Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Цели: познакомить учащихся с развитием эволюционных идей в додарвинский период, раскрыть вклад К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка и других ученых в развитие учения о виде и эволюции; сформировать у школьников представление о предпосылках возникновения дарвинизма, о создании Ч. Дарвиным целостного эволюционного учения; сформировать у учащихся интерес и позитивное отношение к изучению истории развития биологии.

Оборудование: портреты ученых, внесших большой вклад в развитие идей эволюций; диафильм “Развитие эволюционных идей в додарвинский период”.

Ход урока

I. Организационный момент

И. Изучение нового материала

Мы начинаем изучение вопросов одной из самых важных концепций в биологии — концепции эволюции. Эволюция (от лат. “evolution” — развертывание) — необратимый процесс исторического развития живых существ и их сообществ.

Концепция эволюции имеет огромное значение, потому что с ее помощью можно объяснить очень многое. На первый взгляд трудно найти объяснение причудливому и многообразному миру живой природы. Но если рассматривать ее в эволюционном контексте, то оказывается, что удивительное богатство и разнообразие жизни подчинено определенным моделям поразительной красоты и простоты.

Согласно теории эволюции, современные организмы возникли от более древних форм жизни, унаследовали от них ряд признаков и претерпели различные изменения. Биологи считают, например, что ныне живущие птицы произошли от вымерших форм, у которых крылья были снабжены когтями, а рот был полон зубов, и переход от этих древних птиц к современным произошел в результате накопления изменений на протяжении многих тысяч поколений.

Кроме того, разные виды птиц (и всех других организмов), окружающие нас в настоящее время, продолжают изменяться, но так медленно и постепенно, что изменения эти по большей части остаются незамеченными.

Сейчас нам трудно представить, насколько революционной оказалась эта теория в то время, когда она была впервые выдвинута. Идея эволюции представлялась совершенно нелепой, потому что наша склонность считать живые существа неизменяющимися так же стара, как и наш язык.

Дарвин и дарвинизм

Интенсивное развитие капитализма в начале XIX веке резко ускорило развитие в Западной Европе науки, промышленности, сельского хозяйства. Выдающиеся результаты были достигнуты в создании новых высокопродуктивных пород овец, крупного рогатого скота, лошадей, кур и т.д. Были созданы новые сорта зерновых, овощных, плодово-ягодных, декоративных и других растений. Весь практический опыт доказывал изменяемость пород животных и сортов растений под влиянием человеческой деятельности.

В этот же период в сознание широких слоев образованных людей проникло представление о длительности существования Земли. Согласно религиозным представлениям жизнь на Земле была сотворена лишь несколько тысяч лет назад. Э. Кант резко раздвинул временные границы существования Земли. Он допускал, что ее возраст превышает сотни миллионов лет. Такое существенное увеличение времени, в течение которого жизнь могла развиваться, давало основу для эволюционных воззрений.

Замечательного прогресса достигли зоология и ботаника. Благодаря трудам выдающихся ученых XVIII и начала XIX веков были открыты и описаны основные классы животных и растений. Блестящих результатов достигла геология. Чарлз Лайель, выдающийся английский геолог и натуралист, создал теорию, согласно которой геологическое строение нашей планеты постоянно изменяется под влиянием естественных процессов, Центральное положение этой теории сводилось к тому, что геологические силы, действовавшие в прошлом, действуют и в настоящее время. Представления Лайеля сыграли важную роль в формировании эволюционного мировоззрения Ч. Дарвина. Таким образом, успехи науки и практической деятельности человека заложили фундамент, на котором позднее развилась эволюционная теория. Необходим был гений, способный осмыслить и обобщить гигантский материал. Таким гением оказался именно Ч. Дарвин.

Энциклопедическая натура Чарлза Дарвина (1809—1882) — путешественника, палеонтолога, геолога, зоолога-систематика, ботаника, одного из первых антропологов и этологов — как нельзя больше подходила для раскрытия закономерностей эволюционного процесса.

Первоначальный толчок к формированию его эволюционных взглядов дало совершенное Дарвином кругосветное плавание на британском военном бриге “Бигль”, продолжавшееся с 27 декабря 1831 г. по 2 октября 1836 г. Как отмечал позже Дарвин, “путешествие на “Бигле” было, конечно, самым важным событием моей жизни, определившим всю мою последующую деятельность”1.

