ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ДЫХАНИЕ
Педагогическая цель |
Создать условия для проверки качества усвоения учащимися знаний по теме “Дыхание” |
Тип, вид урока |
Контроль знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится характеризовать: сущность биологического процесса дыхания, транспорта веществ; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения; использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; называть заболевания органов дыхания; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение); объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма; будет знать заболевания органов дыхания, факторы риска для здоровья |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для решения контрольных заданий |
Фронтальный опрос |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для проведения контрольной работы и выполнения заданий. Учитель может задавать наводящие вопросы, касающиеся тематики контрольной работы. Пока дежурные раздают тетради, учитель проверяет знание основных понятий, дополняет ответы и корректирует знания обучающихся |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя |
Вопросы учителя |
II. Мотивация |
Вводная беседа |
Мотивирует обучающихся к написанию контрольной работы. Использует такие слова и словосочетания, как “вы молодцы”, “все знаете”, “обязательно справитесь” и др. |
Ставят своей целью написание контрольной работы |
Устанавливают причинно-следственные связи |
Наблюдение |
III. Контроль знаний. Обеспечение контроля знаний |
Контроль |
Тестирование предназначено для учащихся со средним уровнем подготовки. Для учащихся с более высоким уровнем подготовки учитель может составить другой тест. Контролирует работу учащихся, сообщает о времени |
Выполняют задания контрольной работы |
Внимательность, сосредоточенность. Умение устанавливать причинно-следственные связи между известным и тем, что нужно найти |
Тестовые задания |
IV. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока. Этап рефлексии учитель проводит на следующем уроке. После проверки контрольной работы, на этапе актуализации знаний учащихся, проходит анализ контрольной работы и работа над ошибками |
Слушают учителя |
Контроль знаний и их коррекция |
Письменные ответы |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Контрольная работа по теме “Дыхание”
Вариант I |
Вариант II |
||||||||||||||||||||||||||||
Уровень А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных. 1. Дыхательные пути - это: 1) носовая полость, гортань, трахея; 2) носовая полость, гортань, трахея, бронхи; 3) только бронхи; 4) трахея и бронхи. 2. Поверхность альвеол легких взрослого человека равна: 1) 50 м2; 2) 60-120 м2; 3) около 300 м2; 4) свыше 300 м2. 3. В плевральной полости содержится(атся): 1) жидкость; 2) воздух; 3) витамины; 4) углекислый газ. 4. Углекислый газ образуется: 1) в легких; 2) клетках тела; 3) эритроцитах; 4) альвеолах. 5. Голосовые связки расположены: 1) в глотке; 2) трахее; 3) гортани; 4) ротовой полости. 6. Жизненная емкость легких у взрослого человека в среднем составляет: 1) 1000-1500 мл; 2) около 2000 мл; 3) около 3500 мл; 4) около 5000 мл. 7. В состав трахеи входят: 1) хрящевые кольца; 2) хрящевые полукольца; 3) костные кольца; 4) костные полукольца. 8. К дыхательным путям относится(ятся): 1) альвеолы; 2) гортань; 3) легкие; 4) плевра. 9. Слизистые оболочки носовой полости образованы тканью: 1) мышечной; 2) эпителиальной; 3) соединительной; 4) нервной. 10. Диафрагма образована тканью: 1) эпителиальной; 2) соединительной; 3) мышечной; 4) железистой. 11. Дыхательный центр расположен: 1) в среднем мозге; 2) спинном мозге; 3) продолговатом мозге; 4) промежуточном мозге. 12. Дыхательный центр возбуждается, если в межклеточном веществе: 1) уменьшается концентрация кислорода; 2) увеличивается концентрация кислорода; 3) увеличивается концентрация углекислого газа; 4) уменьшается концентрация углекислого газа. Уровень В. Выберите три правильных ответа из шести предложенных. В1. Основные дыхательные мышцы: 1) мышцы брюшного пресса; 2) диафрагма; 3) трапециевидная мышца; 4) внутренние межреберные мышцы; 5) наружные межреберные мышцы; 6) дельтовидная мышца. В2. Особенности альвеол: 1) состоят из однослойного эпителия; 2) состоят из нескольких слоев эпителиальных клеток; 3) имеют вид пузырьков; 4) оплетены капиллярами; 5) имеют вид тонких трубочек; 6) покрыты мышечной тканью. В3. Систему дыхательных путей образуют: 1) носовая полость; 2) альвеолы; 3) гортань; 4) трахея; 5) легкие; 6) плевра. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В4. Установите соответствие между составом воздуха и типом воздуха. |
