Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
Цели: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах; продолжить формирование навыков решения генетических задач; сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.
Оборудование: таблица “Генетика пола”; плакат “Основные типы хромосомного определения пола”; инструктивные карты № 1 и 2.
Ход урока
I. Организационный момент
На доске:
Издавна людей удивляла и интересовала проблема почти равного распределения женских и мужских особей в новых поколениях. Генетика объяснила сущность этой проблемы.
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа по карточкам (См. приложение 2).
Карточка № 3.
(Ответы: 1 - 4); 2 - 2); 3 - 3); 4 - 2); 5 - 1); 6 - 3); 7 - 4); 8 - 1).)
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя.
— Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержания определенного соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна и для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых. Было высказано множество догадок, но ни одна из них не получила научного подтверждения до тех пор, пока развитие генетики и цитологии не раскрыло механизм наследования и определения пола.
— О механизмах наследования и определения пола мы поговорим на сегодняшнем уроке.
Учитель с помощью учащихся формулирует цель и задачи урока.
2. Постановка проблемы.
— Нам известно, что большинство животных и двудомные растения являются раздельнополыми организмами, причем внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Другими словами, каждому виду, имеющему четкое деление на мужские и женские особи, свойственно определенное соотношение полов, близкое 1:1. Как объяснить это явление?
— Мы уже встречались с этим соотношением при составлении схемы анализирующего скрещивания гетерозиготной и рецессивной форм.
Учитель рисует на доске схему.
— По аналогии с анализирующим скрещиванием можно предположить, что один пол дает два типа гамет (гетерогаметный), а другой — один тип (гомогаметный). От того, какой из типов гамет гетерогаметного пола встретится при оплодотворении с гаметой единственного типа гомогаметного пола, зависит пол развивающегося потомка. Такое же предположение высказал Г. Мендель. Возникает вопрос, в чем отличие между гаметами разных типов?
— Это предположение было подтверждено в начале XX века, когда Т. Моргану и его сотрудникам удалось установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом. Чем?
3. Самостоятельная работа с учебником.
Организуется самостоятельная работа с материалами учебника для поиска ответа на поставленный вопрос. (На столах технологические карты с вопросами и заданиями (См. приложение 2).)
4. Продолжение изучения материала.
— Наличие половых хромосом XX и XY не только объясняет наличие мужского и женского полов, но и обусловливает рождение равного числа детей обоего пола.
На доске:
Генетическое объяснение соотношения полов у человека
— Однако вопреки теоретически ожидаемому равенству, среди рождающихся мальчиков и девочек не наблюдается строго соотношения 1:1. Обычно мальчиков рождается несколько больше, чем девочек. Например, на 100 девочек среди белого населения США рождается 106 мальчиков; в Греции — 113,2; в Южной Корее — 113,1 и т.д. В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика, к юношескому возрасту на 100 девушек — 100 юношей, к 50 годам на 100 женщин - 85 мужчин, а к 85-летнему возрасту на 100 женщин — всего 50 мужчин.
— Это так называемое вторичное изменение соотношения полов объясняется их разной жизнеспособностью. Как у человека, так и у животных мужской пол оказывается менее устойчивым к неблагоприятным факторам окружающей среды, и продолжительность жизни мужских особей поэтому короче, чем женских.
5. Активизация познавательной деятельности.
Проблема “Установить личность, сменить пол”.
— В спортивных состязаниях существует одна деликатная проблема. Отдельные представители сильного пола пытаются соревноваться с ... женщинами. У слабого пола пытается выиграть мужчина ... в женском обличье! Выиграть — не в споре равных, а у тех, кто ему заведомо уступает. Оказывается, такое плутовство возможно: существуют способы обмануть судей. Как не допустить появления на женских соревнованиях мужчин?
— Предложите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки. Ведь, как известно, внешность часто обманчива.
Учащиеся высказывают свои предположения , затем выступает ученик с докладом “Определение пола у человека”.
Определение пола у человека
В конце 40-х годов ученый М. Барр обнаружил различия в строении интерфазных ядер соматических клеток у самок и самцов кошек: в ядрах клеток самок была обнаружена своеобразная хроматиновая глыбка. названная половым хроматином, или тельцем Бара. Одна Х-хромосома всегда оказывается в активном состоянии и имеет обычный вид. Другая, если она имеется, бывает в покоящемся состоянии, в виде этого самого тельца Бара. Поэтому число телец Бара всегда на единицу меньше числа наличных Х-хромосом, то есть у самца (XY) их нет вовсе, а у самки (XX) — только одно. Такая закономерность оказалась характерной для млекопитающих, в том числе для человека.
Наличие полового хроматина довольно легко определяется методом исследования эпителиальных клеток в соскобе слизистой щеки. С этой целью тупой стороной лезвия скальпеля делается соскоб с внутренней стороны щеки (в ротовой полости), что совершенно безвредно и безболезненно. Эпителиальные клетки, содержащиеся в соскобе, подвергаются окраске и рассматриваются под микроскопом. Следовательно, отличить клетки мужчин от клеток женщин можно как непосредственно — путем анализа хромосомного набора соматических клеток, так и косвенно — по наличию полового хроматина.
В период с 1969 по 1989 годы в нашей стране эту процедуру прошли около 12 тысяч человек. Всего за это время сняты с соревнований 16 человек.
Накануне международных соревнований эта процедура, носящая название “секс-контроль” проводится с 1968 года.
При помощи этого метода диагностируют в настоящее время и некоторые аномалии пола, например: синдром Клайнфельтера (♂, XXY), синдром Тернера (♀, ХО).
6. Работа с инструктивной картой.
— Перед нами новая проблема.
— Нам известно, что любой организм обладает большим количеством аутосомных признаков, то есть признаков, за которые отвечают гены, локализованные в аутосомах. А есть ли признаки, сцепленные с полом? Если да, то чем отличается наследование аутосомных признаков от признаков, сцепленных с полом?
— Проведем работу с инструктивной картой 2 (См. приложение 2).
Домашнее задание
По учебнику И.Н. Пономаревой, §24, вопросы после параграфа, термины; решить задачу, ответить на вопрос: “Почему не бывает черепаховых котов?” (Если В — черная окраска, в — рыжая окраска — гены расположены в Х-хромосомах; черепаховая окраска — чередование черных и рыжих пятен).