Во время своего путешествия Дарвин познакомился с ископаемой и современной фауной Южной Америки. Убедившись в несостоятельности теории катастроф, он отстаивает мысль о ведущем значении естественных факторов в истории земной коры и ее животного и растительного населения. В частности, Дарвин обратил внимание на тесное сходство между ископаемым гигантским ленивцем Mylodon robustus и современным более скромным по размерам его “собратом” Bradipus tridactylus. Уже сам факт нахождения этих сходных животных в одной и той же стране послужил для Дарвина убедительным свидетельством в пользу происхождения современных организмов от ископаемых.

Посетив Галапагосские острова, Дарвин получил возможность увидеть эволюцию не только во времени, но и в пространстве. Этот архипелаг, расположенный на экваторе в 950 км от Южной Америки, имеет богатый набор эндемичных животных и растений.

Но Дарвина поразило и другое обстоятельство. Оказалось, что эндемики Галапагосского архипелага носят печать американского происхождения, а вот на островах Зеленого мыса, находящихся ближе к Африке, чем к Америке, эндемичные виды растений и животных явно тяготеют к обитателям африканского континента.

Дарвин обратил внимание на то, что почти каждый остров Галапагосской группы имеет определенное число своих форм, явно родственных формам других островов, но в то же время отличающихся от них. Например, на островах Джемс, Чарлз и Чатам встречаются четыре вида вьюрков, каждый из которых характеризуется специфическим распространением и отличается от соседних видов по форме клюва. Все вместе эти галапагосские вьюрки (теперь их называют дарвиновыми вьюрками) образуют естественную группу среди птиц семейства Fringillidae. “Можно действительно представить себе, — пишет Дарвин, — что был взят один вид и модифицирован в различных целях”.

Вернувшись в Англию и размышляя над своими наблюдениями, Дарвин окончательно убеждается в изменяемости видов. Проходит несколько лет, отданных обработке собранных коллекций, наблюдениям, экспериментам, а также усиленному изучению трудов по геологии, зоологии и другим наукам. В 1842 г. Дарвин делает черновой набросок теории естественного отбора объемом в 35 машинописных страниц. Через два года он расширяет рукопись до 230 страниц, но все еще не решается ее опубликовать. К 1858 г., стараясь документировать каждое 1313 выдвигаемых им положений, Дарвин исписал уже около 2000 страниц, но так и не смог закончить свой колоссальный труд.

В это время Дарвин неожиданно получает письмо от молодого зоолога Алфреда Уоллеса (1823—1913) с просьбой ознакомиться и в случае одобрения представить в журнал рукопись его небольшой статьи “О стремлении разновидностей к неограниченному отклонению от первоначального типа”. Статья содержала чрезвычайно сокращенный вариант набросков тех же идей, к которым Дарвин пришел еще в 1842 г. Дальнейшие события хорошо известны: Дарвин хотел представить рукопись Уоллеса в печать, умолчав о том, что он сам намеревался выступить по этому же вопросу с гораздо более развернутой и аргументированной теорией. Но друзья Дарвина воспротивились тому, заставив его написать небольшое извлечение из задуманного труда, которое вместе со статьей Уоллеса было опубликовано в 1858 г. в “Трудах Линнеевского зоологического общества”.

Отложив на время написание других работ, Дарвин решил подготовить к печати основной свой труд — “Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь”. Книга была завершена за 8 месяцев и опубликована 24 ноября 1859 г. Все 1250 экземпляров первого лондонского издания этой книги разошлись в несколько дней. Уже через две недели после этого Ф. Энгельс писал К. Марксу: “... до сих пор никогда еще не было столь грандиозной по-

Дарвин Ч. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле “Бигль”. М., — 1954. - С. 408

пытки доказать историческое развитие в природе, да к тому же с таким успехом”.

Истинная теория эволюции наконец-то была создана и стала достоянием общественности.

Сразу же после опубликования “Происхождения видов...”, теория Дарвина была с большим энтузиазмом воспринята всеми передовыми деятелями науки и культуры. Начался романтический период увлечения дарвинизмом, период пересмотра всех биологических знаний с позиции эволюционного учения.

Современные эволюционисты углубили многие аспекты исследований Дарвина. Однако не вызывает сомнений, что теория эволюции считается самым плодотворным продуктом биологической мысли за все время существования биологии.