Уровень А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных. 1. Нижние дыхательные пути - это: 1) носовая полость, гортань, трахея; 2) носовая полость, гортань, трахея, бронхи; 3) только бронхи; 4) гортань, трахея и бронхи. 2. Сколько кислорода содержится в выдыхаемом воздухе? 1) 10 %; 2) 14 %; 3) 16 %; 4) 21 %. 3. Отдел воздухоносных путей, в котором расположены голосовые связки: 1) носоглотка; 2) трахея; 3) гортань; 4) бронхи. 4. Кислород поступает в организм через: 1) легкие; 2) альвеолы; 3) гортань; 4) дыхательные пути и альвеолы. 5. Как называется соединительнотканная оболочка, которая покрывает каждое легкое снаружи? 1) Фасция; 2) плевра; 3) базальная мембрана; 4) капсула. 6. Жизненная емкость легких у спортсмена в среднем составляет: 1) 1000-1500 мл; 2) около 2000 мл; 3) около 3500 мл; 4) около 5000 мл. 7. В состав трахеи входят: 1) хрящевые кольца; 2) хрящевые полукольца; 3) костные кольца; 4) костные полукольца. 8. В альвеолах легких у человека происходит: 1) окисление органических веществ; 2) синтез органических веществ; 3) диффузия кислорода в кровь; 4) очищение воздуха от пыли. 9. При спокойном выдохе объем грудной полости уменьшается, при этом межреберные мышцы: 1) и диафрагма сокращаются; 2) и диафрагма расслабляются; 3) сокращаются, а диафрагма расслабляется; 4) расслабляются, а диафрагма сокращается. 10. Легочные пузырьки, оплетенные густой сетью кровеносных капилляров, называются: 1) бронхами; 2) трахеями; 3) альвеолами; 4) бронхиолами. 11. Вверху гортань сообщается: 1) с глоткой; 2) трахеей; 3) бронхами; 4) носоглоткой. 12. Дыхательный центр возбуждается, если в межклеточном веществе: 1) уменьшается концентрация кислорода; 2) увеличивается концентрация кислорода; 3) увеличивается концентрация углекислого газа; 4) уменьшается концентрация углекислого газа. Уровень В. Выберите три правильных ответа из шести предложенных. В1. В носовой полости вдыхаемый воздух: 1) увлажняется; 2) согревается; 3) окисляется; 4) обеззараживается; 5) насыщается кислородом; 6) насыщается оксидом углерода. В2. Особенности альвеол: 1) состоят из однослойного эпителия; 2) состоят из нескольких слоев эпителиальных клеток; 3) имеют вид пузырьков; 4) оплетены капиллярами; 5) имеют вид тонких трубочек; 6) покрыты мышечной тканью. В3. Систему дыхательных путей образуют: 1) носовая полость; 2) альвеолы; 3) гортань; 4) трахея; 5) легкие; 6) плевра. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В4. Установите соответствие между изменением, происходящим у человека |
||||||||||||||||||||||||||||
Состав воздуха |
Тип воздуха |
||||||||||||||||||||||||||||
A) 16 % кислорода; Б) 0,03-0,04 % углекислого газа; B) 21 % кислорода; Г) 4-4,5 % углекислого газа |
1) Вдыхаемый; 2) выдыхаемый |
||||||||||||||||||||||||||||
Типы дыхательных движений |
Изменения грудной клетки и грудной полости |
||||||||||||||||||||||||||||
А) Вдох; Б) выдох |
1) Увеличение объема легких и уменьшение в них давления воздуха; 2) расслабление дыхательных мышц; 3) уменьшение объема грудной клетки и грудной полости; 4) сжатие легких и повышение в них давления; 5) расширение грудной клетки и грудной полости; 6) сокращение межреберных мышц и диафрагмы |
||||||||||||||||||||||||||||
Ответы занесите в таблицу: |
|||||||||||||||||||||||||||||
А |
Б |
В |
Г |
||||||||||||||||||||||||||
В5. Установите соответствие между стадией дыхательного цикла и событиями, происходящими в течение этой стадии. |
|||||||||||||||||||||||||||||
События |
Стадия |
||||||||||||||||||||||||||||
Ответы занесите в таблицу: |
|||||||||||||||||||||||||||||
A) Сокращение наружных межреберных мышц; Б) сокращение внутренних межреберных мышц; B) сокращение диафрагмы; Г) расслабление диафрагмы; Д) опускание ребер; Е) подъем ребер |
1) Вдох; 2) выдох |
||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||||||||||||||||||
В5. Установите соответствие между процессами, происходящими в легких и тканях человека при газообмене. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Процесс |
Место протекания |
||||||||||||||||||||||||||||
Ответы занесите в таблицу: |
|||||||||||||||||||||||||||||
A) Образование оксигемоглобина; Б) образование карбоксигемоглобина; B) диффузия кислорода в клетки; Г) выход углекислого газа из крови; Д) диффузия кислорода в капилляры альвеол; Е) диффузия углекислого газа из клеток в кровь |
1) Легкие; 2) Ткани |
||||||||||||||||||||||||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
||||||||||||||||||||||||
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. В6. Установите правильную последовательность этапов прохождения воздуха по дыхательной системе. A) Трахея; Б) носовая полость; B) бронхи; Г) носоглотка; Д) легкие; Е) гортань. Уровень С. Дайте полный, развернутый ответ. С1. Как осуществляется газообмен в легких и тканях? Что такое чихание и кашель? С2. Дайте характеристику верхних и нижних дыхательных путей |
|||||||||||||||||||||||||||||
Ответы занесите в таблицу: |
