДа?
94. Почему долгое время не могли обнаружить возбудителей таких заболеваний, как оспа, полиомиелит, корь, свинка?
95. Из каких фаз состоит жизненный цикл вирусов?
96. Как вирусы проникают в клетки?
97. Перечислите биологические функции воды.
98. Известно, что большинство клеток более чем на 60—80% состоят из воды. Какой вывод можно сделать из этого факта?
99. Рассмотрите рисунок А. Определите к какому царству живых организмов принадлежит этот организм? Что обозначено цифрами I —4?
100. Рассмотрите рисунок Б. Представитель какого царства живых существ здесь изображен?
III. Подведение итогов игры
Самым активным участникам, заработавшим максимальное число жетонов — спасательных кругов, выставляются оценки. Победившая команда получает приз.
Домашнее задание
Выполняется теми, кто не справился с заданиями игры:
— учебник А.А. Каменского “Краткое содержание главы”, с. 40;
— учебник И.Н. Пономаревой, §3, 5, 6, 7 (о вирусах).