С основными положениями эволюционного учения Чарлза Дарвина мы познакомимся на следующем уроке.

Дополнительный материал

Эволюционные идеи в глубокой древности

Первые проблески эволюционных идей можно уловить во взглядах многих древних философов Индии, Китая, Месопотамии, Египта и Греции. Фактические знания в биологии были слишком бедными, и они уступали пальму первенства умозрительным трактовкам. Поэтому весь период развития эволюционных учений, продолжавшихся с глубокой древности до 1600 г можно назвать периодом угадывания законов природы.

Одна из первых дошедших до нас попыток объяснить происхождение и развитие организмов принадлежит древнегреческому философу Эмпедоклу (490—430 до н.э.). Его эволюционные взгляды были весьма причудливыми и фантастическими. Согласно этим взглядам, из комьев первичной тины, согретой внутренним теплом Земли, сперва возникли растения, а животные появились отдельными частями: “Головы выходили без шеи, двигались руки без плеч, очи блуждали без лбов”. Влекомые силой любви эти части искали друг друга и слагались в целые живые существа, причем соединения частей происходили случайно, так что образовались чудовища в виде животных с человеческими головами, многоголовые создания и т.д. Но эти уродливые твари, по учению Эмпедокла, были неспособны к продолжительному существованию, и волею Вражды должны были погибнуть, уступив место более гармонично устроенным организмам. С течением времени по законам Любви и Вражды получились формы, приспособленные к среде и способные к размножению. Теперь животные возникают уже не из тины, а путем полового размножения. Таков наивный мифологический эволюционизм Эмпедокла.

В лице Аристотеля (384-332 до н.э) греческая наука достигла своей вершины. Оставляя в стороне его громадные заслуги в других областях знаний, нам нужно оценить лишь отношение Аристотеля к эволюционным идеям. Аристотель был несомненно эволюционистом, в том смысле, что признавал постепенное развитие природы. Первая стадия этого развития — неорганическая материя, которая затем переходит в материю органическую, живую. Растения более

оживлены, чем минералы, и менее оживлены, чем животные. Между растениями и животными стоят зоофиты ( кишечно-полостные и губки), а высшую форму организмов представляет человек. Таким образом, Аристотель первым высказал идею “лестницы существ”, которая расценивается им как способ объяснения порядка, заложенного в природе. Развитие природных объектов сводится к их восхождению по ступенькам лестницы и осуществляется вследствие присущего материи стремления к совершенствованию. Камень стремится к жизни растения, растение — к жизни животного, животное — к жизни человека, а человек — к идеальной жизни богатства, воплощающего высшее благо. В природе ничего не происходит случайно, все подчинено указанному выше стремлению. Такая цель поставлена разумом — первой причиной всех причин.

После Аристотеля античная наука не породила ни одного самостоятельного мыслителя в области естествознания.

Эволюционные взгляды от эпохи Средневековья до конца XVIII века

С наступлением Средневековья в Европе распространяется идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догматах. Творцом всего живого провозглашается Высший разум, или Бог. Рассматривая природу с таких позиций, ученые считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют, креационизмом (от лат. “creation” - создание, творение).

Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения — картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Ученые описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую классификацию живых организмов.

Среди выдающихся натуралистов XVIII века наиболее известно имя Карла Линнея (1707—1778), шведского естествоиспытателя. Он вошел в историю науки как великий систематизатор природы, отец систематики. Линней разработал правила классификации и номенклатуры организмов. Он всю жизнь занимался поиском естественной системы растений и животных, предложил первое научное определение вида, уточнил его критерии, лично впервые описал около 10 000 видов растений и 4200 видов животных.

В биологии XVII века безраздельно господствовал “призрак вечнонеизменного вида”. Точное определение этого метафизического этапа в развитии естествознания дал Ф. Энгельс: “Но что особенно характеризует рассматриваемый период, так это выработка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы. <...>. Земля оставалась от века или со дня своего сотворения (в зависимости от точки зрения) неизменно одинаковой. Теперешние “пять частей света” существовали всегда, имели всегда те же самые горы, долины и реки, тот же климат, ту

же флору и фауну, если не говорить о том, что изменено или перемещено рукой человека. Виды растений и животных были установлены раз и навсегда при своем возникновении, одинаковое всегда порождало одинаковое. <-...> В природе отрицали всякое изменение, всякое развитие. <...> Для естествоиспытателей рассматриваемого нами периода он был чем-то окостенелым, неизменным, а для большинства чем - то созданным сразу”.