|||||||||||||||||||||||||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
||||||||||||||||||||||||
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. В6. Установите последовательность процессов, составляющих механизм выдоха. Запишите получившуюся последовательность цифр. 1) Сдавливаются легкие; 2) сокращается объем грудной клетки; 3) давление воздуха в легких повышается; 4) воздух выходит из легких в окружающую среду; 5) расслабляются межреберные мышцы и диафрагма; 6) опускаются ребра, диафрагма принимает форму купола. С1. Какие центры регулируют работу дыхательной системы? Как происходит регуляция дыхания? С2. Какие заболевания органов дыхания вам известны? Каковы меры профилактики этих заболеваний? |
|||||||||||||||||||||||||||||
Ответы:
Вариант I |
Вариант II |
Уровень А. 1.2. 2.1. 3.2. 4.3. 5.3. 6.2. 7.2. 8.2. 9.3. 10.3. 11.3 Уровень В. В1. 2, 4, 5. В2. 1, 3, 4. В3. 1, 3, 4. В4. 2, 1, 1, 2. В5. 1, 2, 1, 2, 2, 1. В6. Б, Г, Е, А, В, Д. Уровень С. С1. Артериальная кровь приходит по большому кругу кровообращения к органам и тканям, где отдает кислород и забирает углекислый газ. В связи с тем, что в межклеточной жидкости и в клетках кислорода значительно меньше, чем в крови, приносимой по сосудам большого круга кровообращения, гемоглобин отдает кислород. Он выходит в тканевую жидкость, окружающую кровеносные капилляры, а затем попадает в клетки, в которых расходуется на процессы окисления органических веществ. В результате клеточного дыхания образуется углекислый газ. Он переходит из клеток сначала в межклеточную жидкость, а затем через однослойные стенки капилляров попадает в кровь. Кашель возникает при раздражении бронхов. При этом происходит глубокий вдох, за которым следует усиленный резкий выдох. Голосовая щель открывается, и происходит выброс воздуха. Чихание возникает при раздражении слизистых оболочек носовой полости. Происходит резкий выдох, похожий на тот, который наблюдается при кашле, но, когда воздух толчком выбрасывается из легких, язык блокирует заднюю часть ротовой полости и для воздуха остается единственный путь наружу - через нос. С2. Дыхательные (воздухоносные) пути - это последовательно соединенные между собой полости и трубки, по которым воздух, содержащий кислород, из окружающей среды достигает легких. Различают верхние и нижние дыхательные пути. Верхние дыхательные пути начинаются носовой полостью, поделенной перегородкой на две половины. Пройдя через носовую полость, воздух попадает в глотку, а затем в гортань, от которой начинаются нижние дыхательные пути. Гортань образована несколькими хрящами. Специальный надгортанный хрящ (надгортанник) прикрывает вход в гортань во время глотания пищи. Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея образована 16-20 хрящевыми полукольцами, благодаря которым по пищеводу, примыкающему сзади к трахее, свободно может проходить пищевой комок. Приблизительно на уровне 5-го грудного позвонка трахея разветвляется на два бронха, образованных хрящевыми кольцами. Бронхи входят в правое и левое легкое. В легких они многократно ветвятся на более мелкие трубочки, образуя бронхиальное дерево. Самые тонкие бронхиальные ветви называют бронхиолами. От них отходят тончайшие ходы, стенки которых образуют многочисленные выпячивания - альвеолы, или легочные пузырьки |
Уровень А. 1.4. 2. 3. 3.3. 4.4. 5.2. 6.4. 7.2. 8.3. 9.2. 10.3. 11.4. 12.3. Уровень В. В1. 1, 2, 4. В2. 1, 3, 4. В3. 1, 3, 4. В4. 1, 2, 2, 2, 1, 1. В5. 1, 2, 2, 1, 1, 2. В6. 5, 6, 2, 1, 3, 4. Уровень С. С1. Нервная регуляция осуществляется благодаря дыхательному центру, расположенному в продолговатом мозге. Одна группа нервных клеток дыхательного центра отвечает за вдох - эта группа называется центр вдоха. Другая группа - центр выдоха - отвечает за выдох. Причем вдох и выдох рефлекторно стимулируют друг друга. Нервные клетки, отвечающие за вдох, связаны через спинной мозг с теми мышцами, которые приподнимают ребра и опускают диафрагму. После этого вступают в действие нейроны центра выдоха. Человек способен произвольно задерживать, урежать или учащать дыхание, менять его глубину. Это возможно потому, что деятельность дыхательного центра продолговатого мозга находится под контролем высших отделов головного мозга. С2. Наиболее часто встречающееся заболевание органов дыхания - бронхит. Просвет бронхов сужается из-за накопленной слизи, и дышать становится тяжело. Основная причина острого бронхита - вирусы и микробы. Наиболее распространены вирусные инфекции (грипп) и острые респираторные (дыхательные) заболевания (ОРЗ, ОРВИ), а также ангина, туберкулез и бронхиальная астма. Для профилактики инфекционных заболеваний органов дыхания необходимо ограничить контакты с уже больными людьми и уменьшить степень воздействия на эти органы вредных примесей, содержащихся в воздухе: пыли, выхлопных газов, выбросов промышленных предприятий |