Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Основные положения клеточной теории - КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы
Цели темы: сформировать у учащихся понятие о клетке как структурной и функциональной единице всех живых организмов на нашей планете; познакомить учащихся с процессами метаболизма, биосинтеза белка и митоза, их значением и биологической сущностью.
Планирование темы
Урок 1. Основные положения клеточной теории.
Урок 2. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
Урок 3. Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.
Урок 4. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
Урок 5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
Урок 6. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
Урок 7. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.
Урок 8. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
Урок 9. Энергетический обмен в клетке.
Урок 10. Типы питания клетки.
Урок 11. Фотосинтез и хемосинтез.
Урок 12. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.
Урок 13. Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.
Урок 14. Деление клетки. Митоз.
Урок 15. Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы».
Методические рекомендации
При изучении темы учащиеся должны уяснить, что на клеточном уровне жизнь функционирует как биологическая система, представленная клеткой.
Клетка — элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов. Каждая структурная единица клетки выполняет определенные функции, а сама клетка представляет собой единое целое. Более того, если рассматривать простейших, то они являются самостоятельными организмами, функционирующими на уровне клетки.
При изучении темы необходимо опираться на знания учащихся, полученные при изучении биологии в предыдущих классах, а также при изучении молекулярного уровня.
Важно, чтобы учащиеся осознали преемственность между молекулярным и клеточным уровнями, обеспечивающуюся тем, что биомолекулы — это тот материал, из которого строятся клеточные структуры и благодаря которым осуществляются процессы жизнедеятельности. В связи с этим при организации учебного процесса следует использовать беседы и организацию самостоятельных работ учащихся. Следует также учитывать, что при изучении данной темы учащимся необходимо будет не только осмыслить материал, но и запомнить достаточно большое количество новых понятий. Следовательно, важно продумать методику повторения и закрепления этих понятий на последующих уроках.
Урок 1(14). Основные положения клеточной теории
Задачи урока: развить понятие о клеточном уровне жизни; сформировать понятие о клеточной теории и ее основных положениях.
Ход урока
Оргмомент урока
Актуализация знаний
1. Фронтальная беседа по вопросам:
1) Что такое клетка?
2) Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?
3) На основании чего можно утверждать, что клетка является элементарной единицей живого?
2. Лабораторная работа «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».
На усмотрение учителя учащиеся или сами готовят микропрепараты кожицы лука, кожицы листа, эпителия слизистой оболочки полости рта и др., или рассматривают готовые микропрепараты. Желательно, чтобы учащиеся класса рассматривали микропрепараты разных клеток.
Ход работы
1) Рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
2) Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
3) Сравните строение растительной и животной клеток. Опираясь на имеющиеся у вас знания, сделайте вывод.
Обсуждение результатов лабораторной работы.
Изучение нового материала
1. История создания клеточной теории и ее роль в развитии биологии. (Рассказ учителя.)
2. Основные положения клеточной теории. (Формулирование положений клеточной теории в ходе поисковой беседы и их запись в тетради. При организации поисковой беседы учитель использует результаты лабораторной работы и имеющиеся у учащихся знания из предыдущих курсов биологии.)
Задание на дом
Изучить § 2.1 «Основные положения клеточной теории», ответить на вопросы в конце параграфа.
Итоги урока