Идея неизменности природы покоилась на концепции креационизма, согласно которой все сущее было сотворено Богом. Применительно к биологии эту концепцию выразил К. Линней в своей знаменитой формуле: “Видов столько, сколько разных форм вначале произвело Бесконечное существо”. Это и помешало Линнею создать естественную классификацию живых существ. Линней искал только сходство, но не родство между видами. Так, в основе деления растений на систематические группы лежало изучение их различий в генеративных органах (т.е. органах, отвечающих за половое размножение).

Линней выделил 24 класса растений: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голосеменных и споровых). Среди явнобрачных первые 12 классов выделялись только по числу тычинок, к 13-му относились растения, имевшие более двенадцати тычинок, а при отнесении к 14—23 классам учитывалось еще и строение андроцея.

В основу классификации животных Линней положил строение кровеносной и дыхательной систем. Он выделил 6 классов животных: млекопитающие, птицы, гады (в современной трактовке — земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые, черви. К классу червей К. Линней ошибочно отнес губок, кишечно-полостных, моллюсков, иглокожих, а к классу насекомых — еще и ракообразных.

Несмотря на ошибки, допущенные К. Линнеем, очевиден его гигантский вклад в развитие биологической науки. Историческое значение К. Линнея, кроме названного выше, состоит еще и в том, что он выдвинул принцип иерархичности систематических категорий (таксолов): виды объединяются в роды, роды — в семейства, семейства — в отряды, отряды — в классы и т.д. Иерархичность системы К. Линнея близка к идее расхождения признаков у родственных организмов, предложенной столетием позже Ч. Дарвином. К. Линней впервые поместил человека в отряд Приматы, нанеся первый сокрушительный удар представлениям об исключительности человека, как явления природы.

Взгляды великого ученого на проблемы виды и видообразования не оставались неизменными. К концу жизни он допускал возможность возникновения близких видов от одного предка естественным путем, без вмешательства Бога.

Зарождение идей трансформизма в конце XVIII и начале XIX веков.

Эволюционные идеи Ж.-Б. Ламарка

В противовес господствовавшим концепциям неизменной природы во второй половине XVIII века начинают зарождаться идеи трансформизма — учения об изменяемости видов и естественном превращении живой природы.

Родоначальником трансформизма следует признать выдающего французского естествоиспытателя Жоржа Бюффона (1707—1788). В своей “Естественной истории” он обосновал оригинальные представления о развитии жизни Земли, о возникновении живых организмов из неорганических веществ, и о их постепенном историческом развитии от простых форм к более сложным.

Бюффон видел доказательство единства происхождения в плане строения животных и объяснял сходство близких видов их происхождением от общих предков.

Неоценимый вклад в развитие эволюционного учения внес Жан Батист Ламарк (Жан Батист Пьер Антуан де Монье шевалье де Ламарк (1744—1829)) — французский естествоиспытатель. Им была высказана первая целостная концепция эволюции органического мира, в вводных лекциях по курсу зоологии в 1802—1806 гг., а в 1809 г. он в полной форме изложил свою теорию эволюции в известном труде “Философия зоологии”.

Ламарк впервые превратил проблему эволюции в предмет специального изучения, в особое направление биологических исследований.

Опираясь на собственные ботанические и зоологические изыскания, Ламарк показал, что существует ряд естественных групп, в пределах которых соседние виды сложно отличить друг от друга. Все трудности, по мнению Ламарка, проистекают из того, что между видами существуют постепенные переходы, “лишающие нас средств наметить между ними линии раздела”. Наличие же переходов доказывает, что виды находятся в состоянии движения, то есть постепенно изменяются, превращаясь в другие виды.

Установив изменяемость видов, Ламарк попытался выявить факторы, которые определяют весь ход эволюции организмов.

Согласно его теории, первые организмы произошли и происходят ныне путем самозарождения из тел неорганической природы. Природа начала и всегда вновь начинает с образования простейших живых тел. Она не могла и не может идти от сложного к простому. Ее ход противоположен — от простого к сложному. Поэтому классификация растений и животных не может быть произвольной. Она должна отображать действительный порядок природы — процесс развития от низших форм к высшим.

