ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ И ВРОЖДЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАЮЩИЕСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА
Педагогическая цель |
Сформировать представление о наследственных и врожденных заболеваниях |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится объяснять причины проявления наследственных заболеваний; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний ППП, ВИЧ-инфекции; проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека; будет знать наследственные и врожденные заболевания; должен уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ценности здорового и безопасного образа жизни |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс). Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Заболевания, врожденные заболевания |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, индивидуальный контроль |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный и фронтальный контроль. - Как происходит связь эмбриона с организмом матери? (Через пупочный канатик.) - Когда эмбрион начинают называть плодом? (На 8-й неделе, в то время, когда заканчивается закладка всех органов.) - Что происходит с зиготой сразу после оплодотворения? (Зигота начинает делиться, образуются клетки зародыша.) - Какую функцию выполняет плацента? (Плацента защищает зародыш от чужеродных веществ, а также является временной железой внутренней секреции: ее клетки выделяют гормоны, необходимые для нормального течения беременности.) - Какой срок составляет период внутриутробного развития человека? (Составляет около 280 суток.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя |
||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Некоторые секреты передачи признаков из поколения в поколение частично раскрыты учеными-генетиками, другие до сих пор остаются тайной. Почему в одних случаях дети рождаются похожими на одного из родителей, в других сочетают в себе признаки обоих? В чем причина рождения детей “с отклонениями” или различными заболеваниями? Каждый родитель хочет иметь здорового ребенка. Свойство передавать потомкам свои признаки называется наследственностью. Более подробно с наследственностью и законами генетики вы познакомитесь в курсе биологии 9 класса. А сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие заболевания являются врожденными, почему некоторые инфекции называются ЗППП и какие меры их профилактики мы можем предпринять |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями. Обращает внимание на вопросы гигиены и меры профилактики. - По мере моего рассказа, используя слайды презентации, вам необходимо будет заполнить следующую таблицу: НАСЛЕДСТВЕННЫЕ И ВРОЖДЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
||
Вид болезни Примеры |
Наследственные |
Врожденные |
|||||
- Наследственные заболевания связаны с нарушениями генетического аппарата зиготы, то есть набора хромосом оплодотворенной яйцеклетки. Если сперматозоид или яйцеклетка имеют какие-то дефекты к моменту оплодотворения, то при их слиянии образуется неполноценный зародыш. Одним из самых серьезных изменений наследственного аппарата эмбриона является неправильное формирование его органов. Существует несколько форм и видов проявлений таких изменений. К наследственным заболеваниям относится синдром Дауна. При данном заболевании появляется лишняя хромосома у 21-й пары. Симптомы этого заболевания легко выявляются по внешнему виду ребенка. Это и кожная складка во внутренних углах глаз, которая придает ему монголоидный вид, и большой язык, короткие и толстые пальцы, постоянно приоткрытый рот, маленький нос с широкой переносицей, деформированные ушные раковины, плоский затылок. При тщательном обследовании у таких детей обнаруживаются пороки сердца, зрения и слуха, умственная отсталость, снижение иммунитета. Еще одним наследственным заболеванием является гемофилия - несвертываемость крови. Это опасное заболевание, при развитии которого человек может умереть от обычного пореза. Его кровь не имеет способности свертываться, то есть не образуется тромб. Следующим заболеванием чаще страдают мужчины, чем женщины. Это заболевание - дальтонизм, или цветовая слепота. Люди с цветовой слепотой не способны различать некоторые цвета. Очень редко наблюдается полное отсутствие цветного зрения. Вопрос: - Как вы считаете, работа каких клеток нарушается при цветовой слепоте? (Колбочек.) Учитель демонстрирует “тест на дальтонизм”: - Наличие или отсутствие дальтонизма определяется на специальных полихроматических таблицах Рабкина. В отличие от наследственных, врожденные заболевания связаны с повреждениями зародыша, происходящими в процессе его развития. Эмбрион человека наиболее уязвим в первые три месяца его развития, так как еще не сформирована плацента - защитный барьер развивающегося зародыша. В этот период плод наиболее чувствителен к вирусным инфекциям, лекарственным препаратам, никотину, алкоголю. К врожденным заболеваниям можно отнести пороки сердца, пороки органов (недоразвитые органы) и др. Для развивающегося эмбриона опасны не только наркотические вещества, алкоголь, никотин, но и различные заболевания матери. Факторами неправильного развития эмбриона могут стать беспорядочные половые контакты и инфекции, передаваемые половым путем. Болезни этой группы раньше назывались венерическими, по имени мифологической богини любви Венеры. В настоящее время известно более 20 венерических заболеваний. Наиболее опасными из заболеваний, передающихся половым путем, являются СПИД и сифилис. СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита человека. Синдром возникает в результате развития в организме ВИЧ-вируса. 1 декабря отмечается всемирный день борьбы со СПИДом. Я думаю, вам уже многое известно о передаче ВИЧ-инфекции. Вспомните и запишите, какими путями передается ВИЧ-инфекция. (Полавьт; при использовании одного шприца наркоманами; при использовании нестерильных предметов; при переливании крови; от матери к ребенку.) - Какие меры профилактики необходимо соблюдать? (Пользоваться средствами защиты; при переливании крови сдавать кровь на ВИЧ-вирус; медицинским работникам нужно пользоваться одноразовыми шприцами и дезинфицировать инструменты.) |
|||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая профилактическая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены и посещения врача-венеролога, а также ежегодного прохождения медицинского осмотра со сдачей крови на ВИЧ и сифилис. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между соблюдением правил гигиены и здоровьем. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Чтобы защитить себя от венерических болезней, следует осторожно относиться к выбору партнера, соблюдать меры личной профилактики, пользоваться средствами защиты, после каждого случайного полового контакта необходимо обратиться к врачу за советом или профилактическим осмотром. Каждому человеку необходимо помнить: болезнь легче предупредить, чем лечить |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Настраивают себя на соблюдение мер профилактики |
Вопросы учителя |
||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
||
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: прочитать записи в тетради |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ И ВРОЖДЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Вид болезни Примеры |
Наследственные |
Врожденные |
Синдром Дауна Дальтонизм Гемофилия |
Передаются по наследству. Связаны с нарушениями генетического аппарата |
Врожденные заболевания связаны с повреждениями зародыша, происходящими в процессе его развития; это пороки сердца, пороки органов |