По словам Ламарка, создав с затратой огромного времени всех животных и все растения, природа образовала в том и другом царстве настоящую лестницу, в смысле все возрастающей сложности организации живых тел. Это ступенчатое повышение организации Ламарк называет градацией. По его мнению, градационный процесс, или развитие жизни от низших форм к высшим, составляет самую характерную особенность эволюционного процесса.

Ступенчатое повышение организации можно проследить на примере животных от одного класса к другому. Ламарк классифицирует свой градационный ряд на 6 ступеней и 14 классов, как это показано на рисунке.

Рис. 1. Градация животных по представлениям Ж.-Б. Ламарка.

I—VI — ступени градации; 1 — 14 — классы.

По Ламарку, ступени лестницы уловимы исключительно в главных группах общего ряда, а не в видах, ни даже в родах. Внутри классов ряд видов разветвляется и возникают нарушения градации. Это явление связано с гем, что внутри классов идет процесс приспособительной дифференциации видов в зависимости от различных условий существования. Каждый вид и род имеет серию признаков, из которых одни, более общие, свойственны всем представителям класса и отражают градационный процесс, а другие признаки, более частные, соответствуют конкретным условиям существования. Эти частные приспособительные признаки и составляют причину нарушения правильной градации.

Таким образом, теория эволюции должна объяснить, какие факторы определяют, во-первых, градацию организмов, а во-вторых, их приспособление к среде обитания.

В решении вопроса о факторах, определяющих градацию организмов, Ламарк недалеко ушел от представлений, типичных для многих философов и ученых XVIII в. Он считает, что воля Творца создала порядок, в силу которого развитие жизни обязательно совершается от низших форм к высшим. Сам принцип градации установлен Творцом, а в природе он воплощается в организации определенных классов животных и растений. Следовательно, в предложенном Ламарком объяснении прогрессивной эволюции мы улавливаем тот же мотив предопределенного природой стремления к совершенствованию, который был постулирован еще Аристотелем.

Проблема приспособления организмов к среде обитания разрабатывалась Ламарком на материалистической основе. До него сторонники трансформизма только утверждали изменяемость видов, а Ламарк попытался объяснить, как и почему возникают новые виды и новые приспособительные признаки. Для иллюстрации этого объяснения обычно прибегают к примеру с упражнением шеи у жирафы, но для начала мы рассмотрим более простой случай. Ламарку было хорошо известно, что многие растения образуют разные приспособительные формы в зависимости от тех условий, в которых они существуют. Растения, относящиеся к одному виду, могут сильно изменяться в зависимости от почвенного питания, температуры, света и влажности. Когда стрелолист обыкновенный (Sagitlaria sagittifolia) растет в воде, у него развиваются подводные линейные листья, а на суше формируются воздушные листья с широкой и стреловидной листовой пластинкой.

Почему бы не рассматривать эти внутривидовые формы как зарождающиеся новые виды? Ведь если в длинном ряду поколений потомки водной формы все время будут оставаться в воде, а воздушной — на суше, то в конце концов произойдет наследственное закрепление этих признаков и они превратятся в видовые признаки. И действительно, в роде Sagittaria известны виды, как бы демонстрирующие филогенетическое закрепление водных и воздушных листьев в качестве постоянных видовых признаков. Так, стрелолист вальковатый (S. teres) растет только в воде и всегда образует узкие подводные листья, а стрелолист цепкоплодный (S. lappuia) растет только на суше и всегда имеет листья с широкой пластинкой. Эти (обозначенные штриховой линией на рисунке) эволюционные переходы от индивидуальных приспособительных реакций к новым видам кажутся вполне возможными, если соблюдаются следующие два принципа:

Рис. 2. Видообразование в роде стрелолистов (Sagittaria) по теории Ж.Б. Ламарка: А — в воде; Б - на воздухе; а, б — Sagittaria sagittifolla; в - S. Lappuria, г- S. Teres.

1. Принцип адекватной изменчивости организмов — изменения растений возникают только под влиянием среды и всегда носят приспособительный характер, то есть повышают их выживаемость.

2. Принцип наследования приобретенных признаков — все приспособительные признаки, приобретенные в течение индивидуальной жизни организма, наследуются его потомками как при половом, так и при бесполом размножении.

Оба принципа принимались Ламарком в качестве непреложных истин, не требующих доказательств.

Итак, приспособительная эволюция растений, по Ламарку, сводится к такой последовательности событий:

Эти же эволюционные события обусловливают приспособление к среде низших животных, не имеющих высокоразвитой нервной системы.

Совсем иначе протекает приспособительная эволюция высших животных, которые, по мнению Ламарка, наделены способностью к внутреннему чувству и проявлению воли, побуждающей их к определенным действиям. Это качество в наибольшей степени свойственно позвоночным, а среди беспозвоночных только насекомые обладают “смутно выраженной способностью чувствовать”. В таком случае изменение внешней среды вызывает изменение потребностей животного, и если новые потребности продолжают существовать достаточно долго, то они постепенно превращаются в новые привычки. В соответствии с новыми привычками упражняются органы, с помощью которых они удовлетворяются. Постоянное упражнение какого-либо органа ведет к его усиленному развитию, а при неупотреблении органы ослабляются, приходят в упадок и могут совсем исчезать. Ламарк также полагал, что новые потребности и привычки могут вызывать образование нового органа, необходимого для их удовлетворения. Все изменения, выработавшиеся под влиянием упражнения или неупотребления органов, передаются по наследству, закрепляясь и усиливаясь в ряду последовательных поколений.

Итак, приспособительную эволюцию высших животных, по Ламарку, можно представить в виде следующей схемы:

Из этой схемы ясно, что поведение высших животных Ламарк считал ведущим фактором их формообразования. По его мнению, “не форма тела и его частей определяет привычки и образ жизни животного, но, напротив, привычки, образ жизни и все прочие воздействующие обстоятельства с течением времени создали форму тела и частей животных”. Ламарк не устает отстаивать эту идею и иллюстрирует ее многими примерами. Чтобы вы могли составить представление о том, как подаются и трактуются эти примеры, послушайте две цитаты.

“...Береговая птица, — пишет Ламарк, — не любящая плавать, но которая все же вынуждена отыскивать пищу у самого берега, постоянно подвергается опасности погрузиться в ил. И вот, стремясь избегнуть необходимости окунуть тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями ее породы, постоянно вытягивать и удлинять ноги, все особи этой породы как бы стоят на ходулях, так как мало-помалу у них образовались длинные голые ноги, лишенные перьев до бедра, а часто и выше”.

А вот как преподносит Ламарк знаменитый, неоднократно пародированный и осмеянный пример с длинношеей жирафой:

“... Что касается привычек, любопытно наблюдать результаты их на примере своеобразной формы тела и роста жирафа. <...> Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных <...> водится в местах, где почти всегда почва сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до нее. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор, у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное <...> достигает шести метров <...> в высоту”.

Ламарк приводит очень большое количество подобных примеров: длинная шея у лебедя и гуся, удлиненный язык у муравьеда и дятла, перемещение глаз на “верхнюю боковую часть головы у змеи” и т.п. По поводу возникновения рогов у парнокопытных в “Философии зоологии” говорится, что “во время приступов ярости, особенно частых у самцов, их внутреннее чувство благодаря своим усилиям вызывает интенсивный прилив флюидов” ко лбу, где и формируются рога. Ламарк называет также ряд примеров утраты органов от неупотребления. К числу их он относит исчезновение конечностей у змей, органов зрения у крота, слепыша, протея и т.д. Особенно убедительным кажется ему пример с насекомыми, утратившими крылья, когда они ими не пользуются.

Важно подчеркнуть, что во всех этих процессах руководящее значение, по мнению Ламарка, имеет воля (внутреннее усилие) животного. В соответствии с уровнем науки того времени Ламарк полагал, что по нервам, которые считались полыми трубками, движутся особые “флюиды”, “нервные тонкие жидкости”, направляемые волевыми усилиями к тем или иным органам. Результатом притока “флюидов” к интенсивно работающему органу и является его развитие, а в отсутствие нервного влияния орган редуцируется.

Теория Ламарка впервые предложила материалистическое и непротиворечивое объяснение того, как могли возникать приспособительные признаки животных и растений. Некоторые дарвинисты полагали,

что будто бы с позиций этой теории нельзя понять происхождение Многочисленных случаев покровительственной окраски животных и таких органов пассивной защиты, как иглы ежей и дикобразов. Это неверно. Строго придерживаясь эволюционных принципов Ламарка, мы можем считать, что покровительственная окраска и органы пассивной защиты появились под влиянием тех же волевых усилий животного, которые определили рост рогов у копытных. Известно, что окраска куколок у дневных бабочек часто соответствует цвету того фона, на котором находились гусеницы перед окукливанием. Если глазки гусениц покрыть светонепроницаемым лаком, то куколки теряют способность к адаптивным изменениям своей окраски. Разве нельзя думать, что, воспринимая отраженные световые лучи, гусеницы стремятся как можно больше соответствовать цвету фона и могут направлять свои “флюиды” к покровам, вызывая тем самым изменение окраски?

Конечно, было бы странно, если бы первая теория эволюции сразу же объяснила все возможные приспособления организмов к среде обитания. Известно, что морфологические признаки некоторых животных не соответствуют условиям их существования. Так, паук-серебрянка постоянно живет только в воде, но по его внешнему облику этого не скажешь. На теле паука нет явных признаков приспособления к плаванию, нырянию и вообще к водному образу жизни. Небольшая птичка — оляпка, называемая еще “водяным воробьем”, тоже лишена каких- либо черт строения, связанных с жизнью под водой, хотя она превосходно ныряет и питается водными животными. Трудно понять, почему в этих случаях упражнения органов не привели к видимым морфологическим изменениям. Но ради справедливости следует сказать, что и дарвиновская теория революции в недоумении останавливается перед этими фактами. Так имеем ли мы право подходить к оценке теории Ламарка с более жесткими требованиями, чем к оценке теории Дарвина? Слабость теории Ламарка заключается совсем не в том, что она “чего-то не объясняет”, а только в том, что предлагаемые ею объяснения основаны на неверных исходных позициях.

Отвлекаясь от малосущественных деталей и подробностей, мы можем свести эволюционные взгляды Ламарка к трем главным теоретическим положениям:

1. Согласно этой теории, усложнение организации живых существ определяется стремлением природы к прогрессу и протекает независимо от условий среды обитания. Наоборот, в постоянной и неизменной среде градация, по Ламарку, должна была бы обнаружиться в наиболее правильном чистом виде.

2. Нарушающие градацию приспособления организмов к их среде обитания Ламарк объяснял присущей животным и растениям способностью изменяться так, как нужно в данных условиях, т.е. целесообразно. Получается, что целесообразность в строении и функциях организмов — это их изначальное свойство. По существу, Ламарк поставил знак равенства между изменением и приспособлением: если каждое изменение всегда и обязательно целесообразно, то процесс приспособления сводится к процессу изменчивости.

3. По теории Ламарка всякое обусловленное средой изменение включается в арсенал наследственности и служит материалом для эволюции. Ненаследственных изменений, как считал Ламарк, вообще ш бывает.

Развитие биологии в XIX—XX веках показало, что все три главные идеи Ламарка оказались заблуждениями великого ума.

III. Закрепление

Задание № 1

Какие утверждения верны:

1. Ламарк создал лучшую искусственную систему (—).

2. Линней считал, что виды существуют и не изменяются (+).

3. Ламарк создал первую эволюционную теорию (+).

4. Ламарк считал, что организмы изменяются от простого к сложному (+).

5. Линней разделил всех животных на 5 классов (—).

6. Ламарк отрицал изменчивость видов (—).

7. Ламарк считал, что все признаки, приобретенные в течение жизни, наследуются потомками (+).

8. Линней закрепил использование бинарной номенклатуры (двойных названий) для вида (+).

Задание № 2

Определите, о каком ученом составлен синквейн:

1. ?

2. Эрудит, верующий.

3. Описывал, систематизировал, организовывал.

4. Создал лучшую искусственную систему.

5. Трудоголик.

1. ?

2. Талантливый, невезучий.

3. Боролся, отстаивал, доказывал.

4. Создал первое эволюционное учение.

5. Творец.

1. ?

2. Трудолюбивый, обстоятельный.

3. Путешествовал, наблюдал, анализировал.

4. Выяснил причины эволюции живого.

5. Гений.

Постарайтесь самостоятельно составить синквейны об этих ученых.

Домашнее задание

По учебнику А.А. Каменского, §7.1, с. 188—190, записи в тетради синквейны;

по учебнику И.Н. Пономаревой, §36, вопросы после параграфа записи в тетради, синквейны.






Для любых предложений по сайту: [email protected]